Экспресс-покупки: две большие розницы

1789

Скажи мне, где ты сёрфишь, и я скажу, кто ты…

В  последнее время интернет-торговля выросла в объемах, а по некоторым показателям даже опередила традиционную розницу. Сегодня практически каждый житель планеты хоть единожды, но совершал покупку какого-либо товара посредством интернета. Между тем участников нашей спор-площадки волнует вопрос: а где, собственно, лучше покупать? В популярных сегодня китайских интернет-магазинах или на наших отечественных торговых площадках? Тем более что белорусский сайт-магазин Белпочта набирает обороты. Итак, что выбрать: китайские недорогие вещи или качественный отечественный товар?

Ольга АРДАШЕВА

Хочу определить свою позицию: как самый обычный потребитель я – за многообразие и выбор, если только он не ложный, а еще за качество и сходную цену. А как журналист, курирующий вопросы промышленности, могу считать себя убежденным протекционистом: руководствуясь личными и профессиональными мотивами, всегда и во всем поддерживаю наше – белорусское и мозырское в особенности. И, если меня вдруг спросишь, Юлия, нужно ли защищать национальную экономику от иностранной конкуренции, мой ответ будет прост: безусловно! Как? Хороший вопрос… Но пусть он останется темой для другой спор-площадки. А сегодня мы поговорим о тенденциозной любви к «Алиэкспрессу» и возможностях, которые нам дарит белорусская интернет-платформа shop.belpost.by, которая была грандиозно представлена в этом году на выставке «ТИБО».

Несколько слов о shop.belpost.by. Главный принцип этого почтового интернет-магазина – работа только с белорусским производителем, здесь представлен товар от более чем 220 отечественных компаний, и государственных, и частных. Здесь есть всё: от средства по уходу за ногтями до сложной бытовой техники. Оперативная доставка (максимум 10 дней), пересылка либо бесплатная, либо минимальная оплата – в зависимости в том числе и от суммы заказа. Хорошие скидки. Промониторив цены и условия, впервые всерьез задумалась о пробе электронного шопинга. В плане покупок я консервативна, мне важно примерить, пощупать, понюхать – да-да! – одежду, игрушку для ребенка и т.д. Уверена, так делают многие. Получается, товар передо мной – лицом: все примерочно-выборочные процессы можно совершить в любом магазине города. А заказ сделать уже дома, нажав на несколько клавиш компьютера. shop.belpost.by – это удобно. Правда, все это будет иметь смысл, если разница цен в обычном и интернет-магазине будет существенной. Надеюсь на сниженную торговую надбавку, это ведь логично: раз нет магазина в традиционном понимании и всего и всех его обсуживающего, значит, и цена самого изделия будет ниже. Буду мониторить дальше, ведь в самом разгаре сборы к школе и неимоверные траты. А вот с «Алишкой» – так называют китайскую платформу интернет-сёрферы – можно прогадать. Хотя бы по времени: тут не угадаешь, когда придет покупка. Вопросы по качеству тоже, уверена, будут: о кривых строчках и в целом о странных стандартах китайской одежды (к примеру), думаю, не стоит упоминать – в интернете об этом полно смешных до слез фотоотчетов незадачливых покупателей на тему «что хотел и что в итоге получил». Нет, увольте: в такую китайскую рулетку играть не стану: не люблю неприятные сюрпризы. …Напомню известное: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Время показывает, что в этом афоризме куда больше истины, чем может показаться на первый взгляд. И примеров тому масса. Думаю, и у тебя, Юлия, как у бывалого клиента «Алиэкспресса» найдется таких парочка. Не все то золото, что… Впрочем, сама знаешь.

