Каникулы: время отдыха?

429

Какую бурю эмоций, какой подъем вызывает каникулярное время у учеников разных учебных заведений, сколько надежд и ожиданий связано с ним! С возрастом приходит определенный опыт, и на многие вещи смотришь уже не так, как раньше: открываются новые аспекты, новые грани…

Вот и мне помог случай, тот самый, о котором писал Анатоль Франс (cлучай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем), посмотреть на каникулы под новым углом: летом я побывал на программе личностного роста для подростков «Следопыт» возле Переславля-Залесского, зимой же была программа «Ять» с совсем другой методикой и спецификой. Ребята получали навыки командообразования, умения работать в коллективе, слушать мнение всех и высказывать свое, находить решения задач. А задачи были отнюдь не простые, выполнить их в одиночку или в группе индивидуалистов невозможно. В качестве примера хочу привести последний, экзаменационный день. Начался он с подъема в 8.00 и закончился отбоем в 2.00 – это уже говорит о напряженности процесса. Среди поставленных задач были две интеллектуальные, такие, что не каждому взрослому под силу, ну и, конечно, квесты на смекалку, настойчивость, выдержку. В тот день столбик термометра опустился до -32 оС, и то, что ни один ребенок не обморозился, – показатель эффективности преподаваемых знаний и методик. Нужно сказать, что элемент закаливания присутствовал всегда, каждое утро начиналось с пробежки босиком по снегу, причем бегали все: начальник лагеря, руководители программ, инструкторы, кураторы, дети. Самому младшему участнику, Ванюше, сыну руководителя лагеря, – три годика («И что же?» — повторял за папой, бегая). Кстати, на программе присутствовала врач. Так получилось, что она попала в лагерь навыка впервые, впоследствии написала целую статью о своих впечатлениях, о том, что, увидев методы работы с детьми, ждала нескончаемого потока несчастных больных. Описывает свое удивление тем, что, кроме нескольких порезов да «потекших» носов, ничего не было. Интересно слушать такое от врача с десятилетним стажем работы в обычных детских оздоровительных лагерях.

Особенно запомнилось мне одно из заданий. По нескольким наводящим словам наставника ребятам надо было найти на довольно большом пространстве нечто, что послужит ориентиром для дальнейших поисков. Этим «нечто» оказалась консервная банка со льдом, в который были вморожены кусочки кожи с надписями. Мало было ее найти, надо было догадаться разжечь костер, растопить лед и достать подсказки. Я, если честно, когда планировали эти квесты, сомневался, что кто-нибудь догадается. Зря. Великая сила – коллектив, его разум способен творить чудеса. Так интересно было наблюдать за детьми, которые прямо на глазах становились умнее, сильнее, добрее! Приятно осознавать, что и ты являешься частью этого дела.

Но, хоть и каждая программа отличается неповторимой спецификой, есть базовые принципы, которые присутствуют во всех сферах деятельности лагеря навыка «Skill Camp». И эти принципы порой очень сильно отличаются от принятых сегодня в остальных детских лагерях. Во-первых, ребенок отдыхает, но отдыхает в труде, а не в «развлекалове», свободного времени у него нет, он все время занят (кроме тихого часа). Он растет физически, нравственно, интеллектуально и духовно. Родители его не отвлекают, в том числе звонками по телефону: мобильники у детей изымаются. Возможность связаться с руководителем у родных есть всегда, и он расскажет все о ребенке. И сам решит, надо ли дать трубку подростку или нет. На недельных программах звонки вообще не приветствуются. Поначалу мне самому это казалось странным, но потом я увидел, как один звонок от мамы вырывает ребенка из процесса, из коллектива, как меняются его мысли, пропадают внимание и сосредоточенность. А это так важно! Во-вторых, наставники учат личным примером: делай, как я, а не делай, как я сказал. Если я говорю, что курить вредно, значит, я не курю сам, если говорю о вреде алкоголя, значит, я и сам трезвенник, а не так: «Дети, алкоголь – это яд! Вам нельзя, а мне можно!»

Вообще, так полезно побывать в месте, где за неделю среди сотни человек не увидишь ни одного пьяного, курящего и матерящегося.

И еще. Знание – это привилегия, а не услуга. Наставник – это не наемный рабочий, который за плату обязан оказать ребенку эту услугу. Наставник – это человек, который от щедрот души своей делится с подрастающим поколением своим опытом. Если по-простому, то инструкторы, кураторы относятся к ребятам, как к своим близким. Очень заметно, как мальчишки из неполных семей буквально тянутся к наставникам, ведь им так нужен кто-то, кто хотя бы на время заменит им отца, передаст то, что мальчик может и должен получить только от мужчины.

Зачем я затронул эту тему? Мой коллега, беседуя со студентами одного вуза, решил выяснить, совпадают ли их нравственные ориентиры. Он попросил продолжить поговорку: «В жизни всегда есть место…?» В ответ услышал: «Отдыху!» Старшее поколение знает, что в жизни всегда есть место подвигу. Это знали и наши деды, и прадеды, сломавшие хребет гитлеровскому нацизму. Страшно подумать, что будет с государством, если молодежь будет думать только об отдыхе… Но все в наших руках. Дети – это будущее в настоящем. Как мы их воспитаем, в таком мире и будем жить.

Летом я писал, что, увидав что-то хорошее далеко от дома, хочется сделать такое и поближе. Рад сообщить: тренинговая программа «Рубеж» под руководством Андрея Аркадьевича Иванова пройдет в период весенних каникул на базе БАТЭ под Борисовом.

Каникулы – время отдыха, это, конечно, так. Но отдыхать-то можно совсем по-разному. Можно проводить время с пользой, а можно и ничего не делать. Каждый родитель вправе сделать свой выбор и следовать ему. Как мне сказал руководитель лагеря «Skill Camp» Кирилл Евгеньевич Лебедев: «Наш лагерь подходит для всех детей, но не для всех родителей. Но мы рады всем!»

Андрей ШИРИН,
оператор ОАО  «Мозырский НПЗ».


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: