«…А недавно две газели позвонили и запели»
Если назойливые нетактичные рекламные звонки до вас еще не дошли, то рекламную СМС-рассылку вы наверняка получали: золотые украшения, детские игрушки, туристические агентства, обувь, одежда – скидки, распродажи, новые поступления… Похоже, для тех, кого объединяют в клубы друзей/потребителей, телефон становится удобным способом получения рекламного контента. И продавцам хорошо: покупатель оперативно проинформирован, а средства на это потрачены более скромные. Но настораживает, что это становится чересчур навязчивой процедурой. Последний случай. На прошедших выходных приценивалась в магазине женской одежды. Продавец отреагировала на мое замешательство (неброское платье по средним меркам стоило действительно недешево) и заговорила о скидке в 70%. Волшебство подействовало: спросила, когда же они будут действовать. Сказали оставить номер мобильного – вышлют СМС. Отказалась, а в ответ получила: «Странный покупатель пошел…» Не поняла, в чем странность: в нежелании оставлять свои личные данные? Так на то они и личные! Но о понятиях приватного жизненного пространства спорить не стала – у каждого они свои. …Хотя неожиданные весточки бывают все же приятными: помню, как в течение почти 15 лет меня поздравляла с днем рождения компания, у которой заказала по почте несколько уроков иностранного языка. Вот такой милый приятный маркетинг.
О том, что зона использования личного мобильного телефона далеко не всегда остается зоной частной жизни, всерьез заговорили в России. По инициативе одного из операторов мобильной связи и исследовательского холдинга даже проводилась работа над нормативным документом, регулирующим правила поведения, связанные с использованием мобильной техники. По сути, был выработан некий «моральный кодекс» при пользовании мобильником. Например, «Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев»!
Еще из правил «мобильного» этикета.
Поздоровавшись с вызываемым абонентом, непременно поинтересуйтесь, удобно ли ему разговаривать в данный момент. Если нет, то спросите, когда можно будет позвонить снова. Если собеседник обещает перезвонить самостоятельно, не настаивайте на обратном.
Набрав номер, подождите ответа в течение 5 гудков. Более длительный звонок считается невежливым.
Если разговор предстоит долгий, предупредите собеседника об этом и уточните, сколько времени он сможет вам уделить. К слову, деловой звонок по мобильному может длиться 3-7 минут, личный – так долго, как этого хочется обоим собеседникам. Но слишком затягивать общение все же не стоит. Если у говорящих много вопросов, которые им хотелось бы обсудить, лучше договориться о личной встрече.
Если ваш звонок остался без ответа, этикетом разрешается перезвонить не ранее, чем через 2 часа. Но, скорее всего, вызываемый абонент заметит пропущенный вызов и перезвонит сам.
Слишком эмоциональное общение по телефону недопустимо! Выяснять отношения надо при личной встрече – это то, что всегда называлось «нетелефонным разговором».
Любопытно по поводу СМС: их можно отправлять в любое время суток. Предполагается, что абонент, получивший сообщение, сам определит режим их приема и время, когда он сможет их прочитать и ответить на сообщения, если он это пожелает.
P.S. На днях стало известно, что в Беларуси будет регулироваться порядок действий операторов при рассылке сообщений. Эти корректировки связаны с потоком смс, в том числе рекламного характера, которые абоненты не хотели бы получать. Нынешнее законодательство защищает интересы абонентов в плане отказа от смс-рассылок. Однако сейчас этот механизм совершенствуется.
Ольга АРДАШЕВА