Брендовый Китай – особая тема. Многие мировые бренды имеют свои фабрики в этой стране: за счет дешевой рабсилы, близости недорогих сырьевых ресурсов, более низкой арендной платы и стоимости земли, огромных тиражей выпускаемой продукции, а также льготной налоговой политики и еще большого количества менее заметных, но не менее существенных моментов можно здорово сэкономить. Все эти факторы существенно снижают себестоимость производимых товаров, а вместе с ней, естественно, и стоимость готовой продукции. Но давай до конца проговорим эту тему. Брендовые вещи, сделанные на давальческих условиях быстрыми китайскими швеями, остаются брендовыми, лучшими и по цене. Вряд ли они доступны при средней зарплате. …Люди знающие рассказывают, что, например, Луи Виттон, Шанель, Джорджио Армани, Прада, Бриони, Валентино – бренды класса премиум – выпускают малые партии, которые продаются только в одноименных маленьких бутиках, вещи этих фирм никогда не бывают на скидках. Есть бренды попроще, они дешевле. Например, Гуччи: коллекции выпускаются большими партиями, на них система скидок существует. Но цену они держат. Так что, если кто из знакомых будет хвастаться рубашкой Armani, приобретенной по символической цене у китайцев, можно поставить жирный знак вопроса.

Сравнивать «Алишку» и shop.belpost.by назову довольно странным занятием. Первое – хорошо продуманный и эффективно раскрученный инструмент продвижения товара. Второе – еще одна попытка быстро и эффективно представить белорусское для экспорта и внутреннего рынка. Мы ментально не торговая страна. Если короче, по части торговли нам бессмысленно конкурировать с Китаем: мы давно и надолго отстали от Поднебесной. Если честно, для меня загадка: почему о таких белорусских площадках мы говорим только сегодня? Не опоздали ли организаторы с их появлением на лет несколько? Задаюсь таким вопросом, анализируя данные Государственного таможенного комитета. Так, если в 2014 году в Беларусь поступило 6,3 млн. почтовых отправлений с товарными вложениями, то в 2015 году – 11,8 млн. Основная доля – это посылки с товарами из интернет-магазинов Китая, Гонконга и США. Кстати, самыми популярными товарами у белорусов являются одежда и обувь, мобильные телефоны, планшеты, колонки, наушники, карты памяти, GPS-навигаторы и другие. То, что, по сути, Беларусь не производит. Но что говорить про наш маркетинг? Многие белорусские производители только-только дошли до мысли, как важно иметь свой официальный сайт, обновлять каталог и цены, уже не говоря о корпоративных новостях и т.д. В прошлом году лично мониторила эту тему по Мозырю: хотелось плакать.

И вот важный момент. Мы должны понимать, что делает полным наш общий бюджет. Это наши товары и услуги. А наши товары – это наши рабочие места. Наверное, стоит об этом хорошо подумать, вбрасывая в пасть поднебесному дракону очередные 22 евро.

Юлия ПРАШКОВИЧ

Когда мне начинают раздавать советы о том, что «в Китае лучше ничего не заказывать», потому как все вещи, приобретенные там, – это ширпотреб, который «щедрые» китайцы выбрасывают на своих сайтах за ненадобностью, молча улыбаюсь и благодарю за внимание к моей персоне. Особо приставучим советую обратить внимание на производителя своей юбочки, которая сидит по фигуре, или на фирму, которая выпустила любимые кроссовки. В 90% случаев речь смело можно вести о Китае. Просто не знает потребитель, что известные марки, которыми красиво подписаны этикетки на одежде, нашли себя в китайском производстве: на сегодняшний день именно в этой стране производится абсолютно все и абсолютно любого качества! Между тем для большинства миф о том, что все китайское блеклое и низкокачественное, стал для нас правдой. В которой, к слову, мы с большим старанием убедили самих себя…

На одной из самых популярных торговых площадок – AliExpress – покупки делала несколько раз. Заказывала крупные вещи: зимние куртки, пуховики, «обмундирование» для велосипеда, детскую одежду. Качеством осталась довольна, подошло практически все. Одну куртку, которая оказалась мала, с легкостью продали знакомому. Кстати, желающих купить эту вещь за предложенную цену оказалось довольно много, ведь такая курточка в одном из торговых центров Мозыря стоила в три раза дороже. Так что, даже если вещь вам не подойдет, «избавиться» от нее проще простого, потому как одним из главных плюсов покупок на китайских сайтах является их цена. Более чем приемлемая. В этой связи мне также помог совет бывалых интернет-покупателей: если понравилась какая-то вещь в местном торговом центре, померяйте ее и… закажите в Китае. И с размером не ошибетесь, и в руках подержите, убедившись в том, что вещь качественная. Итак, запомните фирму, размер, цвет, промониторьте цену в разных магазинах и спокойно ждите свою покупку, которая вас обязательно порадует.

