14 заездов за год, 370 человек в каждом заезде в возрасте от 3 до 17 лет, из которых за 24 дня необходимо сделать боеспособный дружный сплоченный коллектив, способный выполнять поставленные цели. Эту задачу решает Людмила Максимовна Штурма, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДРОЦ «Сидельники».
В нашей беседе мы постарались максимально уйти от сухих формулировок «организация воспитательного процесса осуществляется в соответствии… система воспитательной работы строится… актуальным направлением является… активизирована деятельность…» и обсудить особенности воспитательной работы, отличной от деятельности традиционных учебных заведений.
– В нашем центре для организации образовательного процесса функционирует школа, – рассказывает Людмила Максимовна. – Уроки проводятся сопровождающими педагогами согласно расписанию уроков и приказу отдела образования, направляющего обучающихся на оздоровление. Учебный процесс продуман так, чтобы ученики могли эффективно сочетать оздоровление и обучение. Для более качественной организации образовательного процесса в нашей школе внедрен новый проект – видеоуроки: по алгебре, физике, химии, биологии. С их помощью, при отсутствии учителя-предметника, урок превращается в полноценное учебное занятие, в ходе которого ученики смотрят видеолекцию опытного преподавателя, записывают основные сведения в конспект, разбирают типовые задачи. Учебные занятия, как правило, проводятся в первой половине дня. Во второй половине дня в нашей здравнице предусматривается время для проведения физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных воспитательных мероприятий. Эту задачу решают штатные работники: воспитатели, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования, культработники, педагог-психолог, библиотекарь. Моя обязанность: организация и контроль этой работы.
Несомненная наша специфика – отсутствие постоянного контингента учащихся, как в обычном среднем учебном заведении, есть даже специальный термин – временный детский коллектив. Если в школе педагоги знают все таланты своих воспитанников и как их использовать, то мы должны за короткий срок раскрыть все способности прибывших к нам детей и дать им возможность максимально проявить себя.
За первые три дня заезда надо успеть все про всех детей узнать, создать актив для помощи в работе и сформировать коллектив. А далее каждый новый день наполнить яркими делами и незабываемыми событиями.
– Деликатный вопрос: дети приезжают отдыхать, а тут их вроде как что-то делать заставляют, чуть ли не работать…
– Бывает и такое отношение. Но, во-первых, это не работа, во-вторых, всегда находится лидер, который ведет за собой свою группу, и мы всегда их выявляем. Не буду скрывать, что первые несколько дней бывает тяжеловато, но в итоге у нас получается всех увлечь деятельностью.
У нас есть планы работы на год, на заезд, перспективный план, но и они не являются чем-то окончательным и обязательным руководством к действию. Потому что могут приехать дети разных возрастов, где-то больше начальных классов, где-то – старшеклассников… Также меняются времена года, и мы максимально стараемся задействовать потенциал свежего воздуха и нашей территории. С учетом этих и других факторов меняются и мероприятия.
Не только дети, но и взрослые, приезжая куда-либо на отдых, ждут чего-то интересного и необычного, поэтому мы и формы работы стараемся подобрать так, это тоже входит в круг моих обязанностей, чтобы увлечь всех детей.
Другой тонкий момент: педагоги нашего центра – не аниматоры на курорте или в доме отдыха, которые должны развлекать и веселить отдыхающих. Наш основной принцип в работе с детьми: не за них и не вместо них, а вместе с ними. Есть мероприятия, к которым дети готовятся в течение всего заезда: конкурс красоты, день именинника – то, что требует тщательной предварительной работы. Но большая часть мероприятий, примерно 80%, это те, где от детей не требуется особой подготовки, но только – их активное участие. Поэтому здесь наша ответственность и состоит в том, чтобы подать их так, чтобы детей можно было пригласить к участию просто из зала.
Одна из самых моих любимых форм работы – интерактивные игры. Это практически идеальная организация досуга детей, которая нравится и взрослым. Наглядность всегда помогает нам лучше все понимать, учить и запоминать.
– Есть у вас личные победы и достижения, которыми особенно гордитесь?
– Конечно, невозможно занести в отчет случаи, когда дети приезжали равнодушными к любой деятельности, но нам удавалось раскрыть их таланты. Могу сказать, что я принимаю непосредственное участие в профилактической работе с несовершеннолетними. В частности, это профилактика вредных привычек. Детям очень нравится свободный микрофон «Живи по закону сухому», хотя их первая реакция на рассказ о вреде алкоголя: «Ой, да нам уже в школе сто раз про это рассказывали…» Меня радует, что мне удалось так собрать и подать фактуру и материал, что к концу мероприятия в порядке вещей услышать: «Никогда не буду пить спиртное…»
Думаю, что это победа.
– Какую идеологическую работу можно проводить с отдыхающими?
– Мы обязательно проводим все мероприятия в соответствии с календарем государственных праздников. Эта работа ведется не только с детьми, но и коллегами. Все спортивные праздники проходят с обязательным использованием символики, гимна и флага, – все, как у взрослых на турнирах высокого уровня. Это дисциплинирует, повышает ответственность ребят и статус наших состязаний.
– Традиционный вопрос: ваши творческие планы?
– Нужно отметить, что культурно-досуговая деятельность только тогда привлечет к себе детей и вызовет у них стремление присутствовать на массовых мероприятиях, когда они разнообразны и привлекательны. Поэтому самое главное для меня – разработка новых форм работы, сделать побольше интересных мероприятий, чтобы наш центр был для детей любимым местом отдыха и общения, местом проведения досуга..
Дмитрий КУЛИК