Есть в Мозыре больница, в которой лечат всего одну болезнь. Это противотуберкулезный диспансер. Коллектив его преимущественно женский, но эти женщины занимаются чрезвычайно ответственным делом. Долг врача – в первую очередь, лечить, но фтизиатрам с учетом того, что многие их пациенты социально неблагополучны, приходится еще и проводить своеобразную воспитательную работу. С туберкулезом шутки плохи. Как справляются со всеми своими задачами медики Мозырского противотуберкулезного диспансера, узнала корреспондент газеты «Жыццё Палесся». Тем более, что повод для встречи есть – результаты соревнования по социально-экономическому развитию Мозырского района, в котором противотуберкулезный диспансер занял III место среди учреждений здравоохранения. Большое достижение для относительно небольшого коллектива. В диспансере работают 72 человека, из них только пять мужчин. Один из них – медбрат, другой – рентгенлаборант, трое – сотрудники по хозяйственной части. Врачей всего пять, все они женщины. Два доктора находятся в декретном отпуске.
– В общем, понятно, что основная медицинская работа ложится на хрупкие женские плечи, – с улыбкой рассказывает заведующая диспансером Ольга Игоревна Чернышова.
Руководитель противотуберкулезного диспансера также работает врачом-фтизиатром, ведет в основном детский прием. «Я закончила Белорусский государственный медицинский университет, в Мозыре проходила интернатуру по педиатрии, а с 2004 года пришла работать фтизиатром в МПТД. Но я принимаю не только детей, но и взрослых, так как у нас нет разделения», – поясняет она.
Ольга Игоревна – мама двоих детей. Как только собиралась выходить из второго декрета, ее пригласили на должность заведующей диспансе- ром, и она, долго не сомневаясь, согласилась. Главным «за», чтобы принять приглашение на управленческую должность, стала любовь к своей работе. По словам Ольги Чернышовой, работа заведующего больше организационная, чем медицинская.
В структуре диспансера – два медицинских отделения. Это фтизиатрическое (стационарное), рассчитанное на 40 коек: здесь проходят стационарное лечение пациенты с открытой формой туберкулеза, то есть те, которые являются основным источником инфицирования, а также пациенты, не являющиеся бактерионосителями. Они, разумеется, лечатся не вместе: для каждой из группы стационарных пациентов выделен отдельный этаж в здании диспансера. Также здесь находится амбулаторное (диспансерное) отделение.
– Не опасно ли работать в таком месте?
– Тут ничего не поделаешь, ведь понятно, что работа врача в любом случае предполагает контакты с больными людьми, – отмечает Ольга Игоревна. – У нас принимаются все меры безопасности. Сотрудники в стационаре используют специальные маски-респираторы с повышенной степенью защиты. Форма одежды также соответствующая, рабочую одежду сотрудники не забирают домой для стирки, в диспансере есть своя прачечная. В правилах распорядка для пациентов прописано, что во время нахождения в палате медиков и при выходе из палаты пациент обязан надевать одноразовую либо марлевую маску. Еще очень много мер инфекционного контроля: дезинфицирующие средства, специальная вентиляция. То есть безопасность максимальная.
– Ваши пациенты – это, в основном, люди, ведущие асоциальный образ жизни…
– В большинстве своем да. Но не все. Есть и пациенты, имеющие социально благополучное окружение. Болеют и городские, и сельские жители. Но большинство из тех, кто болен туберкулезом, все же неблагополучны. Чем хуже человек к себе относится, не следит за своим здоровьем, тем вероятнее у него может развиться это заболевание.
– Насколько успешно сегодня лечится туберкулез?
