В последнее воскресенье октября автомобилисты и дорожники Беларуси отмечают свой профессиональный праздник. Чтобы узнать, с каким настроением транспортники города пришли к этому дню, в филиале «Автобусный парк №2» ОАО «Гомельоблавтотранс» побывала наш корреспондент.
– Автотранспортное предприятие появилось на просторах Мозырщины 20 апреля 1955 года в результате разделения автотранспортной колонны на АТК-1 (пассажирскую) и АТК-2 (грузовую), – обращением к неизменным страницам истории, наполненной рядом преобразований, начался наш разговор с заместителем директора по идеологической работе АП-2 Татьяной Анисимовной ПОДОЛИНСКОЙ. – В это время подвижной состав автохозяйства состоял из 27 единиц: 17 автобусов ГАЗ-651, 2 – ЗИС-155, 3 единицы грузотакси ГАЗ-51и 5 легковых такси «Победа». Имеющийся арсенал транспорта обслуживал 4 городских маршрута, 6 пригородных и междугородных. Ремонтно-техническая база представляла собой один бокс с одной смотровой канавой и одним токарным станком. В августе 1960 года АТК-1 была переименована в автобусно-таксомоторный парк, а с 1 января 1972 года – в автоколонну 2444. В 1973 году в связи со строительством нефтеперерабатывающего завода от автоколонны 2444 был выделен отряд автобусов и организован автопарк специального обслуживания (АПСО). Время требовало изменений. В результате последующих преобразований 1 июня 1987 г. автоколонна была переименована в автобусный парк №2 производственного объединения «Гомельоблавтотранс», а 29 сентября 2000 г. – в республиканское дочернее автотранспортное предприятие «Автобусный парк №2». В процессе реорганизации к автобусному парку №2 были присоединены в 2001 году автобусный парк №4, в 2005 году – Мозырский автовокзал, в 2007 году – автопредприятие №13 и автостанция г. Ельска, а также автопредприятие №22 и автостанция г. Наровля. С 21 января 2010 года РДАУП «Автобусный парк №2» является филиалом ОАО «Гомельоблавтотранс». С 1 августа 2015 г. опять же в процессе реорганизации к АП-2 присоединен филиал «ТрансМозырь», а с 1 июля 2016-го – филиал №7 и автостанция г. Лельчицы.
– И что же в настоящее время представляет собой филиал?
– По состоянию на 1.10.2017 на балансе предприятия насчитывается 227 единиц подвижного состава: 160 автобусов разной модификации, 40 грузовых автомобилей, 27 единиц подвижного состава хозяйственного парка. Основными видами деятельности филиала является перевозка пассажиров всеми видами автобусного сообщения на территориях гг. Мозыря, Ельска, Наровли, Лельчицы и прилегающих районов – перевозки на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, предоставление автобусов по заказам организаций и частных лиц, а также грузовые перевозки. Обслуживаемая маршрутная сеть состоит из 98 маршрутов общей протяженностью 5564 км: 28 городских маршрутов (226 км); 96 пригородных маршрутов (3581 км); 14 междугородных маршрутов (2376 км); 4 международных маршрута (2023 км); 9 постоянных заказных маршрутов.
– Что, кроме перевозок, предприятие может предложить населению?
– Кроме пассажирских, филиал осуществляет грузовые перевозки и оказывает ряд прочих видов услуг: ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, проверку развал схождения колес, мойку автобусов, грузовых и легковых автомобилей сторонних организаций и частных лиц; на базе предприятия производится подготовка водителей категории «В»; оказываются услуги станциями ДСТО как на основной базе в Мозыре, так и на базах участков Наровля и Лельчицы; оказываются услуги по продаже билетов, хранению вещей физических лиц в автоматических камерах хранения; предоставляются в аренду свободные площади; осуществляется розничная торговля через магазин «Спадарожнiк» на автовокзале в Мозыре и магазин «Надежда», расположенный на автостанции «Лельчицы».
– Как выглядят социально-экономические показатели, от которых зависит благосостояние предприятия?
– За 9 месяцев текущего года транспортом филиала перевезено более 20008,9 тыс. пассажиров, в том числе на городских и пригородных перевозках – 19718,4 тыс. пассажиров, что составляет 99% в общем объеме перевезенных пассажиров. Выполнено на городских перевозках свыше 288505 рейсов (в среднем более 1200 рейсов в день), на пригородных перевозках – более 66890 рейсов, что на 892 рейса или на 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Окупаемость на социально значимых городских и пригородных перевозках составила 73,1%, в т.ч. 80% – на городских и 60% – на пригородных. По итогам работы за 9 месяцев филиалом выполнены такие показатели социально-экономического развития, как грузооборот (106,2% к заданию), экспорт транспортных услуг (118,3% к заданию), энергосбережение (при задании –6,2% фактическое выполнение составило -6,3%), достижение опережающего роста производительности труда и среднемесячной заработной платы (при задании 1,01 выполнение коэффициента составило 1,04). Чистая прибыль составила 274 тыс. руб. Списочная численность работающих на 1 октября составила 676 человек. Это водители, кондукторы, основные ремонтные рабочие и вспомогательные, руководящие, инженерно-технические работники, специалисты и служащие. Среднемесячная заработная плата на 1 работающего составила свыше 603,20 рубля.
– Что делается для организации производственного процесса?
– Со стороны руководства и профсоюзной организации большое внимание уделяется обеспечению условий труда и производственного быта работников, содержанию и эстетическому оформлению производственных и бытовых помещений. Для работников филиала функционирует комната психологической разгрузки и физиотерапевтическое отделение, что позволяет пройти физиотерапевтические процедуры по 14 наименованиям; имеются необходимые санитарно-бытовые помещения, комната отдыха для водителей, спортивный зал. Резкое падение спроса на услуги автомобильного транспорта, жесткое ограничение тарифов на перевозки, снижение фрахтовых ставок, повышение цен на топливо и другие материальные ресурсы заставляют нас экономить каждый рубль и отказываться от многих замыслов. Тем не менее, в столь сложных экономических условиях мы стремимся сохранять стабильное финансовое положение, динамично развиваясь по всем видам деятельности, в том числе и своевременной выплате заработной платы.
– Татьяна Анисимовна, как вы уже сказали выше, достижения зависят от трудового ресурса и профес-сионализма работников. Будут ли поощрения по случаю профессионального праздника?
– В первую очередь, благодарности за труд и за достигнутые успехи заслуживают те, кто посвятил работе на предприятии 20 лет. Так, звания «Ветеран производства» с вручением Почетных грамот и денежных премий будут удостоены водители В.М.Белковец и Н.Б.Лисовский, кондукторы Т.И.Шевчук, В.А.Лис, Т.И.Филипович и И.Г.Тихиня, уборщики помещений Т.В.Навныко и Г.И.Ярош, кассир Г.П.Выборных, диспетчер Г.В.Журович.
Почетными грамотами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь будут награждены водители Н.В.Мендык и Д.В.Крижановский.
Обладателями Почетных грамот ОАО «Гомельоблавтотранс» станут водители Ф.Г.Савенок, В.М.Бобр и А.Г.Ахраменко, слесарь А.А. Петровский, кондуктор О.Г. Духвалова.
Почетными грамотами Мозырского районного исполнительного комитета будут награждены водители В.И.Дворник, В.Н.Кругляков и контролер технического состояния МТС А.М.Мартинович.
Почетных грамот Мозырского районного Совета депутатов удостоены водитель А.Г. Сарнавский, экономист А.И.Бобренко, начальник ПТО В.С. Дворак, слесарь В.М.Лукьяненко и диспетчер Т.А.Герасименко.
Значком «За работу без аварий» I степени награждены водители С.П.Коваленко и Д.В.Крижановский; II степени – водители Л.М.Косинский, Ф.А.Сельвич и В.В.Цалко.
На Доску почета ОАО «Го-мельоблавтотранс» занесены водитель В.В.Обибко и слесарь В.И.Тагай.
