Жыцце Палесся

Улучшение условий ведения бизнеса

Проверки предпринимателей будут значительно сокращены, а ведение своего дела станет максимально простым. На это направлен пакет документов по улучшению условий ведения бизнеса, принятие которого ожидается в самое ближайшее время.

Ключевой документ по либерализации в экономике Беларуси вынесен на рассмотрение Лукашенко

Ключевой документ по либерализации в экономике Беларуси — проект декрета «О развитии предпринимательства» вынесен на рассмотрение Президента Беларуси Александра Лукашенко во время рабочей встречи с первым вице-премьером Василием Матюшевским 26 сентября.

«Мы продолжаем вести речь о документах, нормативно-правовых актах, которые будут способствовать либерализации нашей экономики», — отметил глава государства.

Кроме проекта декрета вниманию главы государства также представлен проект указа, направленный на совершенствование порядка лицензирования.

По итогам рабочей встречи и детального обсуждения ряда моментов Александр Лукашенко поддержал все предложенные нормы, и представленные документы в скором времени будут подписаны.

Единые минимальные требования

В частности, проектом декрета предусматривается утверждение единых требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, а также в области охраны окружающей среды и ветеринарии. Эти требования максимально систематизированы и сокращены, так как ныне действующие нормы, по словам главы государства, «чрезвычайно объемные и в большинстве своем ненужные». «Они очень напрягают бизнес и отвлекают от решения конкретных задач. Поэтому этими документами мы утверждаем перечень требований — и санитарные условия, и прочее. И всякие административные препоны сокращаются», — сказал он.

Предусмотренный проектом декрета перечень требований будет являться обязательным для соблюдения в ходе осуществления экономической деятельности. Положения иных технических нормативных правовых актов, содержащих требования в рассматриваемой сфере, до их отмены будут иметь для субъектов хозяйствования рекомендательный характер.

Предсказуемое налоговое законодательство

Президент также отметил важность стабильной и предсказуемой ситуации в налоговой сфере. Планируется ввести запрет до 2020 года на введение новых налогов и повышение налоговых ставок. «Думаю, на это надо пойти. Посмотрим, что у нас из этого получится», — сказал он.

«И другие требования, в том числе устранение излишних административных барьеров. Чтобы те, кто хотят открыть бизнес, могли сделать это не за год-полтора, а буквально сразу или в течение месяца, чтобы не было никаких бюрократических проволочек. Мы также закрепляем это в этих документах», — добавил Александр Лукашенко.

Саморегулирование бизнеса

В целом проект декрета является ключевым из подготовленного пакета документов и предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Минимизируется вмешательство государства в работу субъектов хозяйствования, усиливаются механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за свою деятельность перед обществом при сохранении необходимого уровня контроля со стороны государства.

Уведомительный порядок для начала бизнеса

Кроме уже названных норм планируется введение уведомительного порядка осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности. В соответствующий перечень войдут бытовые, туристические услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа, производство сельхозпродукции, стройматериалов и иная деятельность. По данным Министерства экономики, именно в этих сферах сосредоточено порядка 95% малого и среднего бизнеса.

Для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать единственное уведомление в исполком через службу «одно окно» (также возможно направление почтового отправления с уведомлением о вручении) либо с помощью портала электронных услуг‚ и на следующий день лицо будет вправе осуществлять заявленный вид экономической деятельности. При этом, подавая такое уведомление, субъект хозяйствования автоматически берет на себя ответственность за соответствие своей деятельности законодательству.

Упразднение административных барьеров

Ожидается также максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации.

Наряду с этим будет установлена административная ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. Таким образом, в документе реализован один из ключевых подходов, обозначенных Президентом, о минимальном вмешательстве государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя.

Совершенствование порядка лицензирования

«У нас и так, я считаю, в этом плане неплохой порядок, мы очень много в этом направлении сделали. Но бизнес хотел бы большей свободы в этом плане и снятия некоторых административных процедур. Я также согласен с тем, что, если жизнь показывает, что мы где-то можем сделать шаги в этом направлении, их надо делать вовремя. Не думаю, что мы отстаем здесь, но тем не менее», — отметил Александр Лукашенко.

С учетом принципа, в соответствии с которым лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, осуществление которых непосредственно сопряжено с наличием угроз причинения вреда государственным и общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, проектом указа предусматривается отмена 3 из 36 лицензируемых в настоящее время видов деятельности и 20 составляющих виды деятельности работ, услуг.

В частности, субъектам хозяйствования не потребуется получение лицензии при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров (за исключением международных), полиграфической деятельности, деятельности по оказанию психологической помощи, а также связанной с оказанием юридических услуг (за исключением риэлтерских), контролем радиоактивного загрязнения, охраной юридическим лицом своих работников и принадлежащего ему имущества.

Исключительное право суда на прекращение действия лицензии

Закрепляется исключительное право суда своим решением прекратить действие лицензии или аннулировать ее. Александр Лукашенко заслушал подробный доклад на этот счет, отметив, что с другой стороны недопустимо перегружать судебную систему, перебрасывая на нее функции других органов власти. Отмечается, что в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды, государственных и общественных интересов лицензирующие органы по-прежнему будут иметь право приостановить деятельность субъектов хозяйствования до устранения ими допущенных нарушений лицензионных требований и условий или до рассмотрения дела судом.

Василий Матюшевский пояснил, что, как правило, в случае отзыва лицензии конкретный бизнес прекращает свое существование. «Поэтому это очень чувствительный вопрос как для самого предпринимателя, так и для наемных работников, общества в целом. Для того, чтобы этот существенный риск каким-то образом нивелировать, должен быть состязательный процесс, когда лицензирующий орган должен в судебном процессе доказать те или иные существенные факторы, которые требуют именно отзыва лицензии», — сказал он.

Выдача лицензий в электронном виде

Предусмотрено, что с 1 июля 2018 года выдача лицензий будет осуществляться исключительно в электронном виде. Тем самым отменяется бумажная форма лицензии. Проектом указа предусматривается формирование и ведение единого реестра лицензий, содержащего данные о выданных лицензиях, внесении в них изменений. Доступ к данным этого реестра будет открыт всем заинтересованным и обеспечиваться круглосуточно посредством сети Интернет на безвозмездной основе.

Совместная работа с бизнес-сообществом

Как доложил Василий Матюшевский, пакет документов по либерализации был подготовлен совместно с бизнес-сообществом. «Его единственная задача — изменить характер бизнес-среды, максимально снизить административное влияние на этот процесс и издержки по ведению бизнеса, сделать его максимально прозрачным и, самое главное, последовательным и долгоиграющим», — сказал он.

Говоря о последующей перспективе, первый вице-премьер подчеркнул, что разработчики всего пакета документов ратуют за неизменность базовых посылов, несмотря на то, что с течением времени может потребоваться усовершенствование тех или иных вопросов. «Но базовые принципы документов должны быть неизменны. Потому что любой цикл бизнес-планирования — это даже не пять лет, а 10-15 лет. Соответственно, все условия, начиная от макроэкономики, заканчивая регуляторикой, должны быть прогнозируемы», — сказал Василий Матюшевский.

Трансформация экономики с акцентом на IT

Первый вице-премьер добавил, что в пакете документов по либерализации в сфере бизнеса есть еще один очень важный документ — проект декрета по развитию Парка высоких технологий.

«Глава государства сказал, что, может быть, имеет смысл доработать название, потому что нормы нового декрета говорят не о Парке высоких технологий в первую очередь, а процессе трансформации, цифровизации экономики в целом. И те базовые нормы, которые там заложены и которые, мы надеемся, поддержит глава государства, должны кардинально изменить всю среду экономики», — заявил Василий Матюшевский.

Лукашенко подписал указ о расширении возможностей для бизнеса без регистрации ИП

Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 сентября подписал указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц». Документом расширяется перечень видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого налога.

В данный перечень вошли такие виды деятельности, как реализация самостоятельно изготовленных гражданами кулинарных изделий, предоставление мест для краткосрочного проживания физических лиц, выполнение по заказам потребителей работ по ремонту мебели, часов и обуви, пошиву одежды, настройке музыкальных инструментов, распиловке дров, погрузке грузов, кладке печей и каминов, а также выполнение отделочных работ и оказание гражданам услуг по разработке веб-сайтов, обслуживанию компьютерного и периферийного оборудования. В перечень также включены услуги по дизайну помещений, интерьера, мебели, одежды и обуви, графическому дизайну, парикмахерские и косметические услуги.

Таким образом, в перечне легализованы виды экономической деятельности, которые сегодня фактически осуществляются физическими лицами в домашних условиях (например, парикмахерские услуги) либо могут осуществляться в таких условиях без угрозы причинения вреда как отдельно взятым гражданам, так и обществу в целом.

Издание указа создаст дополнительные условия для повышения самозанятости населения, вовлечения его в экономическую деятельность и, следовательно, будет содействовать развитию предпринимательства в нашей стране.

Основные положения документа вступают в силу через месяц после официального опубликования.

Опубликованы размеры ставок единого налога для физлиц при деятельности без открытия ИП

На Национальном правовом портале опубликован указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц» от 19 сентября 2017 года. В указе прописаны размеры базовых ставок единого налога для физических лиц, которые будут заниматься экономической деятельностью без регистрации в качестве ИП. Ставки дифференцируются в зависимости от населенных пунктов: в первую группу входят Минск, Минский район, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, во вторую — Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск, в третью — иные.

Так, ставки единого налога при реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции для первой группы населенных пунктов составят Br16-97, для второй — Br15-60 и для третьей — Br10-60.

При предоставлении физлицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания ставки единого налога будут равняться Br15-145, Br42-145 и Br23-120 соответственно за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу, сданное внаем.

Размер базовой ставки единого налога за выполнение работ и оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений, помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий составит Br55-97, Br50-87 и Br30-57 соответственно.

За деятельность, связанную с ремонтом часов, обуви; ремонтом и восстановлением, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика; сборку мебели; настройку музыкальных инструментов, единый налог определен в размере Br25-86, Br20-86 и Br15-79 соответственно.

Ставки единого налога при распиловке и колке дров, погрузке и разгрузке грузов составят Br5-39, Br4,5-37 и Br4-18 соответственно.

При производстве одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика ставки определены в размере Br25-113, Br19-113 и Br17-80, при осуществлении штукатурных, малярных, стекольных работ, работ по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов — Br52-145, Br42-145 и Br23-120 соответственно.

Разработкой веб-сайтов, установкой (настройкой) компьютеров и программного обеспечения, восстановлением компьютеров после сбоя, ремонтом, техобслуживанием компьютеров и периферийного оборудования, обучением работе на персональном компьютере можно будет заниматься, уплатив ставку единого налога в размере Br55-97, Br50-87 и Br30-57 соответственно.

Ставки при оказании парикмахерских и косметических услуг, услуг по маникюру и педикюру составят Br38-116, Br32-60 и Br21-47 соответственно.

Лукашенко подписал указ о создании в Беларуси института налогового консультирования

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ №338 «О налоговом консультировании», который внедряет в стране профессиональный институт посредников между бизнесом и налоговыми органами.

Институт налоговых консультантов создается в Беларуси с учетом положительного зарубежного опыта. Правом оказания таких услуг наделяются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, имеющие в своем штате не менее одного налогового консультанта. При этом работать в такой должности специалист сможет после сдачи квалификационного экзамена в Министерстве по налогам и сборам и получения аттестата налогового консультанта.

Помимо консультирования данные специалисты будут вправе оказывать услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению отчетности, представлению интересов консультируемых лиц в государственных органах и организациях.

Обращение к налоговым консультантам будет носить сугубо добровольный характер и ни в коем случае не будет навязываться предпринимателям и организациям.

Издание указа будет способствовать правильному исчислению субъектами хозяйствования налогов, позволит снизить вероятность совершения налоговых правонарушений, минимизировать издержки бизнеса по уплате пеней и штрафов за данные нарушения.

Подписан указ о развитии торговли, общественного питания и бытовых услуг на селе и в малых городах

Президент Беларуси Александр Лукашенко 22 сентября подписал указ №345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Документ был подготовлен созданной на основании распоряжения Президента рабочей группой в рамках проводимой работы по стимулированию деловой активности и исключению излишних требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

Указ направлен на развитие торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений со средней численностью населения до 10 тыс. человек.

Документ предусматривает возможность установления на отдельных территориях особого режима налогообложения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6% и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере одной базовой величины, а также иных упрощенных условий осуществления этих видов деятельности.

Кроме того, предусматривается освобождение субъектов хозяйствования от налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Действие налоговых льгот и иных условий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, закрепленных в документе, будет распространяться на населенные пункты и территорию вне населенных пунктов, определяемые решениями областных Советов депутатов.

Указ даст необходимый импульс развитию торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории сельской местности и в малых городах, а также позволит создать дополнительные рабочие места для граждан, проживающих на этих территориях.

Меньше проверок и штрафы для «контролеров» — Анфимов рассказал, как изменится контроль в бизнес-сфере

Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов встречи с главой государства подробно рассказал журналистам о главных подходах и новациях проекта указа «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

По его словам, документ направлен на совершенствование контрольной деятельности, либерализацию условий ведения бизнеса и уход от пристального контроля. «Основные принципиальные и концептуальные подходы одобрены полностью, небольшие замечания, которые были высказаны Советом Министров, будут в ближайшее время учтены, и проект указа будет внесен на подпись Президенту», — отметил Леонид Анфимов.

Документ, в частности, предусматривает упразднение ведомственного контроля и уход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно было даже при отсутствии нарушений с его стороны и без иных веских причин. Вместо этого предлагается осуществлять выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований (например, при выявлении неоднократных нарушений).

При этом характер проверок сместится с карательного на профилактический. Чаще станут проводить мероприятия технического (технологического) характера. В случае устранения предприятием выявленных нарушений в установленный срок меры ответственности применяться не будут.

Кроме того, контрольные органы больше не смогут проводить проверки по материалам, находящимся в производстве правоохранительных органов, до возбуждения уголовного дела.

«Вводится ответственность «контролеров» за необоснованные предъявления требований к субъекту хозяйствования или проведение проверок в нарушение требований законодательства, — обратил внимание собеседник. — Налагать ответственность будет и прокуратура, и Комитет госконтроля».

Проект указа также предлагает сократить перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности. Полномочия на проведение проверок будут сохранены у 28 из 39 ведомств, наделенных сегодня этим правом, а число сфер контрольной деятельности снизится с 178 до 106.

Одно из самых важных новшеств — лишение «контролеров» возможности приостанавливать деятельность предприятий. Решение, останавливать работу компании или нет, будет принимать исключительно ее руководитель на основании рекомендаций проверяющих. Однако за свои действия он будет нести всю полноту ответственности.

Планируется, что документ будет подписан к 1 октября и вступит в силу с начала 2018 года.

 

 

Exit mobile version