Жыцце Палесся

Нина Булгак, учитель СШ №1 г.Мозыря: географию любят романтики!

Учитель географии средней школы №1 г. Мозыря Нина Николаевна БУЛГАК — о преподавании, мотивации педагога, узкой специальности и широкой дороге в жизнь.

География — интереснейшая наука, покорившая немало детских сердец еще в школе. Многие бывшие ученики, какую бы они профессию впоследствии ни выбрали, сохраняют любовь к этому предмету. Конечно, здесь почти всегда не обходится без влияния учителя. Чего не прочитаешь в учебнике — узнаешь от него.

Я спросила у школьников, которые учатся у Нины Николаевны Булгак, что они думают о своем педагоге. «Как учительница — очень классная. Интересно объясняет, ставит хорошие оценки. Двойки тоже ставит, но только тогда, когда реально заслужили. Как человек — во!» (большой палец вверх). Полагаю, каждый учитель улыбнется, прочитав эти слова. А мне приятно передать их в тексте адресату.

Но вернемся к географии. Об учителях, которые преподают эту удивительную науку, в районной газете мы рассказываем не так часто. Спешим исправиться. Мы попросили Нину Николаевну как районного тренера республиканской предметной олимпиады по географии поделиться своим учительским опытом и порассуждать о перспективах этой школьной дисциплины.

От  до климатолога

— Насколько я знаю, всего лишь в паре вузов страны есть географические факультеты. Нина Николаевна, выходит, что учителя вашей специальности — «редкий вид» сегодня?

— Можно и так сказать. Как мне известно, в Гомельской области сегодня географию преподают 90 учителей, которые имеют другую педагогическую специализацию. Как правило, это больше характерно для школ сельской местности, особенно в отдаленных населенных пунктах, где может ощущаться нехватка педагогов. Что же касается квалификации специалистов, то, думаю, высшие учебные заведения прекрасно справляются с подготовкой педагогических кадров, в том числе нашей специализации.

 — Наверное, справедливо будет ориентировать школьников на получение этой профессии. А интересна ли детям география?

— Безусловно, интересна, особенно если учитель творческий, разносторонний и знает, как увлечь ученика в «неведомые дали». Это предмет, который расширяет кругозор, помогает познавать мир. Многие дети с удовольствием читают дополнительную литературу по географии, тематические журналы, пользуются интернет-сайтами, смотрят специализированные телеканалы, тот же «National Geographic». Особенно большой интерес — у учеников 6-8 классов. Ребята постарше, к сожалению, чаще не уделяют географии много внимания. Разумеется, они стараются успевать во всем, но это, скорее, формальность. Ведь в старших классах школьники уже ориентируются на поступление в вуз. В перечне централизованного тестирования география занимает далеко не первые позиции, это связано с тем, что она сдается при поступлении на ограниченное количество специальностей.

 — Куда обычно поступают ребята, которые все-таки выбрали географию в качестве предмета ЦТ?

— Не только на специальности, связанные с преподаванием географии. Считаю, что тем ученикам, которые чувствуют в себе склонность к этому предмету, важно объяснить, что изучение географии дает им широкую дорогу в жизнь. География создала собственные самостоятельные науки: геологию, спелеологию, картографию, топографию, климатологию, метеорологию. В Беларуси можно получить профессию геолога (связанную с разведкой полезных ископаемых), геоэколога (в Гомельском государственном университете им.Ф.Скорины, Белорусском государственном университете), гидрометеоролога, космоаэрокартографа, геодемографа (в Белорусском государственном университете) и некоторые другие. Также географические факультеты есть в Брестском государственном университете им.А.С.Пушкина.

Можно попробовать себя в сфере туризма и гостеприимства. Эта сфера особенно привлекает детей, так как таит в себе заманчивые возможности посмотреть мир по профессиональному долгу. А сегодня дети желают и стремятся увидеть мир. Эту специальность — «Туризм и гостеприимство» — кстати, можно получить в ряде вузов Беларуси. Среди них упомянутые уже БГУ, БрГУ им. А.С.Пушкина, а также Гродненский государственный университет им.Я.Купалы, Полесский государственный университет и Полоцкий государственный        университет.

Географию часто выбирают люди, которым присущи мечтательность и романтика. Нередко географы специализируются на краеведении, ведут просветительскую работу. В качестве примера можно вспомнить известных людей современности, которые закончили географические факультеты. Это Артур Чилингаров — полярник с мировым именем, Николай Дроздов — ведущий телепрограммы «В мире животных», Федор Конюхов — знаменитый путешественник-одиночка.

Нужно верить в своих учеников

 — Вопрос банальный, но сложно удержаться, чтобы не задать его учителю, тем более районному тренеру олимпиадников. В чем секрет вашего педагогического мастерства?

— Считаю, что главным побудительным мотивом изучения предмета является познавательный интерес. Важно создать интригу, чтобы ребенку стало интересно: что же он такого еще не знает, и где найти ответ на поставленный вопрос.

Секрет же в том, что чем больше учитель узнает сам, тем больше увлекается своим предметом, и тем больше ему хочется поделиться своим знанием с детьми. А когда видишь, что твои усилия не прошли даром, что детям было интересно, что кто-то из них добился успеха на олимпиаде, то хочется еще больше повышать свой профес-сиональный уровень, узнавать что-то новое… Такой хороший замкнутый круг.

 — Если кто-то не слишком усердствует в учебе, двойки ставите легко?

