Ольга Хомутовская, директор СШ №9 г.Мозыря: «Дети – не роботы. Они открыты, каждый со своим мнением…»

827

Не секрет, что именно к педагогу общественность предъявляет немало самых разных требований. Родители ожидают, что это будут порядочные и образованные люди, дети хотят видеть учителей интересными и доброжелательными, вышестоящее руководство уверено, что педагог должен следовать четким методическим инструкциям.  Но когда педагогическим коллективом руководит мудрый и знающий специалист, добрый и отзывчивый человек, талантливый управленец, соответствовать высокой планке учителю гораздо проще.  Ольга Алексеевна ХОМУТОВСКАЯ, директор средней школы №9, убеждена, что главное в педагогической работе – это любовь к детям. Все остальное приходит со временем, которым, к слову, нужно распоряжаться разумно.

– Ольга Алексеевна, Мозырь для вас родной город?

– Да, я – мозырянка, родилась и выросла здесь, закончила среднюю школу №4. Получила образование, одно из последних – Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины. После учебы вернулась в родной город, с тех пор никуда не уезжала.

– Выбрали педагогику. Чем вас так привлекла эта сфера?

– Знаете, с миром педагогики связано очень многое. Например, моя мама около 40 лет проработала в детском саду воспитателем. Может, поэтому с самого детства я мечтала стать учителем. А еще мне повезло: у меня были очень хорошие учителя, которые и вдохновили на получение педагогического образования.

– Все, к счастью, сложилось: работа вашей мечты стала реальностью. Интересно, какое достижение в профессии вы сегодня считаете самым значимым?

– Достижение… Если честно, то это такое громкое слово. Конечно, у нашей школы, у наших ребят и педагогов их немало… Некоторые считают, что достижение обязательно должно быть каким-то невероятным – это большой успех, то, о чем нужно говорить. Но я по-другому смотрю на обозначенную тему. Для меня, например, достижение может быть таким: ты приходишь на работу, а дети тебе улыбаются, радуются встрече, рассказывают, какое у них настроение и что произошло за день. Чем не достижение? Дети открыты, они ждут тебя, делятся самым сокровенным.

Когда меня назначили на должность директора (это было ровно 10 лет назад), здесь уже сложились свои традиции. Школа была передовой, и удержать позиции, сохранить то главное, что было заложено предыдущими руководителями, тоже достижение.

– Действительно, ваше учебное заведение можно назвать передовым. Для того чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно совершенствоваться. С этим не поспоришь. Какие особенные методы и технологии используют педагоги вашей школы?

– Точно, время не стоит на месте. И если хочешь быть успешным в своей профессии, нужно осваивать новые горизонты. Мы осваиваем новые технологии, много инновационных проектов – и это постоянный процесс. С удовольствием участвуем в конкурсах и мероприятиях самой разной направленности. Можно долго перечислять все наши проекты – газетной полосы не хватит. Но хочется отметить главное: любой метод хорош, если он дает результат на практике. Сегодня ты начинаешь работать по одной методике, а завтра она уже не актуальна. Все, изжила себя. Ведь время несется стремительно: каждый день что-то происходит, и педагог, без сомнения, должен быть в курсе этого. Я убеждена в том, что, если нет движения вперед, автоматически начнется движение назад.

– Технологии постоянно меняются. А вот интересно, дети остаются такими же?

– Дети всегда остаются детьми. Но время откладывает отпечаток на каждое поколение. Если раньше дети больше читали и играли на улице, то сегодня они другие: сидят в интернете, где на них обрушивается большой поток информации. Дети продвинуты – это бесспорно. Иногда они знают больше родителей в плане информационных технологий. Причем начиная с 1-го класса. Поэтому и учитель должен, как говорится, держать марку. Он должен показать детям, что не отстает от них, что он все знает и умеет. Поэтому опять-таки повторюсь: самообразование учителя очень важно.

– По-вашему, такая тенденция, скорее, минус, чем плюс?

– Уверена, что это замечательно! Мы понимаем, что мир не стоит на месте. Даже если сами не будем двигаться, мы живем в мире, который находится в постоянном стремительном движении. У многих детей сегодня родственники живут за границей, и они имеют возможность ездить и знакомиться с другими странами, достопримечательностями, общаться. Это расширяет горизонты. Точно так же, как и возможность находить нужную информацию в интернете.