На Доску почета филиала занесены водители Е.С.Чайка, А.В.Конопляник, Л.А.Зубарь, А.И.Линкевич, С.И.Коваленко и В.А.Мазуркевич, кондуктор М.А.Куш, слесарь Н.А.Ласковский, начальник колонны №1 В.В.Котов, диспетчер Л.К.Дробатюк.
Порядка 20 человек будут награждены Почетными грамотами филиала, еще три работника станут обладателями Почетных грамот Ельского, Наровлянского и Лельчицкого районных исполнительных комитетов.
В зависимости от выслуги лет материальные поощрения получат практически все работники филиала.
Энтузиазм – это сила, вращающая турбину достижений
Даже среди тысячи человек, объединенных взаимодействием в одной производственной сфере, не найдется хотя бы двоих абсолютно похожих друг на друга. У каждого – свое отношение к делу, свой характер, своя судьба, свои взгляды на жизнь и свои ценности…
Исходя из опыта в журналисткой деятельности, где перед глазами, как в кино, промелькнули сотни судеб, с уверенностью могу сказать: нет такого мальчика, который бы не мечтал в детстве стать шофером. Вот и водитель автобуса Федор Савенок рассказывает, что за руль, который едва доставал головой, усаживался лет с пяти.
Родной брат и дядя были механизаторами, позволяли ему обследовать кабину машины или трактора, все там покрутить и везде заглянуть… Поэтому о какой-нибудь другой профессии по мере взросления парень даже не задумывался. Не изменил своей мечте и после окончания Барбаровской школы, службы в армии (служил в морфлоте). Трудовой путь начинал в АПСО №4. Работал на ЛАЗе – возил вахты монтажников и строителей на возводившийся НПЗ. Когда завод построили, автоколонну вместе с техникой и людьми присоединили к АП-2. В этом коллективе Федор Георгиевич продолжает писать страницы своей трудовой биографии до сих пор. Время летит. Не заметил, как из разряда молодежи перешел в разряд наставников. Профессии водителя посвятил более 30 лет. С годами пришли опыт, мастерство и, конечно же, авторитет. В этом же коллективе на протяжении многих лет работает диспетчером и его супруга Светлана Владимировна. Вырастили детей, помогают воспитывать внуков. Их у супругов Савенок – шестеро, что позволяет сердцам радоваться. Семья – самый надежный тыл. А что еще надо человеку для счастья?
На счету водителя Валентина Круглякова – 42 года водительского стажа, 34 из них – в коллективе автобусного парка №2. О том, как формировался его характер, рассказывает очень скромно.
После окончания средней школы закончил курсы водителей на базе ДОСААФ. К службе в армии готовился серьезно. Служить выпало в Забайкалье в саперных войсках. О годах службы Валентин Николаевич вспоминает с гордостью. Считает, что армия – это тот институт, который должен «окончить» каждый уважающий себя мужчина. Там приобрел бесценный опыт, который помогает по жизни. Понял, что такое взаимовыручка, командный дух, ответственность, осторожность. И теперь, когда возникают даже самые незначительные трудности, он никогда не оставит товарища в беде, поможет слабому, протянет руку помощи нуждающемуся. Высокая классность и богатый опыт работы в отрасли позволили накопить и укрепить авторитет в коллективе, стать обладателем поощрений и благодарностей за добросовестный многолетний труд. Руководство доверяет водителю международные направления, где он не просто выполняет свои профессиональные обязанности, а является представителем своей страны с ее культурой и менталитетом. Уж кто, как не Валентин Кругляков, знает цену порядочности, внимательности и ответственности перед пассажирами, не забывая о том, что и его ждут дома целым и невредимым. Забота супруги помогает восстановить силы, а любовь сына и дочери укрепляют уверенность в завтрашнем дне. Сын служит в ГРОЧС, дочь – работник МГПУ им.И.П.Шамякина. В обоих семьях подрастают внуки.
– Больше всего греет душу, – говорит Валентин Николаевич, – когда возвращаюсь из рейса домой и слышу радостный голос внука Глебушки: «Ура, дедуля пришел!»
