«Мы на ментальном уровне не воспринимаем яркую одежду»
Недавно в ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс» состоялся расширенный художественно-технический совет: со всей Беларуси к мозырским швейникам приехали представители крупных магазинов, чтобы увидеть новую коллекцию на весну-лето 2018 года.
После завершения демонстрации одежды, обсуждения моделей мы задали несколько вопросов Екатерине Михайловне ЕРМОЛЕНКО, директору фабрики «Надэкс». А начали разговор с важности прошедшего мероприятия.
– Это была своего рода презентация наших возможностей. Для нас представители торговли – это профессионалы, эксперты, которые точно знают, что сегодня продается, а что нет. Например, рассматривая новые блузы для девочек, говорили, что они красивые, это отметит покупатель, но сомневались, не слишком ли удорожат изделие усложняющие элементы: тесемки, вышивки, карманы. К их мнению мы должны прислушаться и сделать выводы.
Личные встречи, живое общение – это всегда лучше, чем телефонные переговоры. Мне очень хотелось, чтобы мы все встретились и познакомились ближе, к тому же у нас обновился кадровый состав отдела продаж, приступил к работе новый директор по коммерческим вопросам.
– Какие дельные рекомендации Вы услышали от приглашенных гостей, как они восприняли новую коллекцию?
– Понравилась. Она великолепна! К слову, хочу сказать, что над ней трудились два молодых художника.
Я еще раз убедилась в том, что нашим деловым мужчинам не хватает светлых сорочек, они просят гладкокрашеную рубашку с еле заметной полоской. В коллекции ее действительно не хватает. Посоветовали, чтобы в летней коллекции мы не отказывались от длинного рукава: лето бывает разным, не всегда солнечным и теплым, 2017 год это подтвердил.
Что касается женской коллекции: нам рекомендуют отшивать модели для женщин 60-го и 62-го размеров. У нас есть одежда для пышных женщин, для 56-го и 58-го размеров, но такой размерный ряд представлен не во всех изделиях. Я согласна с тем, что нам в этом вопросе нужно дорабатывать. Но такие размеры – это всегда риски. По-прежнему от нас ждут расширения ассортимента женских блуз, отмечая, что когда-то мы были лучшими.
В школьной коллекции мы не должны никого повторять, быть оригинальными – это главное. Особенно отметили изделие для мальчиков, совмещающее текстиль и трикотаж. Сейчас это популярно. На международной выставке моды «COLLECTION PREMIЕRE MOSCOW» мы обратили внимание, что представлено чрезвычайно много моделей, в которых сочетаются разные типы тканей: трикотаж и шифон, трикотаж и лен, лен и шифон, трикотаж и вискоза. При этом получается некий эффект многослойности: одеваешь такую одежду, и ощущение, что на тебе сразу несколько изделий.
– Екатерина Михайловна, судя по тому, какую моду диктует «Надэкс», одежда в следующих сезонах довольно сдержанная. Предлагаю поговорить о цвете…
– Наши дизайнеры учитывают не только далекие-близкие модные тенденции, но и работают, исходя из конкретных предпочтений регионов. Действительно, нет «кричащих» цветов, ярких принтов. Так сложилось, что мы на ментальном уровне не воспринимаем яркую одежду. Мы пробуем использовать яркие ткани, но в итоге пользуются спросом изделия приглушенных, темных, бледных тонов.
В целом в сезоне весна-лето- 2018 вы не увидите сенсационных цветовых решений. Модные цвета следующего года направлены на то, чтобы дарить ощущение расслабления. Цветовая гамма состоит из природных, нейтральных оттенков, а яркие цвета также представлены в более тусклом их варианте. Это оттенки розового, от светлого нежного до свекольно-розового, все оттенки зеленого, преимущественно фисташковый, а также лимонно-желтый. Все оттенки лаванды, выразительного синего, ледяной серый также в модной палитре.
Вот еще одно наблюдение: в высокой моде от «Dolce & Gabbana», «Versace», «Gucci» все же есть кислотные нотки, но только в деталях: цветных лентах, вышивках, строчках.
– Недавно прочла интервью с белорусским дизайнером, которая рассказывала о том, как распознать белоруса на улице европейского города. На Ваш взгляд, действительно ли между европейками и нами – модная пропасть? Мы, например, даже в булочную выходим одетыми во все лучшее сразу…
– Сложно сказать, откуда идут корни у нашего стремления выглядеть «дорого-богато». В Европе действительно другое отношение к одежде – проще, там предпочитают другой формат: «удобно-практично». И вряд ли они тратят на наряды столько же, сколько готовы тратить мы.
– Что сегодня отшивает фабрика?
– Мы обратили внимание на тот факт, что наши женщины активно обновляют свой гардероб в феврале, ближе к весне, сейчас они пассивны в покупках наших изделий. Поэтому сегодня мы одеваем мужчин – заканчиваем осенне-зимнюю коллекцию, производим мужскую сорочку из фуле, эту ткань мы закупаем у россиян. Совсем скоро нам будет доставлена и турецкая ткань, ее мы называем «экошерсть».
На давальческих условиях сейчас отшиваем полицейскую форму для Германии, в год мы ее прошиваем около 300 тысяч единиц. Работаем также над заказом российской компании по классической сорочке. Плюс брендовая сорочка: мы уже не раз писали, что знаменитые изделия марки «Tom Tailor» отшиваются мозырскими швеями – это совсем не секрет. Учитывая уровень исполнения, есть интерес по увеличению этих мощностей, но приоритетная задача нашего предприятия – развивать свое производство.
– Если честно, реакция торговой стороны на Ваше предложение о выработке системы предзаказов вызывает вопросы. Почему торговцы не готовы сказать, что они захотят продавать весной-летом? Безусловно, это задало бы швейному производству определенный ритм.
– Давайте назовем это одним словом: риски. По такому договору можно будет вернуть не более 10% заказанных изделий. Сегодня они еще не понимают, что точно будет продаваться на полгода вперед, какой будет покупательская способность.
Все забывают, что сырья в Беларуси практически нет. Его нужно найти, привезти и желательно купить у производителя под заказ. На минуточку: 40% стоимости изделия составляет сырье. Нужно понимать: процесс производства и доставки ткани может длиться до 2 месяцев. Плюс время на производство – от 2 до 4 недель в зависимости от объема… Но белорусы к системе предзаказов, уверена, скоро придут. В середине сентября мы уже получили от всех своих «давальцев» заказы на I полугодие 2018 года: европейцы точны и жестки в своих планах. Россияне уже к этому приходят. С Санкт-Петербургом по женскому ассортименту мы работаем только по предзаказам. Это очень удобно для нас. Предзаказ избавляет от складских запасов, а нашу торговлю подталкивает к более качественной, ответственной работе, к работе на совершенно другом уровне. Я считаю, это вполне справедливо: работаем в тесной связке, а значит, должны быть и совместные риски, и совместные победы.
– Скажите, что из новой коллекции в продаже появится раньше других?
– Мы планируем выпустить для мужчин трикотажную сорочку – сегодня ее носят все европейские мужчины! Сейчас ведутся переговоры по поставке турецкого трикотажа. Такое изделие появится в продаже уже в декабре. Об этом нашим дорогим читателям мы обязуемся сообщить дополнительно.
О новинках производства рассказала начальник отдела маркетинга Виктория Рустамовна ТАЛАНОВА:
– Если говорить про одежду для женщин и тенденции, на которые мы обратили внимание при ее изготовлении, то нельзя не сделать акцент на том, что по-прежнему в моде свободные силуэты, высокая талия, одежда в стиле «oversize», для которого характерна одежда широкая, будто бы на несколько размеров больше, – такая представлена во всех мировых трендах. В нашей коллекции найдется несколько интересных моделей и для тех, кто предпочитает такой стиль в одежде, как «спорт-шик»: под наши платья подойдут кроссовки или кеды. Будем смелее, смешаем красоту и удобство!
Мы предложили женщинам капсульный гардероб: помимо нашей традиционной блузы, мы предлагаем примерить им зауженные книзу брючки, офисную юбку-карандаш, жакет, платье, сарафан, шорты.
Новинка в мужской коллекции – синтез трикотажа и текстиля, его используют, отмечу, все успешные европейские бренды. Особый акцент мы сделали на стиль «сasual»: различные отделочные элементы – контрастные петли, пришивки, канты, ленты, контрастные строчки – придают одежде особый вид. Традиционно такие сорочки пользуются большим спросом у наших покупателей. Воротники с уголками на пуговицах («button-down») вот уже многие десятилетия пользуются популярностью среди джентльменов всего мира, теперь такие мы предлагаем и для мозырских мужчин.
С уверенностью могу сказать: детская мода сегодня ни на йоту не уступает по красоте взрослой, при этом она не лишена функциональности и «деловитости». Для озорников и модниц мы предлагаем и классическую, и в стиле «сasual» одежду «а-ля взрослые». У мальчуковой сорочки – прямой и прилегающий силуэты. Претерпела некоторые конструкторские изменения и девичья блуза. На мальчишек в будущем сезоне мы наденем «обманку»: сочетание в одном изделии рубашки и тонкого джемпера. Такая модель представлена и на других белорусских фабриках, но могу вас заверить: мы – лучшие производители мужской сорочки, у предприятий-трикотажников мы явно выигрываем в исполнении таких элементов, как воротник, планка. Девочек мы порадуем различной фурнитурой, стразами, кружевом, оборками. В этой коллекции также представлены модели-трансформеры: съемные элементы превращают строгую, деловую блузу в нарядную. Уверена, оценят по достоинству маленькие модницы и сарафан – наше новое изделие. В этом сегменте мы только заявляем о себе. Будем также расширять ассортимент вышиванок, планируем запустить льняную этноодежду теперь и для мальчиков.
Ольга АРДАШЕВА,
фото автора