– Менять что-то в своей жизни и взрослому человеку нелегко, что уж говорить про малышей? Еще вчера можно было играть, сколько хочешь, и не слушаться старших. А сегодня к портфелю и букету добавляется новый уровень нагрузки и ответственности. Порой родители теряются: как облегчить чаду процесс привыкания к школе? Предлагаем несколько советов-рекомендаций, которые помогут вашему ребенку успешно адаптироваться.
Для осознания ребенка происходящих в жизни изменений нужно стараться привлекать его к процессу подготовки к школе: заняться совместной покупкой канцтоваров и учебников, организовывать рабочее место. Помните, что вы покупаете не просто ручки, тетрадки, спортивную обувь или портфель, а проводите подготовительные ритуалы, которые дарят положительные эмоции и помогают снизить тревожность, сделают неизведанный мир школы более близким, знакомым и нестрашным.
Избежать развития страхов опоздать, не успеть, забыть, научить первоклассника распределять свои силы и нагрузку, избегать переутомления поможет расписание. Составьте для ребенка распорядок дня. Даже если ребенок ходил в детский сад и знает о режиме не понаслышке, распорядок дня с поступлением в школу сильно меняется. И для некоторых ребят такие перемены могут стать непростым испытанием. Расписание стоит сделать наглядным и четким, благодаря чему первоклашка будет чувствовать себя увереннее. Оно – хороший помощник в воспитании дисциплины. Со временем ребенок научится распределять время и силы самостоятельно. Не нужно настаивать на составлении наглядного расписания, если ребенок справляется без него.
И еще важно помнить: лучший отдых – это смена вида деятельности. Старайтесь чередовать занятия ребенка таким образом, чтобы разные виды деятельности сменяли друг друга. Это поможет избежать переутомления.
Учить ребенка самостоятельности – один из самых важных моментов в подготовке к школе. Ответственность и самостоятельность первоклассника тесно сплетаются, когда речь заходит о подготовке домашнего задания, заботе о личном рабочем месте, собирании портфеля и т.д.
Первые шаги вы должны сделать вместе с ребенком, а не за него: научить ребенка правильной организации пространства и времени – ваша задача. Но делать это нужно ненавязчиво и вместе с ребенком, а не за него.
Учите ребенка организовывать пространство. При выполнении первого в жизни домашнего задания ребенок может испытывать организационные трудности. Помогите ему сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.
Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится», собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.
Приступать к выполнению домашних заданий нужно не раньше 16.00 (пик умственной активности припадает на 16.00-18.00). Во время выполнения домашних заданий необходимо делать десятиминутные переменки каждые полчаса, так как устойчивость внимания в этом возрасте очень маленькая.
Немаловажное значение в адаптации к школе отводится игре. В 6-8 лет ребенок еще маленький, и для нормального развития ему необходимо продолжать играть. Школа не означает автоматическое взросление. Не забывайте, что игра для первоклашки – это не только отдых, но и способ активного познавания мира, и возможность использования новых знаний, полученных в школе.
Уважайте и подкрепляйте авторитет учителя. Учитель для первоклассника – авторитет, человек, который значит для ребенка действительно много. Такая сильная привязанность помогает первокласснику усваивать непростые правила школьной жизни, воспитывать в себе дисциплину, ответственность, самостоятельность, ведь учитель – средоточие всех этих добродетелей для ребенка. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите плохо об учителях и школе при ребенке, не подрывайте авторитет учителя. Если вас что-то не устраивает, обратитесь к учителю напрямую, не выливая свои негативные эмоции на ребенка. Подрыв авторитета учителя может в будущем стать причиной школьной дезадаптации, проблем с успеваемостью, конфликтов.
Важным в процессе адаптации является вопрос поддержания мотивации. Старайтесь поддерживать в ребенке желание учиться. Всегда хвалите его за любые, даже самые незначительные, достижения, а в случае неудач, не ругайте, а наоборот поддерживайте. Укрепляйте веру ребенка в себя и тогда, он будет с удовольствием стремиться к новым успехам и высотам!
Помните: в среднем длительность процесса адаптации занимает от 2 месяцев до полугода. Если этот период затягивается, обратите больше внимания на трудности ребенка в школе, не стесняйтесь обращаться за помощью к детскому психологу.
Соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, адаптация вашего ребенка обязательно пройдет успешно, и вы заметите, что:
— ребенок спокойный, его ничего не тревожит, легко обзаводится друзьями;
— он веселый, общительный, легко обзаводится друзьями;
— у ребенка хорошие отзывы об учителях, одноклассниках;
— у него хорошие способности к учебе, школьная программа не вызывает значительных трудностей.
С вашей стороны требуются поддержка, внимание и понимание! Дарите ребенку любовь, теплоту и заботу, независимо от его отметок! И это будет лучшей рекомендацией, которая поможет вашему ребенку адаптироваться к условиям школьной среды.
Советует психолог ТЦСОН Мозырского района Елена УСТИНОВИЧ