Чуть больше четверти века трудится в коллективе филиала экономист Алла Бобренко.
– Опыт, профессионализм, авторитет, – говорит Алла Ивановна, – пришли с годами. У меня тоже не все получалось сразу, но рядом всегда были более опытные коллеги, которые могли оказать помощь в нужную минуту. Специфика моей профессии связана сугубо с цифрами, которые показывают итоги труда нашего коллектива. И когда считаешь, к примеру, ту же рентабельность на маршруте или окупаемость, то хочется, чтобы все соответствовало, было допустимым. Очень радует, когда предприятию удается не только выполнить, но и перевыполнить какие-то показатели. Общий успех зависит от деятельности всех служб. Хотя на главном месте у нас стоят перевозка пассажиров и грузов, предоставление ремонтных и других услуг населению и организациям. Каждый из нас стремится добросовестно выполнять обязанности на своем месте, от чего зависит наш имидж. Я благодарна судьбе за то, что однажды указала мне путь на это предприятие, где я нашла в себе резерв способностей, сформировалась как личность и как специалист.
Водителю Андрею Ахраменко выпала честь стать продолжателем семейной династии. Именно в этом коллективе в свое время более 35 лет отработал водителем его отец Александр Владимирович Ахраменко.
– Я не сразу принял решение стать водителем автобуса, – рассказывает Андрей Александрович. – Но, чтобы найти свое место в жизни, надо преодолеть многие испытания. Вот я, к примеру, оглядываясь на прожитое, думаю, как, получив простейшую специальность механизатора, меня угораздило поехать в Карелию? Но, как говорится, все познается в сравнении. В этом красивом краю озер жил брат отца, вот я и поддался романтике. Потом, почувствовав притяжение родной земли, через пару-тройку лет вернулся в Беларусь. Работал трактористом в колхозе им. Калинина, затем служил в войсках связи в Борисове. После службы в армии на ЗИЛу перевозил грузы в сельхозхимии. К решению о переходе в автобусный парк пришел после того, как отец ушел на заслуженный отдых.
На первых порах было трудновато привыкнуть к графику: рано встать, когда 1-я смена, поздно лечь, когда 2-я. Потом все настолько понравилось, что даже стал скучать по работе в отпуске. Кажется, все было только вчера, а незаметно уже прошло 13 лет. С 2004 года осуществляю городские пассажирские перевозки. Не раз ловил себя на мысли о том, как же сильно я люблю свой город! Такие озарения приходят в голову, когда едешь ранним утром по полупустым улицам, любуешься мелькающими за окном автобуса пейзажами… И понимаешь, что тебе никакой другой земли не надо! Здесь живет твоя семья, здесь – твои друзья, слава Богу, живы родители, есть работа, которую ты выполняешь с удовольствием. Радость доставляют успехи детей: сын – мастер спорта по гребле, дочь – студентка областного колледжа. А в выходной можно отвести душу на рыбалке на берегах Припяти. Наши полесские озера ничуть не хуже карельских, а отдых на природе наполняет
сердце чудодейственным
бальзамом, способствующим восстановлению сил, которые так необходимы для новых трудовых будней…
– Я родился в деревне Булавки, окончил школу и о профессии водителя мечтал с детства, – рассказывает о своем пути в транспортную отрасль контролер техсостояния МТС Анатолий Мартинович.
– Получив водительские права и сдав на категорию, трудовой путь начинал в АПСО, обслуживающем промышленную зону. Уверенно чувствовал себя за рулем автобусов разных модификаций (ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ). Приходилось выполнять разные рейсы. Даже трудно подсчитать, сколько километров намотал на своем личном спидометре за 19 лет. Очень огорчился, когда по состоянию здоровья пришлось расстаться с любимой профессией. Вернувшись в коллектив в другом статусе, успокоил себя, что каждый мой трудовой день наполнен опять же хлопотами и заботами об исправности техники и оказании качественных услуг пассажирам. Только за одну смену приходится выпускать за ворота КП более 100 единиц пассажирского транспорта и порядка 50 – частных автомобилей…
Водитель Виктор Мазуркевич наряду с тем, что на все 100 и более процентов старается справляться со своими обязанностями, постоянно придумывает какие-то штрихи, чтобы они разнообразили каждый день, разбавляли рутину и скуку позитивом. Таким ярким примером стало внедрение под Новый год карнавального экипажа. Мозыряне и гости города принимали поздравления от Деда Мороза, сидевшего за рулем автобуса, а Снегурочка-кондуктор вместе с продаваемыми билетами вручала призы победителям беспроигрышной викторины. Пассажиры рассказывают, что у тех, кому повезло в новогоднюю ночь оказаться по воле случая в «карете» сказочного экипажа, сбылись все желания.
По возрасту водитель еще достаточно молод, но за плечами уже имеет 18 лет стажа в автотранспортной отрасли. Начинал трудовой путь в колхозе «Родина». А после службы в армии (десантные войска), окрепший и возмужавший, пришел на работу в автобусный парк. По его словам, в армии почувствовал цену настоящей мужской дружбе, взаимовыручке, поддержке, что стало хорошим ориентиром в дальнейшей жизни и в работе. Очень благодарен своему наставнику, а теперь еще и напарнику, который помог вникнуть в секреты мастерства профессии. В паре с Михаилом Яковиным они трудятся уже 6 лет. Здесь, по словам водителя, на главном месте – доверие и профессионализм, что позволяет справляться с каждодневными задачами. Опять же с огромной любовью водитель рассказывает о сыне Алексее и дочери Веронике, которые радуют успехами…
Без женщин любой коллектив был бы мрачным. Но если представительницы прекрасной половины, как, к примеру, кондуктор Оксана Духвалова, являются еще и позитивными людьми, то он выигрывает вдвойне.
Профессия кондуктора наполнена своими сложностями и особенностями, и не каждая женщина может закрепиться на этом месте. Как правило, с ней связывают свои судьбы в силу разных обстоятельств, главное из которых – закрытие предприятия. С Оксаной Геннадиевной произошло именно так, когда повар остался без работы. А в семье двое детей. Сыновей надо было растить, поднимать на ноги. В поисках работы пути-дороги в 1996 году привели женщину в автобусный парк… Было очень трудно, но она преодолела все испытания и стала опытным специалистом, профессионалом своего дела, которого уважают коллеги, ценит руководство. Коллектив, по ее словам, стал большой дружной семьей, в которой могут своевременно услышать, помочь, поддержать… Осень для женщины ассоциируется с подведением итогов сделанного за год, выращенного урожая… Главный же урожай для каждой матери – дети. Оксана Геннадиевна гордится своими сыновьями, которые выросли настоящими мужиками, умеющими защитить семью, женщину и, конечно же, Родину, чтобы люди могли жить и трудиться под мирным небом.
Еще одна представительница прекрасной половины коллектива филиала оператор движения Татьяна Герасименко работе на предприятии посвятила более 15 лет. Опять же пришла сюда после того, как исчерпала свои возможности в профессии оператора на пивзаводе. За время работы в
АП-2 преодолела ступеньки профессионального роста, накопила богатый опыт.
– В свое время на автостанции работали хорошие люди, которые меня научили всем нюансам профессии, – говорит Татьяна Анатольевна. – Я хотела научиться, чтобы стать настоящим членом коллектива и главное – никогда никого не подвести. Доверие – дорогая валюта. В настоящее время должность оператора заключается в обеспечении процесса движения автотранспорта от Мозырского автовокзала, от которого за смену отправляется более 100 автобусов. Этот процесс, работая по сменам, вместе со мной обеспечивают 4 оператора. Это Наталья Кондратьева, Оксана Негнедович, Людмила Кадол. Передавая смену друг другу, рассказываем о возникших трудностях и нюансах. Наш дружный коллектив возглавляет Елена Михайловна Процко, умеющая создать нормальный микроклимат и условия для работы. Если человек идет на работу с удовольствием, значит, он не допустит ошибок, оплошностей, которых в нашей работе в принципе быть не должно. Надежной поддержкой на дороге жизни являются муж Александр Федорович (работник ЖКХ) и сын Дмитрий – будущий программист. Для тех, кто боится сделать шаг в поиске новой занятости, скажу так: никогда не надо бояться открывать новые страницы в своей биографии. Возможно, они окажутся более насыщенными, чем предыдущие.
Путь в транспортники для слесаря Виталия Лукьяненко также не был без поворотов и ухабов. Вначале он окончил СШ №5. Потом получил профессию строителя в училище, а сразу после учебы – служба в армии, годы которой прошли во Владивостоке.
– Годы службы, – рассказывает Виталий Михайлович, – сыграли важную роль в формировании моего характера, личностного роста. После армии пришел работать в автобусный парк: прошел обучение на категорию и 15 лет отработал водителем. Потом по состоянию здоровья пришлось перейти в слесари…
Поначалу это огорчало водителя, но потом смирился с мыслью, что от его работы зависят исправность техники и обеспечение качества перевозок. Значит, доля его труда значима и необходима. В общей сложности вместе с коллективом прошло 28 лет жизни. Коллеги ценят Виталия Михайловича за профессионализм и мастерство, руководство уважает. Доказательством этого стало и награждение Почетной грамотой Мозырского районного Совета депутатов.
«Крепче за баранку держись, шофер!»
Эти строчки из знаменитого шлягера «Песенка шофера», созданного более 40 лет назад Алексеем Винницким, стали своего рода гимном для всех тех, кто однажды выбрал себе настоящую мужскую профессию и посвятил своему делу не один десяток лет трудовой биографии, как и водитель автомобиля филиала «Автобусный парк №2» ОАО «Гомельоблавтотранс» Николай Владимирович МЕНДЫК.
— Наверное, раньше, чем читать, я научился крутить руль, — с улыбкой вспоминает Николай Владимирович. — И уже в раннем детстве знал, кем стану. В моих руках все «двигалось, гудело, стремилось вперед…».
Говорят, если капитан знает, к каким берегам держать курс, то в его паруса обязательно будет дуть попутный ветер. Так все вышло и у Николая. Тем более, что хорошие наставники были рядом: более 30 лет профессии шофера посвятил его отец. Владимир Иванович ежедневно доставлял молоко из
д. Дуброва на гормолзавод в Петриков. Парень практически вырос в кабине рядом с отцом, а после службы в армии даже перерос. Мечтал стать таксистом. Удостоверение водителя и нужные категории получил в конце 70-х в Чечерском СПТУ. Вернулся в Мозырь (к этому времени в город переехала семья) с огромным желанием работать… С тех пор в его трудовой книжке — одна-единственная запись, связанная с работой в автобусном парке, не считая внутренних преобразований, подтверждающая тесное взаимодействие с транспортом на протяжении 35 лет. Довелось работать на автомобилях различной модификации. На всех участках, которые доверяло водителю руководство предприятия, справлялся всегда на «отлично». За профессионализм на его счету немало наград и поощрений, в числе которых — почетное звание «Ветеран производства», две Почетные грамоты филиала «Автобусный парк №2», Знак «За работу без аварий» I степени, нагрудный знак «Золотой» ОАО «Гомельоблавтотранс».
В преддверии профессионального праздника копилка достижений водителя пополнилась еще одной высокой наградой — Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций. Поздравляем!
Рассказ о транспортниках можно продолжать до бесконечности. Очевидно, что все герои данного проекта пришли к своим профессиям не сразу, не в одночасье стали уважаемыми. Каждый прошел свой тернистый путь сравнений, ошибок, испытаний, чтобы сегодня стать важным и значимым винтиком в работе большого механизма, название которого – автобусный парк. По сути, это закономерный процесс. И на этот счет Гарри Эмерсон Фосдик некогда сказал: «Тот, кто не сталкивался с трудностями, не познает силы. Тому, кто не знавал бедствий, не нужна смелость. Загадочно, однако, то, что самые лучшие черты характера в человеке как раз и прорастают в почве, наполненной трудностями».
Наталья КОНОПЛИЧ, фото автора