Из чего он слагается, мы узнали, пообщавшись с администрацией Мозырского государственного педагогического университета и студентами этого вуза, которые подают большие надежды.
О том, что необходимо работать над повышением престижа учительской профессии, в Беларуси говорят не первый год. Министр образования республики Игорь Карпенко в интервью БелТА не так давно отметил, что формирование имиджа педагога – это задача, прежде всего, общественная. «Мы часто встречаем попытки противостояния родителей и школы, педагогов и учеников, хотя все они взаимосвязанные участники образовательного процесса», – сказал он. Однако вопрос повышения зарплат учителям не отходит на второй план.
Будущий успешный учитель нового поколения формируется еще тогда, когда сам сидит за школьной партой. Понимая это, руководство сферы образования разработало для абитуриентов, поступающих на многие педагогические специальности с отличными баллами и рекомендациями из школы, ряд льгот. Насколько эта мера оказалась действенной, как поддерживаются и поощряются отличники в педвузе, хватает ли всем будущим учителям рабочих мест – об этом мы узнали на примере Мозырского государственного педагогического университета им.И.П.Шамякина. Своим мнением с нами поделились проректор по учебной работе Николай Александрович ЛЕБЕДЕВ и проректор по воспитательной работе Сергей Николаевич ЩУР, а также ответственный секретарь приемной комиссии Татьяна Владиславовна ПАЛИЕВА. А студенты этого вуза, которые состоят в банке данных одаренной молодежи, являются именными или президентскими стипендиатами, рассказали о том, почему они выбрали для себя именно профессию учителя.
«Особенностью нынешнего года является двойной выпуск специалистов»
Николай Александрович ЛЕБЕДЕВ, проректор по учебной работе МГПУ им.И.П.Шамякина, рассказал о том, как выполняется план по распределению молодых специалистов, а также о том, какие учительские специальности сегодня больше востребованы.
– Николай Александрович, насколько сегодня рынок труда, по вашим сведениям, насыщен педагогами? Нуждаются ли в учителях, и если да, то в каких особенно?
– Прежде всего, следует отметить, что, начиная с 2013 г., набор студентов в университет планируется исключительно на основании потребности со стороны заказчиков кадров. Поэтому все студенты-бюджетники, подлежащие распределению, будут обеспечены первым рабочим местом. Оставшиеся после распределения места будут предложены для трудоустройства студентам-платникам.
По отдельным специальностям востребованность в специалистах значительно выше, чем выпускает университет. Так устойчивый спрос на протяжении ряда лет существует на учителей дошкольного и начального образования, английского языка, математики, физики, специалистов в области логопедии.
– Как проходит распределение: все ли получают направление? Может, остаются незакрытые вакансии?
– Особенностью распределения в 2017 г. является двойной выпуск специалистов с 4-летним сроком обучения (набор 2013 г.) и 5-летним сроком обучения (набор 2012 г.).
Распределение выпускников в МГПУ им. И.П.Шамякина прошло 11 апреля 2017 г. Процент распределения выпускников составляет около 100%. Ежегодное выполнение плана распределения выпускников позволяет обеспечить потребность отраслей экономики и социальной сферы, в первую очередь, на территориях, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
– Куда распределяют выпускников?
– Географически распределение выпускников охватывает преимущественно Гомельскую область, в то же время небольшая часть выпускников распределяется по другим областям, включая г. Минск. Основная часть выпуск-ников распределяется в отделы образования, остальные получают направления в различные учреждения и организации Гомельской области.
Справочно
Сколько нужно педагогов?
О распределении молодых специалистов сферы образования в Мозырском районе.
Как сообщили в секторе организационно-кадровой работы отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома, на сегодня почти все учреждения образования района укомплектованы педагогическими кадрами. В отдельных учреждениях незакрытыми остаются вакансии музыкальных руководителей, педагогов-психологов, там работают специалисты по совместительству. Но заявки на направление молодых специалистов уже подготовлены.
По словам заведующей сектором Марины Петровны КАПНИНОЙ, ежегодно в Мозырский район распределяются выпускники Мозырского государственного педагогического университета. Например, в 2016 году направление на работу на Мозырщине получил 31 молодой специалист, окончивший МГПУ им.И.П.Шамякина. В этом году заявок на местный педуниверситет от Мозырского отдела образования, спорта и туризма поступило больше.
Помимо выпускников Мозырского педуниверситета, в прошлом году направление на работу в Мозырский район получили и выпускники других вузов: 1 человек – из Минского государственного лингвистического университета, 1 – из Брестского государственного университета им.А.С.Пушкина, 1 – из Белорусского государственного педагогического университета им.М.Танка. Также работать приехали и выпускники ссузов: 2 – из Лоевского педагогического колледжа, 1 – из Рогачевского педагогического колледжа, 1 – из Минского государственного колледжа искусств.
На льготных условиях: кому легче всего поступить в педвуз
Для абитуриентов, поступающих на определенные специальности в педагогические вузы (повторять их не будем, перечень этих специальностей можно найти на вузовских сайтах, – прим. авт.), установлены льготные условия для поступления.
По словам ответственного секретаря приемной комиссии МГПУ им.И.П.Шамякина Татьяны Владиславовны Палиевой, без вступительных испытаний в 2016 году в Мозырский педуниверситет были зачислены 3 спортсмена – такое право имеют «участники (спортсмены) Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр, лица, занявшие 1-3-е места на юношеских Олимпийских играх, принимавшие участие в данных спортивных соревнованиях в составе национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, при поступлении на специальности физической культуры и спорта».
