Чем меньше очереди под кабинетами в поликлиниках, тем лучше и для медиков, и для пациентов.
Очередей в современных поликлиниках быть не должно в принципе. Рациональная система оказания первичной медицинской помощи предусматривает строгие алгоритмы работы, в которых разделяется прием плановых (основной) и внеплановых пациентов. Так как последних меньшинство, существенно влиять на график работы специалистов-медиков они не будут. Такую цель ставило перед собой Министерство здравоохранения Беларуси еще несколько лет назад. Что сегодня делается для уменьшения очередей в учреждениях здравоохранения? Этот актуальный вопрос стал темой для разговора с заместителем главного врача Мозырской центральной городской поликлиники по медицинскому обслуживанию населения Владимиром Николаевичем ГАВРИЛОВИЧЕМ.
«Разгрузка» поликлиники: что сделано
– На 92-95% работа амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения имеет плановый характер. С целью уменьшения очередности в поликлиниках, а также улучшения порядка их работы проводится так называемая оптимизация маршрута пациента в поликлинике, разработаны и внедрены алгоритмы оказания медицинской помощи с разделением потоков плановых и неотложных пациентов. Неотложных – не более 5-8%, – рассказывает Владимир Николаевич. – Предпринимаются различные организационные меры по оптимизации и планированию работы, направленные в том числе на уменьшение очередности в поликлиниках.
В первую очередь, это введение предварительной записи через листки самозаписи в поликлиниках, по телефону регистратуры, через интернет-регистратуру talon.by, а также через официальные сайты учреждений здравоохранения: mcgp.by – сайт учреждения здравоохранения «Мозырская центральная городская поликлиника»; mozdetgb.by – сайт учреждения «Мозырская городская детская больница»; mozroddom.nethouse.ru – сайт учреждения «Мозырский городской родильный дом»; umgsp.by – сайт учреждения «Мозырская городская стоматологическая поликлиника».
Записаться предварительно можно не только на прием к различным специалистам, но и на некоторые виды дополнительных лабораторных и инструментальных методов обследования.
Для контроля работы регистратур поликлиник установлены системы аудиовидеонаблюдения.
Увеличены сроки действия рецептов на лекарственные средства до 6 месяцев. Например, в тех случаях, когда пациент имеет хроническое заболевание и достаточно хорошо контактирует с врачом. Организовано предоставление рецептов при выписке пациентов из стационарных организаций здравоохранения. То есть каждый пациент при выписке из стационара при необходимости вместе с эпикризом получит рецепт на необходимое лекарственное средство.
Во-вторых, уменьшению очередей способствует планирование работы по организации целевых профилактических осмотров организованных групп (работники предприятий, организаций различной формы собственности). Часть их «ложится на плечи» Мозырской городской поликлиники №4, что позволяет значительно разгрузить городские поликлиники.
Организация профилактических диспансерных осмотров населения в соответствии с Постановлением Минздрава Республики Беларусь №96 от 12.08.2016 «Об утверждении инструкции о порядке проведения диспансеризации» также направлена на уменьшение очередей в поликлиниках. Инструкция предусматривает уменьшение частоты профилактических осмотров здоровых и практически здоровых (имеющих факторы риска развития заболеваний) людей в возрасте до 40 лет.
Для улучшения доступности первичной медицинской помощи сельскому населению создана бригада врачей-специалистов, осуществляющая еженедельный выезд на район для проведения диспансерных осмотров сельского населения по месту проживания согласно утвержденному графику.
Проводятся мероприятия по оптимизации оказания медицинской помощи на уровне первичного звена: организация работы терапевтической участковой службы по принципу врача общей практики (с 1.08.2016 4,0 ставки врача-терапевта участкового перепрофилировано во врача общей практики, амбулатории врача общей практики укомплектованы специалистами). Введение подготовленных специалистов широкого профиля на первичный терапевтический прием позволит уменьшить количество направлений пациентов на консультацию к некоторым узким специалистам.
В поликлиниках города и района введено и занято 26 ставок помощника врача, 5 из них работает на терапевтических участках в составе «команды»: врач–помощник врача–медицинская сестра. Помощник врача (подготовленный квалифицированный фельдшер) ведет самостоятельный прием пациентов, назначает необходимое дообследование, осуществляет осмотр пациентов на дому, при необходимости согласовывает время и дату консультации врача-терапевта. Ему дано право выписать рецепт и заверить его печатью врача, что позволит части пациентов, которые имеют хронические заболевания, не приходя к врачу, выписать по рецепту необходимые препараты.
Зарплата врача теперь не зависит от количества принятых пациентов. Внедренные принципы оплаты труда участковой терапевтической, педиатрической, гинекологической и др. служб на основании утвержденных индикаторов качества позволяют улучшить качественные показатели работы, при которой зарплата врача зависит от показателей здоровья населения (заболеваемость, инвалидность, смертность, охват осмотрами и др.).
