Жыцце Палесся

Мозырянин Иван Стецкий: мой дед — моя гордость!

— Я отношусь к поколению 60-х минувшего столетия, — рассказывает с волнением мозырянин Иван Григорьевич Стецкий. — Вспоминая рассказы своей бабушки Антолии Ивановны (1915 г.р.) про деда, очень хотел разыскать хоть какие-то сведения о его боевом прошлом.

Для меня это было очень важно, так как дедушка для меня  — это гордость. Хочу рассказать о том, что мне было известно от родственников, что удалось найти с помощью директора Мозырского зонального архива Т.С.Вахрушевой, и благодаря каким сведениям, полученным на сайте «Подвиг народа», имя Павла Стецкого будет увековеченным для других поколений.

Стецкий Павел Антонович родился в 1910 году в деревне Подлядичи Ельского района Полесской области. Родители его трудились на лесоразработках и в то же время держали подсобное хозяйство, без которого не было бы и речи о достатке в семье. Павел Антонович имел от рождения хромоту на левую ногу. Лет с семи начал работать подсобным рабочим, чуть позднее стал помогать лесничему, а к 25 годам ему уже доверили обход, и он уже был лесником. В 1936 году они поженились с моей бабушкой Антолией Ивановной. В 1937 году у них родился сын Григорий  — это мой отец, а через два года  — сын Михаил. Все было бы неплохо, если бы не война, которая перечеркнула все планы.

Из-за врожденной травмы Павел Антонович был не годен к строевой службе, зато, будучи лесником, знал в лесу все ходы и выходы, необходимые для оперативных действий действующих частей. В первые годы войны, когда части Красной Армии были вынуждены отступать, его знания очень пригодились, чтобы благополучно провести бойцов по болотистой местности. Дед тогда сказал себе: «Чему быть, того не миновать», — и вместе с отступающими частями ушел на фронт. Уж очень хотелось ему стать защитником Родины. Жаль только, что пыл его вскоре поубавился. Под селом Жуков в Брянской области при обороне аэродрома получил ранение в ту самую ногу, на которую прихрамывал. После ранения (были перебиты сухожилия) и излечения она вообще перестала сгибаться. Однако дед в силу своего удивительного характера не отправился в тыл, а умудрился остаться на передовой в качестве ездового на батарее «смертников». Так называли тогда батарею орудия 45-го калибра. Еще неоднократно был ранен, но всякий раз, наверное, сам Господь миловал его. Со своим полком в составе 4-го Украинского фронта дошел до Берлина. Но и на этом война для Павла Антоновича еще не закончилась. Полк, в котором он служил, был переброшен под Кенигсберг (ныне Калининград) для расправы с остатками фашизма. Домой он вернулся только в июне 1945-го. Спустя время награда  — медаль «За отвагу» — нашла деда за тот самый бой под Жуковом. После войны Павел Антонович продолжил трудиться лесником, помогал восстанавливать разрушенные деревни, ведь древесина была главным строительным материалом. Его жизнелюбия и сил хватило бы на десятерых, если бы не осколок, сидевший под сердцем. Он время от времени давал о себе знать, и в 1948 году жизнь дедушки оборвалась. Трудности после его смерти легли на плечи бабушки, которой пришлось самостоятельно поднимать троих детей. Поэтому ее жизнь для нас стала образцом силы, женской мудрости, трудолюбия, столь необходимых при воспитании подрастающего поколения. В немаловажной степени она повлияла и на формирование моего характера. Благодаря сайту «Подвиг народа» теперь я располагаю информацией, подтверждающей, что мой дед  — настоящий герой.

Так, из записи №80115453 следует: «Красноармеец Стецкий, будучи в должности стрелка 247 стрелкового полка (номер дивизии и номер армии не известен) 4-го Украинского фронта, принимал активное участие в боях против немецко-фашистских захватчиков, был ранен 10 августа 1941 года в левую ногу под селом Жуков Брянской области. За активное участие на фронте Отечественной войны и полученное тяжелое ранение удостоен награждения медалью «За отвагу». Наградной лист датирован 15 июня 1945 года. К сожалению, фото моего дедушки не сохранилось. Думаю, что это не главное. Важно, что мы помним о нем!

Наталья КОНОПЛИЧ

Exit mobile version