Памятники посвящают разным событиям или людям. Бывают странные и смешные памятники, например, огурцу или букве «у краткое».
В городе Мозыре тоже есть необычный памятник – гнездо аистов на столбе. Рядом с шумным загазованным перекрестком и конечной стоянкой автобусов. Каждый год аисты прилетают сюда, гнездятся, растят птенцов.
100 лет назад на этом месте, на перекрестке улиц Куйбышева и Пролетарской у нынешней площади Примостовой, стояла церковь в честь великомученицы Параскевы. А там, где сейчас столб с гнездом аистов, – колокольня в три яруса.
Многие старожилы города помнят об этой церкви, но ни-кто не знает, когда она исчезла и как. Старые отошли к Богу: они-то знали, но молчали. Молодые слышали только по рассказам: дескать, сгорела от молнии в 1919 году. Документального подтверждения этой версии не найдено. Горожанка Лариса Г. рассказывала, что ее маму крестили в Пятницкой церкви в 1922 году. О том, что церковь еще действовала в 20-е годы, есть свидетельства многих.
Попытаемся представить, основываясь на немногочисленных документах, какой была церковь Параскевы или, как в народе она именовалась, Пятницкая.
Спокойная Припять неспешно несет свои воды. Извивается меж высоких холмов, оттягивая момент, когда должна отдать дань суровому Днепру. На ее излучине в зеленых рвах скрылся маленький городок Мозырь. Его узкие улочки стекают по оврагам к светлой Припяти. Старые деревянные на каменных фундаментах домики застенчиво прячутся среди яблоневых садов. Храмы величаво возвышаются на холмах, заглядывая в глубокие овраги.
К концу ХІХ века по Припяти ходили различные суда. На них перевозили хлеб, зерно, лен, коноплю, рыбу, сало, деготь, поташ, домашних животных и многое другое. По реке сплавляли строевой лес в Украину, а далее – в Германию, где полесская древесина пользовалась большим спросом.
Перегоняли плоты, шли на пароходах, барках, берлинах, сплавлялись на лодках-долбенках. И всех в начале города встречала старая Пятницкая церковь.
Она стояла не далеко от берега реки на низком холме среди деревянных домов, укрытых яблонями. И так гармонично вписывалась в окружающий ландшафт, что, казалось, выросла вместе с холмами, заросшими кустами барбариса у подножия и могучими дубами на вершинах.
Когда церковь была построена – неизвестно. В отчетных клировых ведомостях за 1886 год есть сведения, что на то время ей уже было 200 лет.
Археолог и художник Д.М.Струков по приглашению губернатора края графа М.Н. Муравьева, в 1864 году был в Мозыре, писал о храме: «Церковь Пятницкая, очень красивой архитектуры 18 столетия…»
Ее деревянные стены цвета теплого прибрежного песка стояли на каменном фундаменте. Цоколь в рост человека предохранял от речной влаги и придавал зданию изящную форму вытянутого креста.
Три купола имели сложную конфигурацию: нижние – шлемовидные, на них были установлены луковицы малых главок, увенчанных шестиугольными крестами. Главки, окрашенные красной краской, казалось, бросали капельки такого же цвета на колючие кусты барбариса, и ягоды на них загорались багровыми язычками пламени. Крыша была изначально покрыта гонтом, потемневшим от времени и кое-где ставшим сизым.
Церковь не отапливалась: летом прохладный полумрак встречал входящего. Свет лился из высоких продолговатых окон, расположенных в один ряд, по четыре окна с каждой стороны. Стены были покрашены клеевой краской. Престол в храме был один – в честь святой великомученицы Параскевы.
Иконостас, как отмечал Д.М.Струков, «…был довольно изящного стиля… особенно хороши царские двери». Он был деревянный резной с золотыми карнизами и окрашен в темно-зеленый цвет. Киоты, царские врата с изящной резьбой, скорее всего, растительного орнамента.
17 икон древнего письма расположены на иконостасе в два ряда. Они, возможно, были написаны местными иконописцами и носили элементы своеобразного примитива и наивности, характерного для Полесья… Образа Божией Матери по краям расписаны стилизованными цветами (похожие иконы сегодня можно видеть во Всехсвятской церкви в городе Турове).
Сохранилась икона святого первомученика Стефана. Она находится в левом приделе Свято-Михайловского кафедрального собора.
Клировые ведомости за 1903 год описывали, что «утварь церкви нескудна, облачений достаточно», т.е. для богослужения имелось все и, вероятно, старинное и ценное. По описанию Д.М.Струкова, «…из числа книг богослужебных есть рукописные 17 века. Из вещей уцелело древнее било железное, употреблявшееся вместо колокола».
Сохранились сведения о двух капитальных ремонтах церкви. В 1845 году с разрешения епархиального начальства был произведен ремонт за счет кошельковой суммы (ежегодный доход от пожертвований за богослужения). В 1890 году сделан капитальный ремонт: прогнившие брусья заменены новыми, стены заново окрашены. Главки, купола, крыша покрыты листовым железом и выкрашены в зеленый цвет. Вокруг приходского кладбища построена ограда из штакетника.
Церковь Параскевы имела 1131 десятину городской земли. Сегодня там расположена гостиница «Припять» и вправо, где частные дома.
В урочище «Пхов» под сенокос – 2 десятины и 1100 саженей квадратных. Земля сдавалась в аренду за малую сумму – около 2 рублей в год. В некоторых случаях арендатор освобождался от уплаты. Например, мещанин Глусский не платил аренду потому, что его дом, как дамба, защищал в половодье и во время сильных дождей церковную землю от размывания.
Клир Пятницкой церкви состоял из священника, диакона и двух псаломщиков и находился на содержании Российского Казначейства. За вычетом 2% пенсионного капитала насчитывал 651 рубль в год. Священником согласно клировым ведомостям 1903 года служил Александр Стефанович Киркевич (род. в 1866 г.). По его прошению в 1895 году был переведен на служение в церковь святой Параскевы.
К Пятницкой относились приписные церкви: Рождества Богородицы и Троицкая в деревне Борисковичи (на месте современного кладбища). Немного в стороне от церкви стояла деревянная трехъярусная колокольня на каменном фундаменте. Купол на ней такой же сложной формы, как на церкви. С колокольни звонили в пять колоколов: самый большой весил 10 пудов, а самый маленький 1 пуд. Их звон разносился над рекой на многие километры и перекликался с колоколами церкви Троицкой, что на Кимборовке у долины «Анелов » (Новики, католический костел), и летел звон дальше, до самых Юрович, где его радостно встречали колокола Рождества Богородичного храма. Могучий звон колоколов плыл по Припяти, призывая народ на Божественную литургию и утверждая православие на Полесской земле.
Время безжалостно покрывает людскую память туманом забвения о прошлом и содеянном…
Возможно, настала пора рассказать о Пятницкой церкви и разгадать загадку ее исчезновения. По преданию святых отцов, Ангел церкви остается у разрушенного, забытого алтаря и плачет о том, что на святом месте установилась «мерзость запустения» (Мат. 24:15).
Сегодня там, где стояла Пятницкая церковь, красивая цветочная клумба с якорем. Очень хочется, чтобы в знак покаяния, в память о мучениках, пострадавших за веру в XX веке, на месте разрушенной церкви были поставлены Поклонный Крест и мемориальная доска, на которой было бы написано: «Здесь стояла церковь в честь великомученицы святой Параскевы, разрушенная людским безумием. Потомки, помните: Господь поругаем не бывает!»
Сегодня аисты напоминают тем, кто еще знает и помнит о страшном времени, когда «все до основания разрушим». Но их осталось мало.
А молодые просто удивляются и любуются аистами, гнездящимися на шумном, загазованном перекрестке у площади Примостовой.
Параскева – Пятница (греческ.).
Клировые ведомости – списки лиц духовного звания, состояние церквей, церковного имущества и т.д.
Дмитрий Михайлович Струков – российский художник и археолог.
В 1864 году граф М.Н.Муравьев, бывший начальником Северо-Западного края, пригласил Дмитрия Михайловича Струкова для участия в художественной экспедиции по краю. Во время этой экспедиции Д.Струков посетил и Мозырщину.
Гонт – остро сточенные с одной стороны и с пазом вдоль другой стороны дранки, дощечки, которыми кроют крыши (польск.).
Используемые источники:
- НИАБ, Ф., 861, стр. 8.
- «Минские епархиальные ведомости» №11, 1884 г.
- В.А.Лякин, «Мозырь в 1812 году».
Материал подготовила Тамара КОШЕВНИКОВА.
Фото группы «XX век».