Не можете прийти – верните талон!
– В работе поликлиник существует большая проблема: неявка пациентов на прием по предварительной записи порой доходит до 25% и более. А ведь предусмотрена довольно простая процедура отказа от забронированного талона. Если вы не можете прийти, не забывайте уступить место другим пациентам! – напоминает заместитель главного врача района.
– По личному наблюдению: действительно, на сайте talon.by можно взять талон на ближайшее время к большинству врачей в поликлинике. Правда, это не относится к кардиологам, неврологам, эндокринологам и некоторым другим узким специалистам. Либо талонов нет вовсе, либо есть несколько на месяц вперед… Талоны к этим врачам так быстро разбирают, либо дело в другом?
– Проблема в том, что зачастую пациенты сами, без предварительного осмотра у участ-кового врача-терапевта, решают, что им нужен кардиолог, невролог либо кто-то другой из узких специалистов. Не всегда это правильно. Например, человек с болью в спине записывается к неврологу, так как считает, что эта проблема по его части. Но оказывается, что боль имеет совершенно иной «профиль». А достаточно было записаться к участковому терапевту, который либо сам назначит лечение, либо в случае необходимости направит на консультацию к узкому специалисту.
Существует проблема перегруженности узких специалистов, которых по штатному расписанию меньше, чем терапевтов. Кроме того, среди этих врачей особенно высок процент неявки пациентов, взявших талоны. Пациент записывается сразу к 3-4 специалистам, проходит одного, на других запись не снимает.
Первичный пациент должен попадать к неврологу, кардио-логу, эндокринологу и другим узким специалистам только после осмотра участковым терапевтом – это будет логично.
– А если пациент пришел с острой болью, например, к офтальмологу? Долго ждать при этом не может…
– Попасть на прием к врачу-офтальмологу сегодня не является проблемой: штат этих специалистов полностью укомплектован. Повторюсь, основная функция поликлиники – это плановая профилактическая медицинская помощь населению, и подавляющее большинство пациентов поликлиники – плановые. Думаю, если пациент понимает, что ему необходимо проверить зрение, нет никакой проблемы в том, чтобы заранее, за 2-3 недели, записаться к врачу.
При экстренной патологии, например, травме глаза, необходимо обращаться за помощью в приемное отделение городской больницы, в скорую помощь. И многие люди это понимают. Процент неотложных пациентов в поликлинике невелик, и по острой боли действует своя схема приема. Сначала человека направят в кабинет помощника врача, и тот в случае необходимости сам определит пациента к нужному специалисту, предварительно предупредив, что нужна неотложная помощь, и его примут быстро. Но таких случаев, как правило, немного.
Нормальной является плановая работа поликлиники. Никакой живой очереди быть не должно. Записался пациент на 14.05, пришел к назначенному времени, его приняли в 14.05 – это будет правильным.
– Есть ли какие-то критерии обоснованности вызова врача на дом?
– Ситуация такова, что обоснованность вызова определяет сам пациент – по своему самочувствию. Этим, к сожалению, люди нередко злоупотребляют. Например, пациент по каким-либо причинам, кроме объективной – ухудшающегося самочувствия, не хочет идти в поликлинику, тогда он вызывает врача на дом. Следует учитывать, что во многих случаях на дом придет не врач, а помощник врача, который осмотрит пациента и определит, нужна ли ему врачебная консультация на дому, либо можно прийти в поликлинику.
Культура и вежливость – залог успеха
Немаловажное значение в вопросе улучшения работы поликлиник имеет общая культура и воспитанность пациентов. Наш собеседник Владимир Николаевич Гаврилович перечисляет простые правила, о которых следует помнить каждому пациенту:
— отказаться от талона заранее, если он не нужен;
— прийти в назначенное время на прием к врачу;
— не пытаться пройти вне очереди. Если нужно «только спросить» – сначала вежливо спросить разрешения у пациентов, ожидающих приема по записи;
— не пытаться организовать вторую – «живую» – очередь мимо предварительно записанных: врач не обязан принимать пациентов без предварительной записи;
— если вы пришли в поликлинику «по острой боли», то известите об этом медрегистратора: вас сначала осмотрит помощник врача, а затем в случае необходимости организует осмотр необходимого врача-специалиста;
— при наличии права на внеочередной прием необходимо известить об этом работника регистратуры;
— вежливо и культурно общаться с другими посетителями поликлиники, медицинскими работниками.
Соблюдение этих несложных правил поможет всем избежать стрессовых ситуаций при посещении поликлиники.
Елена МЕЛЬЧЕНКО