Еще одним существенным плюсом подобного шопинга является огромный ассортимент товаров. Крупные интернет-магазины – это громадные торговые центры, в которых можно купить абсолютно все. Допустим, если покупать спортивную кофту для мальчика, практически на каждом сайте вам предложат до 30 наименований в разном цвете. Возможен ли такой ассортимент в местных торговых центрах? Что говорить о вещах, о существовании которых мы даже не догадывались?! При желании о них можно узнать больше: Google всегда придет на помощь. Кроме этого, в китайских интернет-магазинах есть возможность купить товар, которого нет в продаже в нашем городе. Это намного дешевле и проще, нежели ехать за ним, скажем, в Москву.

Многим «шопиться» в Китае мешают всевозможные страшилки о долгой доставке, а также о продавцах-мошенниках, которые только сидят и ждут, как похитить вашу драгоценную посылку. Однако тот же AliЕxpress ориентирован именно на продажу товаров за пределы Китая. Поэтому с доставкой здесь все отлично. Кроме этого, каждая посылка получает так называемый трек-номер, по которому вы с легкостью всегда можете отследить ее путь. С оплатой товаров также все нормально: принимаются карты Visa, MasterCard, QIWI и даже Webmoney. Удобно, что накануне совершения покупки всегда можно выйти на связь с продавцом для того, чтобы в личной переписке уточнить все моменты по товару. Таким образом можно даже выбить персональную скидку.

Порадуют любителей китайского шопинга и регулярные скидки, распродажи, а также возможность экономить, совершая групповые покупки. У нас, кстати, с этим делом не очень. Попробуйте, например, предложить в нашем магазине: «Я беру у вас три блузки, а четвертую хочу в подарок». Очень удивите продавца…

Также в интернет-покупках меня привлекает то, что я экономлю свой самый дорогой ресурс – время. Мне не нужно никуда ехать. Вместо этого удобно расположился в кресле, и – вуаля – нужный товар у вас в корзине.

Признаюсь честно, в интернет-магазин белорусских товаров shop.belpost.by впервые за- шла буквально вчера. Приятно удивил удобный сайт, а также тот факт, что работают здесь исключительно с отечественным производителем: доверяю качеству белорусских товаров. Кстати, с названной торговой площадкой в настоящий момент сотрудничает более 220 белорусских компаний. Это всем известные «Свiтанак», «Галантэя», «Витэкс» «Конте», а также многие другие. Конечно, это радует, так как товары названных брендов давно уже зарекомендовали себя как качественные и оригинальные. Хочется надеяться, что у новой торговой площадки все получится, ведь уже сейчас на РУП «Белпочта» поступают десятки тысяч заказов из Беларуси и России. При этом есть большое поле для роста.

Конечно, мне как потенциальному покупателю хотелось, чтобы ассортимент со временем значительно расширился, а цены стали чуточку меньше. Приятно было бы купить белорусские товары по акционной цене и как постоянному покупателю получить какую-либо бонусную карту.

Не знаю, как быстро приходят покупки, заказанные на новой торговой площадке. Вероятно, гораздо быстрее, чем из Китая. В этом безусловный плюс отечественных покупок. Однако говорить сегодня, что отечественная интернет-площадка – реальный и абсолютный конкурент того же AliExpress, на мой взгляд, преждевременно. Хотя бы потому, что не научился пока наш производитель в должном масштабе оперативно реагировать на потребности и желания покупателей. Чего не скажешь о китайцах, которые очень чувствительны к тенденциям рынка. Своевременность и оперативность, умение мгновенно перестраивать социально-потребительские рельсы, а также удачная маркетинговая кампания – вот основные «фишки» китайского легпрома. Кстати, качество и ценообразование тоже не на последнем месте.

Не нужно объявлять войну AliExpress. Достаточно все силы пустить на формирование и развитие отечественной площадки. Начало уже положено. Будем внимательно следить за первыми шагами интернет-магазина Белпочты. И по возможности участвовать в его первой «прогулке».


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: