Жыцце Палесся

Мозырская швейная фабрика «Надэкс»: красиво шить не запретишь

Всем нам приятно поздравить работников этой отрасли с профессиональным праздником. Говорим им спасибо за нелегкий труд, прекрасную и качественную работу!

Судя по статотчетности, легкая промышленность в общем и ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс» в частности оказались особенно чувствительными ко всем  внешним экономическим шокам: из-за падения спроса на внешних рынках предприятия еще несколько лет назад сбавляли рабочий темп, вынужденно останавливая часть мощностей. Остро стояла и сырьевая проблема (а это, кроме ткани, и фурнитура, и комплектующие), которая еще больше обостряла и без того сложное положение. Сегодня можно констатировать, что  для «Надэкс»  прошлый год был достаточно успешным: мощности работали с максимальной загрузкой, росли выручка и зарплата. Что позволило выровнять ситуацию? Об этом мы беседуем с директором ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс» Екатериной Михайловной Ермоленко.

О настроении

– Екатерина Михайловна, первый вопрос традиционный: с каким настроением коллектив встречает День работников легкой промышленности?

– Наш отраслевой праздник – отличное основание для того, чтобы вспомнить историю, оглянуться на прошедший год, оценить его итоги и наметить задачи на будущее. Если оценивать нашу работу за год по 10-балльной шкале, то можно сказать, что с доведенными показателями и теми задачами, которые мы сами перед собой ставили, мы справились на крепкую 8-9. Прошлый год был для нас наиболее успешным по количественным и качественным показателям: увеличились объемы выпуска, выросла производительность труда. Удельный вес отгруженной продукции для Беларуси составил  56%, в Российскую Федерацию  и страны дальнего зарубежья  – 44%. Предприятие успешно сотрудничало с крупными иностранными компаниями Германии, Литвы и Голландии по оказанию услуг изготовления швейных изделий. Ежемесячно мы выпускаем более 55 тысяч изделий, половина из которых поставляется на рынок Беларуси. Если представить наш ассортимент в процентном содержании, мужская сорочка занимает 60-65% (рассматриваем объем годовой, не сезонный), 20-25% – это, условно назовем, «школьная программа», остальное – женский ассортимент. Мы проанализировали и нашу целевую аудиторию: несмотря на превалирование мужских изделий, наш самый частый покупатель – женщина. Так уж заложено в женской природе: мы заботимся о всей семье.

Людмила Харунжа и швея Олеся Лепеш разрабатывают технологическую последовательность блузы.

– Что позволило улучшить финансовое положение? Еще два года назад мы с Вами обсуждали ситуации, множественные эпизоды, которые складывались отнюдь не в пользу фабрики…

– Нам удалось прирасти в объемах собственного производства, мы сумели удержаться на рынке. Я хорошо запомнила то время: было неясно, в какую сторону нам двигаться – работать на давальческих заказах или отшивать свои изделия, сырья для которых нам катастрофически не хватало – его не за что было купить. Но мы вырвались из замкнутого круга: предложение на рынке тканей заметно выросло, расширилось их разнообразие. Сегодня мы используем в основном турецкие, индонезийские полотна, из отечественных только ткани Оршанского льнокомбината. Недавно обратились с просьбой предоставить образцы в Минский камвольный комбинат: есть идея расширить ассортимент детской одежды. За качество готового изделия отвечать нам, поэтому выбору сырья мы придаем особое значение: все ткани проходят лабораторные испытания. Безопасность и качество продукции ОАО «МШФ «Надэкс» подтверждены сертификатами соответствия. Безусловно, качество – это то, что нас выделяет как на внутреннем, так и на внешнем рынке, то, что нас делает востребованными, узнаваемыми, привлекательными для партнеров.

– Как известно, «Надэкс» давно сотрудничает с иностранными компаниями, выполняя для них пошив швейных изделий из давальческих материалов, – так в Беларуси работают многие предприятия легкой промышленности. Но не тормозит ли это развитие собственного производства?

– Работа с иностранцами гарантирует нам предоплату в твердой валюте. Очевидный плюс мы также видим и в знакомстве с современными еропейскими тенденциями моды, и в жестком контроле качества работ и сроков – требования очень высокие, это нас держит в тонусе, стимулирует держать марку. Нам действительно есть чему поучиться у наших партнеров: они шьют продукцию для тех заказчиков, которые уже купили продукцию.

Оптимальным с экономической точки зрения мы считаем соотношение 50% собственного производства и 50% давальческих заказов. Европейцы благодарят нас за достойное качество одежды, изготовленной нашими швеями. Мы продолжаем работать с немцами по производству для них полицейской формы, к нам вернулась компания из Литвы – мы шьем для них брендовую сорочку. Может быть, слышали о «Ted Baker»? «Ted Baker» – это сделано в Мозыре! Более того, нам предлагают попробовать себя и в других ассортиментах, интересуются, справимся ли мы с их фирменными платьями, жакетами, юбками, – иностранцы настроены на увеличение своих объемов, но мы их пока сдерживаем. Так что теперь мы тоже имеем возможность мягко диктовать свои условия, а с некоторыми заказчиками явно привередничать, ставя их в очередь. Давальческие заказы хоть и помогают выбраться из «межсезонных ям», но несут риск потерь внутреннего рынка. Были времена, когда предприятие выполняло до 80% давальческих заказов, но при этом снижались выручка и рентабельность. Тем не менее, в определенный период именно эти заказы помогли загрузить производственные мощности и сохранить коллектив. Теперь же основная наша цель – производство и реализация собственной продукции. Это более рентабельно.

О кадрах

– Кадры – самый важный ресурс и залог успеха любой компании. В одном из интервью Вы говорили о том, что сокращать работников в последние 3 года не приходилось, но численность довольно стремительно снижается естественным путем… В чем причина?

– В 2017 году коллектив пополнился 46 выпускниками средних специальных учебных заведений. Обычно из молодых специалистов у нас остается процентов 30, нарабатывают опыт и уходят – это настораживающая тенденция. То, что швей не хватает, могут подтвердить руководители всех швейных предприятий. Дефицит кадров ощущается постоянно, производственные потоки недоукомплектованы. Утерялся престиж этой профессии. Работа швеи – это монотонность, невысокая зарплата и очень высокие требования, многие банально не выдерживают ритм.

Сегодня мы можем обеспечить работой еще 30-40 швей, если оценивать производственными масштабами, то скажу так: нам нужна целая бригада, для которой у нас есть рабочее оборудование и заказы, а самое главное – для каждого есть перспектива. Этому есть подтверждение (Екатерина Михайловна Ермоленко пришла на фабрику в качестве швеи сразу после окончания СШ №1. Окончила без отрыва от производства технологическое отделение Витебского технологического института легкой промышленности (квалификация –  инженер-технолог швейных изделий). После получения диплома о высшем образовании была переведена в ОТК контролером качества. Затем стала помощником мастера, мастером, инженером по подготовке производства, начальником экспериментального цеха, главным инженером, а затем и директором.    прим. авт.). Когда беседую с практикантками, им всегда говорю, что фабрика заинтересована, чтобы молодые работники получали дополнительное образование – с отрывом от производства или без – и росли над собой. Один штрих: все наши ИТРовские кадры «доморощенные», все свои: хорошо это или плохо? Многие считают, что это не позволяет видеть широко, но, с другой стороны, более патриотично настроенных работников просто не найти.

За всеми нашими заслугами стоит трудовой коллектив: рабочие, специалисты, руководители структурных подразделений – от их профессионального мастерства, слаженности в работе, чувства ответственности зависит успех нашего предприятия. Хорошие, добрые слова хочется сказать каждому, но особой благодарности в этот день заслуживают работники производства: швеи, термоотделочники, операторы швейного производства, слесари-ремонтники и другие. Особенно радует то, что на предприятии работает много молодежи. Это выпускники вузов, колледжей и ПТУ, они – наше будущее, наша надежда, наша энергия. А наш золотой фонд – это ветераны производства – люди, посвятившие родному коллективу свою трудовую деятельность. И хотя теперь они находятся на заслуженном отдыхе, мы их помним и чтим. К слову, на сегодня на предприятии работают 509 человек: 475 женщин и 34 мужчины. В декретном отпуске находится 81 работница. Средний возраст работающих составляет 38 лет. Отмечу, что в нашем коллективе трудятся 18 многодетных матерей, одна из них награждена орденом Матери.

О новинках производства и диверсификации

– Мозырская фабрика – одно из крупнейших предприятий Республики Беларусь по производству мужских и детских сорочек, женских и девичьих блуз. Недавно Вы пошли на эксперимент, одев наших женщин «капсульно»: в продаже появились и платья, и жакеты, и брюки от «Надэкс». Откройте секрет, что в новейших разработках дизайнеров?

– За окном июнь 2017 года, а в наших планах – июнь-2018. Наши художники пообещали, что в следующем году на 1 сентября мозырские девочки и мальчики смогут одеть сарафаны, юбки, брючки нашего производства. Но не будем торопиться: важно понять, будем ли мы оригинальнее в своих идеях, а самое главное – увидеть, как мы будем выглядеть в ценовом диапазоне. Быть вторыми по цене, качеству, дизайну нет смысла, это не даст результата, а производство ради производства – совсем не наша история.

Сегодня фабрика активно готовится к новому учебному году. В условиях конкуренции нужно быть стремительными, не произведем мы – это сделают другие, не факт, что лучше, качественнее, просто быстрее.

Школьный сезон 2017 года потребовал немало наших усилий. Поскольку детская мода сегодня не уступает взрослой, мы предлагаем не только классические модели в одном тоне, но и модели с необычными отделками и новыми элементами. Принты, стразы, цветные петли – используется множество вариаций для того, чтобы ребенку одежда понравилась. Вслед за мужской сорочкой теперь и в изделиях школьной группы появилось несколько силуэтных линий: классическая и приталенная. В моде для мальчиков синий, голубой, фиолетовый, серый цвета мы разбавили салатовыми и другими оттенками. Обновили ассортимент для девочек на  85%, оставив из прошлой коллекции всего несколько моделей, которые, по мнению специалистов отдела продаж, пользуются спросом.

Сегодня перед нами – сложная творческая задача. «Беллегпром» инициировал выставку в Милане, которая пройдет в начале следующего года. Мы заявили о своем желании участвовать – готовимся к предстоящему строгому отбору. Из того, что могу рассказать: это льняная коллекция, мода 2019 года.

– Специалисты фабрики часто бывают на международных выставках, где знакомятся с мировыми модными тенденциями. Если в двух словах, что сейчас диктует мода?

– Особый акцент – на натуральность тканей. Сегодня химическая промышленность в авангарде, есть ряд производителей, которые ради удешевления товара используют красители низкого качества, это, безусловно, отражается на здоровье. Вы задумывались, откуда у детей астма и различные заболевания органов дыхания? В преддверии учебного года советуем взрослым на досуге подумать об этом. Требуйте сертификат, подтверждающий качество одежды, – это залог безопасности!

В одежде – нотки Востока, песчано-коричневые тона. Много графики, смешения красок, цветочная палитра уходит из моды напрочь. Силуэты свободные, расширенные – все сегодня стремятся к комфорту, удлинению.

У меня однажды поинтересовались, как будут выглядеть мужские сорочки через 100  лет. Через лет 100, быть может, и швейных машин не будет. Думаю, и в швейные технологии скоро придет беспрецедентный прогресс, а начнется он, предположим, со сварных швов.

О планах

– В текущем году мы также планируем увеличить производство, расширить сеть фирменных магазинов. У нас, к слову, их 10: по два в Мозыре и Гомеле, по одному в Светлогорске, Бобруйске, Калинковичах, Минске, Пинске, и недавно открыли торговую точку в столице. В Минске в крупных универмагах работают консультанты от «Надэкс», которые помогают покупателю окончательно определиться в выборе изделия, о нашей продукции они знают буквально все. Такая практика дает свои результаты, продажи в этих торговых местах увеличились! Все-таки нашему покупателю важно общение – ненавязчивое, вежливое и обязательно информативное.

Главной задачей перспективного развития является сохранение и усиление позиций предприятия на рынках мужской, женской и детской одежды как внутри республики, так и за ее пределами, а также создание новых видов продукции и завоевание новых сегментов на рынках сбыта. Для реализации поставленных целей мы стремимся развивать технологии разработки коллекций, создавать новые каналы сбыта, проводить качественные маркетинговые исследования для создания конкурентных коллекций, расширять нашу ассортиментную линейку и активно продвигать продукцию, в том числе и через социальные сети – обратной связи с покупателем мы придаем большое значение. Пишите нам, задавайте вопросы, узнавайте о новинках!

Ольга АРДАШЕВА

Фото Александра СОЛОДКОВА

Exit mobile version