Один день с бригадой аварийно-диспетчерской службы ПУ «Мозырьгаз»

1497

Запах газа в квартире? Звони 104!

Корреспондент газеты «Жыццё Палесся» вместе с бригадой аварийно-диспетчерской службы производственного управления «Мозырьгаз» на протяжении дня выезжала как на срочные вызовы, так и по профилактическим заявкам.

Утро начинается с пересменки

Аварийно-диспетчерская служба производственного управления «Мозырьгаз» — это 5 основных бригад по 3 человека и столько же — по 2. Всего в данном подразделении, включая начальника службы, работают 38 человек (5 мастеров, 10 слесарей, 10 водителей, 5 приемщиков, сторожа и уборщики помещений). Получается, что в каждой смене есть свой «опер» — так «аварийщики» между собой называют приемщиков заказов, которые должны оперативно, внимательно и тактично реагировать на каждый поступивший звонок. А их за смену бывает немало. В зимнее время — до 30 и больше, а с окончанием отопительного сезона — значительно меньше. В состав каждой основной бригады в обязательном порядке входят мастер, слесарь и водитель, которые выезжают на устранение аварийных ситуаций, а также выполнение текущих заявок. Кроме этого, они занимаются подключением газовых котлов и проточных водонагревателей, ремонтом газоиспользующего оборудования. Как и остальные службы экстренной помощи, аварийная ПУ «Мозырьгаз» работает круглосуточно. Рабочая смена длится 12 часов. Бригады сменяют друг друга в 8.00 и в 20.00.

Д.А.Дулуб поясняет принцип работы комплекса «Панорама».

Мне посчастливилось заступить на дежурство вместе с одной из самых лучших бригад управления — не-однократным дипломантом конкурсов по профмастерству — во главе с мастером Сергеем Михайловичем Чучвагой. В ее составе — слесарь 6-го разряда Николай Михайлович Трошко, обладатель титула «Золотые руки» аварийной службы ГПО «Белтопгаз», и водитель I  категории Сергей Викторович Кулаковский. Параллельно с нами в этот же день заступил на смену еще один вспомогательный экипаж «аварийщиков» в составе слесаря Дмитрия Викторовича Никитенко и водителя Якова Григорьевича Шобы. Нашим «опером» выпало быть Анжелике Григорьевне Гринько. Как правило, отчет о проделанной работе за предыдущую смену и инструктаж перед заступлением на новое дежурство бригады получают от начальника службы, которой руководит опытный специалист Дмитрий Александрович Дулуб (3 высших образования, за более чем 10 лет работы на предприятии прошел различные ступени карьерного роста). Начальник АДС и для меня до тех пор, пока я не закрепилась в качестве стажера за одним из дежурных экипажей, стал главным куратором.

Бригада, заступившая на смену.

Зона ответственности — регион

— Перед нашей службой, — говорит Дмитрий Дулуб, — лежит ответственность за бесперебойное и без-опасное обеспечение голубым топливом жителей 5 районов области: Мозырского, Ельского, Лельчицкого, Наровлянского и Калинковичского. Это 111 тыс. 700 потребителей, из которых 79900 квартир потребляет природный газ и 33 тыс. — сжиженный. В зоне ответственности находится 1500 км газопроводов природного газа и 10 км — сжиженного. Общее число потребителей газа в Мозыре — 58150 квартир: 47934 — природный газ и 10216 — сжиженный. Самые актуальные вопросы, стоящие перед службой, — это предупреждение и своевременная локализация потенциальной чрезвычайной ситуации. Для предупреждения таковых систематически ведется работа через СМИ, а в целях повышения уровня профессионализма проводится отработка моделированных учебных задач на учебном полигоне. Этому способствует также ежегодное участие в конкурсах профмастерства на различных уровнях. Служба готова к выполнению любых задач при условии обеспечения необходимой техникой, специалисты обеспечены необходимыми средствами как для работы, так и для личной защиты в опасных условиях. Таким образом, во главе угла деятельности службы стоит 2 фактора: знания и люди, которые имеют квалификацию не ниже 4-го разряда, а стаж работы в отрасли — не менее 5 лет.

Все 10 слесарей имеют 5-й разряд и большой опыт работы. Чтобы в нашу службу попасть, необходимо пройти обучение по специальной программе, медкомиссию, успешно сдать экзамен. Поэтому случайных людей у нас нет.

В немаловажной степени профессиональному росту способствуют и курсы повышения квалификации: водители, слесари, приемщики повышают свой уровень знаний, чтобы работать с более современным оборудованием, раз в 3 года, а ИТР — раз в 5 лет, после чего сдаются экзамены и выдается свидетельство. Огромное внимание уделяется без-опасности труда работников. К примеру, чтобы специалист попал в загазованный подъезд, у него должна быть полная экипировка, а органы дыхания защищены современным противогазом.

Принцип здесь такой, — подчеркивает Д.А. Дулуб, — человек, отработав смену, должен вернуться домой живым и здоровым…

Специалисты АДС проводят плановое обслуживание газоиспользующего оборудования.

«Аварийная «Мозырьгаз» слушает …»

И так 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Святая святых АДС — пункт оператора, где осуществляется прием заявок, их обработка и передача для исполнения. Сюда мы и направляемся с начальником службы Дмитрием Дулубом после мини-летучки. Приемщик заявок Анжелика Гринько на рабочем месте с 7.50. Ее стаж в организации — более 20 лет. Это значит, что со спецификой работы в газовой сфере она тоже знакома не понаслышке. Кроме приема и обработки заявок, дежурная с помощью системы телеметрии в режиме реального времени отслеживает стабильную ситуацию на 83 газорегуляторных и 62 шкафных пунктах. Оператор по изменению цвета на мониторе и звуковому сигналу мгновенно определяет возникновение аварийной ситуации на узле и оперативно принимает меры.

Приемщик заказов А.Г.Гринько.

— Функция нашей службы и моя, в частности, — говорит А.Г.Гринько, — заключается в бесперебойной и безопасной подаче газа потребителям, а также принятии мер по
своевременности устранения каких-либо неполадок. Нужно постоянно следить за давлением подачи газа. Извещение от потребителя принимается от момента поступления звонка на номер 104, записывается адрес, выясняется характер обращения, составляется заявка и в течение 5 минут направляется бригада. Дальнейшее руководство процессом будет осуществляться по рации с помощью комплекса «Панорама».

— Легче предупредить и предотвратить несчастье, — добавляет к сказанному диспетчером начальник службы Д.А.Дулуб. — Что касается безопасности, то она базируется на трех китах: газоснабжающей организации, собственнике жилья и потребителе. Только тесное взаимодействие поможет добиться должного результата, направленного на безаварийное потребление газа, — подытоживает Дмитрий Александрович и для дальнейшей «стажировки» закрепляет меня за мастером бригады С.М.Чучвагой.

Чтобы не было беды

Пока реальных проблем нет, приемщик А.Г.Гринько выдает нам несколько плановых извещений, связанных с отключением газа, проведением обслуживания газового оборудования и профилактической работой. К слову, эта «линия фронта» огромна: на обслуживании по управлению находится 10911 проточных колонок (4160 из них — по Мозырю); котлов напольного типа с закрытой камерой сгорания по Мозырю — 312 и 4363 настенных; по управлению напольных котлов — 3635 и 10657 настенных. Все это газоиспользующее оборудование постоянно должно находиться под пристальным вниманием работников АДС. Дежурный мастер Сергей Чучвага получает несколько извещений, и наш автомобиль направляется по заданному маршруту. Пока экипаж в пути, интересуюсь «начинкой аварийки».

— Автомобиль АДС, — рассказывает мастер, — оборудован всем необходимым для ликвидации различных последствий аварий, будь то повреждение газопровода, пожар в газифицированных зданиях или просто запах газа в подъезде. Здесь есть и «световая башня», которая обеспечит подсветку для работы в ночное время; мотопомпа — для откачки воды в затопленных котлованах или колодцах; воздуходувка, которая используется для вентиляции загазованных помещений, электрогенератор, гидравлические инструменты, отбойные молотки, ключи, домкрат и мн.др. Прибываем на место. По первому адресу (ул. Набережная, 27а, д. Нагорные) истек срок проведения обследования газоиспользующего оборудования (котел газовый и плита), что может повлечь за собой потенциальную опасность не только для жильцов, но и для окружающих граждан. Каждый из специалистов немедленно приступает к своим функциям. Слесарь Николай Трошко производит диагностику на предмет утечки газа с помощью приборов. В итоге все оборудование проверяется на соответствие согласно техническому паспорту.

По ул. Набережной, 27 также выполняем указания, записанные в извещении: проводим техническое обслуживание оборудования, проверяем состояние резинок газовых рукавов муфтовых соединений. Завершив работы, следуем дальше. В этом же населенном пункте нам предстоит встретиться с хозяевами еще одного домовладения (ул. Набережная, 29), где давно истек срок проведения технического обслуживания. На проведение такой услуги у них ранее был заключен договор с частной организацией. Какая бы организация ни проводила техобслуживание, газоснабжающая организация должна иметь оповещение о его результатах. Если такой отметки нет, то, следовательно, в этот дом может быть прекращена подача газа. Жильцы дважды оповещались о необходимости выполнения такой процедуры в целях их же безопасности, но предписание игнорировали. Наша миссия на этот раз заключалась в жестких мерах: «Коль доброе слово не доходит — отключить газ!» В результате профилактической беседы хозяйка дома до конца дня пообещала перезаключить договор на обслуживание с ПУ «Мозырьгаз». Пока верстался номер, женщина выполнила свое устное обязательство, а на следующий день специалисты управления провели здесь техобслуживание газоиспользующего оборудования. На нашем маршруте остается еще несколько подобных извещений, которые разрешаются положительно. Исчерпав все указания руководства службы, бригада возвращается на базу.