– При выполнении всех необходимых рекомендаций, и если источником заболевания стала лекарственно чувствительная туберкулезная палочка, то туберкулез вылечивается в течение 6 месяцев. Стандартный курс лечения от него занимает как раз полгода. Но если же возбудитель заболевания лекарственно устойчив, то курс продлевается на сроки почти до 2 лет. При этом используются более дорогие серьезные препараты, у которых больше побочных эффектов. Пациенту нужно иметь большую силу воли, чтобы в течение двух лет каждый день принимать большое количество противотуберкулезных препаратов, еще и с побочными эффектами. Поэтому для «длительных» пациентов сегодня существует много различных программ поддержки, в том числе международных – со стороны Всемирной организации здравоохранения, ООН, Международной организации Красного Креста. Эти программы направлены на то, чтобы поддержать у человека волю и приверженность к лечению. В частности, с помощью Красного Креста мы оплачиваем пациентам проездные билеты, чтобы каждый день они могли приехать к нам из любой точки города и принять таблетки. Лечение контролируемое: медсестра выдает лекарство и должна убедиться, что пациент его принял. Выдаются и продуктовые наборы, потому что нашим пациентам нужно усиленное питание с большим количеством белка. Часто больные туберкулезом этого как раз не могут себе позволить.
Сейчас появилось видео-контролируемое лечение, оно внедрено в Мозырском районе буквально с начала года. Если пациент нацелен на то, чтобы вылечиться, и мы видим, что он настроен серьезно, можем сделать доверительный шаг. Ему выдается смартфон (смартфоны закупались благодаря международной программе помощи от Красного Креста), в котором уже оплачен интернет-трафик, а также прописанные препараты на две недели. Каждый день пациент снимает на видео, как он принимает таблетки, а видеозапись отправляет на наш специальный сайт, доступ к которому есть только у лечащих врачей. Врач контролирует, чтобы пациент не уклонялся от лечения и не забывал про него. Контроль серьезный, но так пациенту упрощается жизнь: не нужно ездить в противотуберкулезный диспансер каждый день, достаточно раз в 2 недели на обследование и на получение нового запаса препаратов. Это удобно для тех людей, которые работают: они очень довольны такой формой взаимодействия с лечебным учреждением.
С некоторыми пациентами сложнее – они не хотят лечиться. Но в этом случае существует принудительное лечение. Мы подаем заявление в суд, предоставляем все документы о том, что человек осведомлен о своем заболевании, и о том, что туберкулез очень заразен, но все равно не принимает препараты и не ходит к врачу. Решением суда Мозырского района определяется принудительная госпитализация, и с помощью РОВД мы находим этих пациентов и отправляем их в Гомельскую област-ную противотуберкулезную клиническую больницу, где существует отделение принудительного лечения. За прошлый год мы принудительно госпитализировали 10 пациентов.
– Тяжелая работа. Как справляется с нею ваш женский коллектив?
– У нас сильная поддержка и взаимопомощь. Мы заботимся, чтобы в нашем учреждении была добрая атмосфера, это важно не только для сотрудников, но и для пациентов. Кстати, к некоторым нашим пациентам, если есть необходимость, медсестры приезжают на дом и привозят лекарства.
– Не обижают медиков?
– Всякое бывает. Иногда, когда наша медсестра приходит в дом пациента, видит его в состоянии алкогольного опьянения, и наслушаться при этом можно всякого. Некоторые из наших больных живут в частном секторе, и, навещая их, можно столкнуться со злыми дворовыми собаками. Но мы никогда не отправим медсестру одну! С ней всегда водитель, который сопровождает ее на приеме и смотрит, чтобы нашу сотрудницу никто не обидел.
Большинство заболевших – мужчины, а коллектив у нас женский, но проблем это не создает. Часто пациенты хотят поговорить о жизни, чтобы их выслушали. И надо выслушать! Не редкость, когда люди даже не привыкли к искреннему доброму слову. Они очень рады вниманию и женской улыбке.
Мы поздравляем коллектив Мозырского противотуберкулезного диспансера с лидерской позицией в районном социально-экономическом соревновании. Пусть поводов для улыбок у вас будет больше!
Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото автора