Также в прошлом году в вуз зачислены 10 абитуриентов, попадающих под категорию «Победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой или серебряной медалью или имеющие диплом о среднем специальном образовании с отличием». Отмечается также, что такое право дается «при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования».
В 2017 году в перечне правил льготного зачисления абитуриентов появились нововведения. Одно из них касается победителей и дипломантов республиканской олимпиады по учебным предметам, а также лиц, имеющих аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой или серебряной медалью или имеющих диплом о профессионально-техническом образовании с получением общего среднего образования с отличием, диплом о среднем специальном образовании с отличием. Для них при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования по согласованию с Министерством экономики также проводится зачисление без вступительных испытаний.
Еще одно новшество – для лиц, прошедших обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования. При наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на педагогические специальности и при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и по результатам собеседования таких абитуриентов также зачислят без вступительных испытаний. Однако есть условие: последующая обязательная работа по распределению после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета не менее 5 лет.
ПУТЬ ПЕДАГОГА: СЛОВО – СТУДЕНТАМ
– Мозырский педуниверситет в качестве места учебы я выбрал задолго до окончания школы благодаря своему учителю. Он учился здесь и стал для меня хорошим примером. А саму профессию учителя трудового обучения я выбрал неспроста – мне очень нравится работа с деревом, и я хочу передать свои умения и знания следующему поколению.
Учиться в университете довольно интересно: есть множество конкурсов и мероприятий, таких, как «Первокурсник», «Мистер университет», «Конкурс агитбригад» и многое другое. Хорошую учебу и активное участие в жизни университета поощряют различными финансовыми надбавками к стипендии.
– В школе я не был отличником в полном смысле этого слова: одни предметы мне давались легче, другие – труднее, но история мне особенно нравилась, и уже с 5-го класса я проявлял некоторое усердие при изучении этого предмета. Мое рвение было замечено, и вот я уже готовлюсь к первой в своей жизни городской олимпиаде, потом второй… В общем, история стала моим профильным предметом. Хотя, если говорить начистоту, в тот момент мной все это воспринималось не очень серьезно, можно сказать, что для меня это было всего-навсего хобби, не более. Возможно, именно из-за такого отношения я так ни одной городской олимпиады и не выиграл. Но время шло, в 9-м классе меня все чаще и активнее начали подталкивать к выбору будущей профессии. Как я уже говорил, особыми талантами в точных науках я не обладал, поэтому поиск начался именно в гуманитарной сфере.
Моя мама узнала о том, что в нашем университете на филологическом факультете открылась специальность, которая в то время называлась «История и социально-политические дисциплины». Ну, можно сказать, выбор был очевиден. Во-первых, это специальность, в основе которой лежит мой любимый предмет – история, а во-вторых, так как я сам из Мозыря, нет проблем с проживанием и прочим. Я начал готовиться к поступлению. Занимался самостоятельно, на ЦТ набрал достаточно баллов и поступил.
Учеба в МГПУ мне пришлась по душе: поначалу было немного трудно привыкнуть к учебному ритму, но потом непреодолимых сложностей никогда не возникало. Что особенно нравится? Сама учеба, получение новых знаний, умений, а главное – возможность в будущем использовать полученные навыки на практике. Все это, конечно, во многом обеспечивается благодаря профессиональной работе преподавателей.
Сейчас уже началась педагогическая практика, можно лучше узнать, что такое учительский хлеб. Это не так-то просто… Но нет, в профессии не разочаровался. Все-таки я не питал ложных иллюзий относительно учительства: везде есть плюсы и минусы. По крайней мере, для меня профессия учителя менее привлекательной не стала.
– В принципе, сомневалась, выбирать ли учительскую профессию, но советы родных и школьных учителей меня убедили. В школе не была отличницей, скорее хорошисткой: закончила со средним баллом 8,2. Больше всего из школьных предметов нравилась математика. Может, из-за того, что наш классный руководитель была математиком, или во мне проснулись бабушкины гены, но математика у меня больше всего получалась.
Хотя с самого детства мечтала быть парикмахером, а не учителем. Но бабушка, мама и классный руководитель переубедили, сказали, что я справлюсь, если пойду учиться в вуз, а не в колледж. Я их послушала, правда, до конца 11 класса не знала, куда идти, какую профессию выбрать. Однажды мы с одноклассницей просматривали сайты университетов, смотрели, какие есть специальности, и наткнулись на сайт МГПУ им.И.П.Шамякина. Мне он очень понравился: я увидела, что жизнь в нем бурлит. А помимо учебы, есть еще различные конкурсы: «Первокурсник», «Мисс университет». Решила, что в университете будет интересно.
Я родом из Солигорского района, деревни Краснодворцы, в Мозыре до этого не была. Посмотрела фотографии города, как он выглядит. Город очень понравился. Оставалось выбрать факультет и специальность, и здесь все было просто. Так как мне в школе нравилась математика, то выбрала физико-инженерный факультет, специальность «Математика и информатика», вот таким образом поступила в педагогический университет.
Учиться мне нравится, особенно по тем предметам, которые связаны с математикой. Студенты, которые учатся за бюджетные средства, получают стипендию, а ее размер уже зависит от успеваемости. Так что есть материальный стимул хорошо учиться. Студенты, которые не только успевают с учебой, но и занимаются наукой, делают успехи в спорте, активно включаются в университетскую жизнь или проявляют свои таланты другими способами, могут претендовать на специальную стипендию.
Своим выбором я довольна, совсем не жалею, что выбрала дорогу педагога. Думаю, что готова быть учителем.
Елена МЕЛЬЧЕНКО