Отработка моделированной задачи на учебном полигоне.

Каждый день маленькая победа

Тревожный сигнал на номер 104 поступил ближе к вечеру: по ул. Интернациональной, д.164, кв. 7 жильцы почувствовали запах газа. Анжелика Гринько приняла острый сигнал, провела подробный инструктаж: «Открыть окно, не курить, спички не жечь, не пользоваться электроприборами и мобильными телефонами. Никого не допускать с открытым огнем на загазованную территорию». Очень быстро обработала заявку и вручила мастеру. «Аварийка» срочно направилась туда, где нужна была помощь. Дальнейшие действия А.Г.Гринько и мастера отрабатывались по ходу движения с помощью рации и программного комплекса «Панорама».

Сергей Чучвага показывает мне, что в ноутбуке, имеющемся в автомобиле, заложены все схемы газоснабжения. А потому теоретически спасатели (так можно смело назвать сотрудников аварийной службы) смогли проработать ситуацию еще в пути. Несколько минут, и команда на месте. Для того чтобы отработать заявку, аварийная бригада с помощью газоанализатора, который определяет концентрацию углеводородистых соединений в воздухе, не только обследует дом, но и все прилегающие коммуникации. А по существу заявки в определенной квартире специалисты оперативно выявляют утечку в газовой плите, устраняют неполадку, производят смазку крана. При дальнейшем обследовании обнаруживается еще отсутствие тяги в дымовом канале, в связи с чем отключается от газоснабжения проточный водонагреватель. Хозяева получают от мастера рекомендацию о срочном обращении в специализированную организацию для прочистки. Выявляется, что проточный водонагреватель соединен с дымовым каналом посредством гофрированной трубы, что согласно действующим ТНПА запрещено. Потребителю дана рекомендация о немедленной замене патрубка. Как пояснил С.М.Чучвага, халатность потребителей может обернуться бедой или трагедией не только для жильцов данной квартиры, но и окружающих граждан.

Обычная работа, и никакого героизма?..

Удивляюсь, «переваривая» в голове непростую лексику, серьезную информацию, думая об опасности и ответственности, возложенной на газовиков. А вот слесарь Николай Трошко о сложных случаях скромно умалчивает. Хотя у него, как и у коллег бывают ситуации, когда приходится рисковать собственной жизнью, дабы не допустить трагедии…

— Наши бригады по плану взаимодействия с МЧС выезжают и на пожары, где есть газовое оборудование, — рассказывает Николай. — И кто знает, чем все может обернуться?

Мастер С.М.Чучвага в продолжение этого разговора озвучивает золотое правило: работающее газовое оборудование оставлять без присмотра нельзя. Даже отлучаясь в соседнюю комнату, нужно периодически контролировать плиту. Нельзя уйти в магазин, оставив кипящий суп. Ведь далеко не у всех современные плиты с системой контроля газа. Это же касается и газовых котлов в част-ных домах. Их нельзя оставлять без надзора более чем на сутки. — Еще одна грубейшая ошибка, которую допускают потребители, — использование газового прибора после того, как истек срок эксплуатации, — добавляет Сергей Михайлович. — Даже получив наше предписание о замене, граждане тянут до последнего: авось еще послужит. Нередко именно по этой причине нас вызывают соседи, напуганные запахом газа. Не нужно обманываться внешним состоянием плиты: внутри она изношена, а к старым устройствам зачастую уже нет запчастей. За подобные нарушения приходится отключать абонента от газоснабжения.

Выезжая на «запах газа», мы отрабатываем все ситуации, без исключения. Хотя бывает так, что заявки не подтверждаются утечкой газа. Сам по себе природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы человек мог его почувствовать, в голубое топливо добавляют этилмеркаптан — вещество с очень специфическим и насыщенным запахом. Достаточно его небольшой концентрации в воздухе, чтобы это явно ощущалось. Люди, по словам Сергея Михайловича, настороженно относятся к непривычным ароматам. С газом путают и запахи лакокрасочных и горюче-смазочных материалов, и зловоние от испорченных продуктов, выброшенных в мусоропровод. Иногда бдительных жильцов сбивает с толку и запах, остающийся после санитарной обработки подвальных помещений… Перестраховываясь, граждане звонят в службу «104», а в ПУ «Мозырьгаз» оперативно реагируют на все сообщения. Отработав последнюю заявку, наша бригада возвращается на базу. В душе у каждого умиротворение от полноты исполненного долга. Через несколько минут мы сдадим смену, а в телефонной трубке на протяжении новых 12 часов будет опять слышен уверенный голос диспетчера, за-ступившего на ночное дежурство: «Здравствуйте, аварийная «Мозырьгаз» слушает…»

Наталья КОНОПЛИЧ

Фото автора


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: