Недавно довелось обращаться за медицинской помощью, причем не один раз. Не проходила простуда (беспокоила боль в горле, оставалась повышенной температура) после назначенного участковым врачом лечения. Пришлось идти к нему на прием повторно. Был назначен более сильный антибиотик.
В аптеке провизор, молоденькая девушка, долго изучала рецепт, уточнила, кому же назначен препарат. По ее словам, выписанная доза намного превышала ту, что указана в инструкции по применению, данный вид лечения предназначен для инфекции, протекающей в очень тяжелой форме. «Ни в коем случае не принимайте лекарство в такой большой дозе, уменьшите ее, иначе будут неприятные последствия: вы «посадите желудок», – таков был ее совет. Что было делать, ведь со здоровьем не шутят. Бежать опять к врачу, выстаивать очередь, терять время, нервы, чтобы спросить, а не ошиблась ли она, когда выписывала рецепт. Но какому специалисту понравится то, что пациент сомневается в его компетентности? Как быть? Передо мной стоял нелегкий выбор.
Мое счастье, что среди моих родственников есть врачи. Пришлось в срочном порядке звонить и выяснять, как поступить в данной ситуации. И вот что мне ответили: «Ни в коем случае не пользоваться советами аптекаря, ведь врач, исходя из резутатов анализов, тяжести течения заболевания, назначает лечение. В небольших дозах антибиотики влияют на формирование устойчивости к ним бактерий. Важно понимать: если доза препарата меньше необходимой, то он не поможет. Поэтому нужно полностью пройти курс лечения. А «посадить желудок», как говорят в народе, иначе заработать гастрит или язву желудка от антибиотиков не получится. Можно приобрести какие-то неприятные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта (например, диарею), но они проходят через небольшой промежуток времени». Возникает вопрос: почему работник аптеки ставит под сомнение назначения врача, дает советы, не обладая на то необходимыми знаниями?
Часто приходится наблюдать, как провизоры советуют: возьмите лучше вот это, а вот это – то же самое, но дешевле, если не помогает – удвойте дозу и т.д. Чему можно поучиться у фармацевтов, так это их терпению. С неизменной улыбкой они выслушивают, читают списки лекарств, написанные на затертых бумажках, терпеливо разъясняют режим приема препаратов. В районе, где я живу, 5 аптек: одна государственная и 4 коммерческие. Почти каждый раз, в какую ни зайдешь, чтобы приобрести какую-нибудь мелочь, нужно выстоять в очереди. Молодые мамы, покупающие для своих детей, просят что-нибудь от насморка, простуды, аллергии. Они долго советуются, чем бы побыстрее и подешевле полечить ребенка. А фармацевты, ни минуты не сомневаясь, дают рекомендации. Пациенты любят лекарства, как папуасы разноцветные бусы. А какие красивые упаковки делают для новых лекарств! Яркие, блестящие! Особенно препараты для детей. А ведь часто бывает, чем красивее и затейливее оформлено фармацевтическое изделие, тем более оно бесполезно.
Хорошие препараты, действие которых легко контролируется (например, серьезные антибиотики), оформлены скромно и неярко. Часто препараты, стоящие немалых денег, на самом деле не такие эффективные, как их рекламируют, а в странах зарубежья и вовсе не используются. Существует принцип доказательной медицины, когда лекарства проходят длительные испытания. Поэтому у новых препаратов часто в аннотации длинный список побочных эффектов, что ни в коем случае не говорит, что лекарство приносит вред здоровью. Это означает, что долго и тщательно исследовано его действие на различные органы и системы человека.
Не ищите здоровья в аптеках, не ведитесь на рекламу, которая предлагает чудодейственные способы излечения от недугов. Чаи от паразитов, зеленый кофе, ягоды годжи – результат их применения очень спорный. Особенно, если учесть, какие деньги они стоят.
Доверяйте своим врачам, не занимайтесь самолечением. Берегите себя и не болейте!
Елена ШУТИК