— Ставлю их в исключительных случаях. Всегда можно найти подход к ребенку, и он выполнит задание. Хотя бы на первых этапах такое задание, которое ему будет по силам. Конечно, низкомотивированным детям, как ни парадоксально, требуется больше времени на учебу. В любом случае, чтобы дополнительно подготовиться, нужно время. Если понимаю, что ученик к уроку оказался не готов, даю возможность подготовиться к следующему, чтобы он мог исправиться. Все-таки не хочется отбивать у детей охоту к учению. Мне кажется, важно дать понять, что учитель верит в своего ученика. И тогда ребенок откликнется и сам поверит в себя.

 — Учитель «старой закалки» и современные школьники — кто-то, возможно, подумает, что им нелегко найти общий язык. А что вы можете сказать о своих учениках? Сложно ли с ними?

— Я могу сказать, что за несколько дней, пока была в командировке, я очень соскучилась по своим ученикам. Наверное, этот факт говорит сам за себя (улыбается). Приятно было узнать, что дети ждали и тоже скучали. Когда видимся в коридорах, радостно приветствуют. Понимаю, что без своей работы уже не представляю жизни. И очень люблю своих учеников.

Конечно, любому учителю особенно нравится работать с теми детьми, которые хотят учиться. Пусть ученик и не подает большие надежды, он не блистателен, но это для учебы далеко не самое главное. Можно быть способным, но ничего не делать. А можно постоянно наращивать свой уровень, учиться и в итоге обойти способных.

Приятно, когда кто-то на задней парте, обычно очень шумный, замолкает и слушает учителя, когда ему становится интересен урок. В этом, как я уже говорила чуть раньше, и состоит мастерство учителя: будет интересно на уроке — будет и интерес к школьному предмету, и, наверное, этот интерес останется с человеком на всю жизнь, даже если его профессия будет далека от этого предмета.

 — Есть ли у вас в классах такие ребята, которые могут назвать все страны мира?

— Есть те, которые легко выучивают большинство стран. Все потому, что есть живой интерес к страноведению. Ну разве что по Африканскому континенту запинаются иногда. В Африке находится самое большое количество стран после Евразии, большинство из них бедные государства, туристическая сфера в них развита слабо, и в новостях о них нечасто говорят. Потому у многих людей они не на слуху. Хотя я знаю, что есть дети, которые могут назвать все страны мира наизусть, причем вместе со столицами.

Стремитесь увидеть мир!

 — Еще одна традиционная тема для разговора с учителями — о пути в профессию. Знаю, что долгое время вы жили и работали в Молдове. Вы родом оттуда?

— Нет, я родом из здешних мест. Закончила школу с белорусским языком преподавания. Кстати, я очень надеюсь, что из вашей статьи мои одноклассники узнают меня и откликнутся. Мне было бы очень приятно найти их. О большинстве из одноклассников очень давно ничего не слышала и практически ничего сейчас о них не знаю по той причине, что долгое время не жила в Беларуси.

Я закончила Одесский государственный университет, в Одессе вышла замуж, затем с семьей мы переехали в Молдову. К сожалению, после распада СССР в Молдове жить стало небезопасно, возникали военные конфликты, и пришлось переехать обратно в Беларусь. Можно сказать, начинала учительскую карьеру с нуля. Но все сложилось хорошо, сейчас имею высшую квалификационную категорию учителя.

 — Почему же выбрали именно географическую специальность?

— Профессия учителя по тем временам была одной из самых престижных, популярных и уважаемых. На одном уровне с профессией врача. Конкурс на педагогические специальности в институтах был велик. Очень многие тогдашние старшеклассницы хотели быть учителями, и я не исключение. Но только в Беларуси учиться не хотела. Из г. Калинковичи по железной дороге было два основных направления: в сторону Ленинграда и в сторону Одессы. В обоих этих городах были прекрасные институты, куда можно было поступать на педагога. И в обоих городах есть море! Я выбрала город и море потеплее (с улыбкой). Хотелось романтики, впечатлений. Мечтала о жизни в большом городе, в котором жизнь кипит.

Географию выбрала тоже не случайно. Я чувствовала, что это наука как раз для меня. Было стремление познать мир, увидеть разные страны и еще активное нежелание сидеть на месте. В студенческие годы мы с однокурсниками очень часто совершали поездки по прекраснейшим местам Советского Союза. Особенно запомнился Кавказ. Конечно, колесить по миру безгранично в то время могли не многие люди. Уже с распадом СССР появилась такая возможность. Жаль, что не всегда позволяют финансы… И, конечно, жизнь со временем немного приземляет. У меня появилась семья, дети, тяга к путешествиям немного ослабла.

 — И все же она не угасла?

— Думаю, и не угаснет вовсе. Я как учитель географии не перестану восхищаться удивительным многообразием мира. Столько стран, столько разных уникальных культур, столько людей, не похожих на нас и тем интересных… Лично я бы с удовольствием побывала в Риме, Лондоне, других мировых столицах, чтобы своими глазами увидеть то, о чем рассказываю детям на уроках.

Кстати, дети любят делиться впечатлениями о своих поездках. Кто-то был в Италии, кто-то в Германии, кто-то в экзотических странах. Я всегда безумно радуюсь, когда слушаю рассказы своих учеников. Отрадно, что их родители стараются показать детям мир. Я всем своим ребятам желаю и хочу пожелать еще раз, чтобы у них в жизни обязательно было больше путешествий!

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото автора

 

Exit mobile version