– Но многие взрослые сегодня считают, что дети – и не дети вовсе. Мол, в автобусе место не уступают, про игры на улице забыли, скорее зомби напоминают, которые без своего телефона не представляют жизни…

– Понимаете, многое зависит от воспитания, от того, как ребенок живет в семье. Мы в школе занимаемся воспитанием, но нужно понимать, что, например, такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», ребенок впервые слышит дома, в семье. И если школьник заходит в автобус, занимает себе место, а в это время рядом стоит пожилой человек, объяснить, как поступить, ему должна мама. Я не говорю о том, что этого не должны делать учителя… Мы это делаем. Но мне кажется, что такие моменты в большей степени зависят от семейного воспитания, и закладываются они в раннем детстве.

– Давайте вернемся к школе. Опишите идеальный урок в вашем понимании.

– С методической точки зрения не каждый урок может быть идеальным. Учитель часто сам регулирует эти моменты. Но уж точно он должен быть познавательным, интересным, не  похожим на предыдущий. Учитель, в свою очередь, должен быть компетентным, грамотным, творческим. Из каждого урока дети выносят то главное, что хотел показать учитель, донести до ребят.

– Хотелось бы продолжить тему идеальности. Идеальный ребенок… Существует ли такой в вашей школе?

– Каждый родитель, наверное, мечтает о том, чтобы его сын или дочка были идеальными. Беспрекословно подчинялись, делали и говорили то, что ему скажут, хорошо учились, содержали свою комнату в порядке.

Только дети – не роботы. Они открыты, каждый со своим мнением, взглядами, они не похожи друг на друга. Если он не вкладывается в ваше понятие об идеальном, то это уже проблема взрослого, а не ребенка. И потом, если мы хотим видеть идеальных детей, должны существовать идеальные родители. Но мы же все взрослые люди и понимаем, что это утопия. Да и понятие идеальности каждый из нас понимает по-своему.

Вот как подготовить ребенка к будущей жизни? Как научить самостоятельности? Как сделать так, чтобы он вырос не роботом, а разумным счастливым человеком, умеющим отличать добро от зла? Меньше запрещать, объяснять, беседовать. Например, я часто говорю детям: прежде чем что-то делать, нужно подумать, правильно ли это, хорошо это или плохо для окружающих. Тогда ребенок учится анализировать. Это очень важно.

– Значит, идеальных детей, по-вашему, не существует, а есть ли «трудные»? В их воспитании и обучении нужен какой-то особый подход?

– Мне нравится другая формулировка: особенные дети. Речь идет о таких детях, у которых есть проблемы в воспитании, в учебе.

Вот смотрите, ребенку может быть не дана математика: трудно ему дается предмет. При этом он растет добрым и отзывчивым. Или, допустим, показывает высокие спортивные результаты. У каждого есть способности и таланты. Девиз нашей школы: в каждом ребенке – солнце, только дайте ему светить. Мы стараемся раскрыть эти способности. Например, ребенок рисует хорошо, но в школе никто не знает про его талант. Педагогам важно увидеть, заметить, показать другим, поддержать. Другой школьник абсолютно не умеет декламировать стихи – ну не публичный человек. А кто-то на сцене – свой, при этом он не отличник, не олимпиадник.

У нас в учреждении образования 1200 детей, каждого нужно увидеть, понять, поддержать. Мы стараемся создать в школе такие условия, чтобы ребенок мог найти себя.

«Трудных» детей, наверное, все-таки не бывает. Но это только в том случае, если взрослый ищет в ребенке хорошее и сосредотачивается на нем. Более того, как только мы замечаем, что у ребенка есть какая-то проблема, мы тут же начинаем работать не только с самим школьником, но и с его родителями. Стоит отметить, что у нас отличная социально-психологическая служба. Даем рекомендации родителям, пытаемся решить проблему совместно с ними.

Уверена, что ребенок попадает в нехорошие ситуации от скуки. Ему нечем себя занять, он ищет какие-то дополнительные занятия. Иногда находит что-то стоящее, а иногда ребенка находят улица и сомнительные друзья. Важно вовремя его увлечь, заинтересовать чем-то. Тогда и рассуждать о «трудных» детях не придется.

– Какими вы бы хотели видеть своих учеников в будущем?

– Настоящими людьми, с открытым сердцем. И, в первую очередь, счастливыми! Теми, кто достиг того, чего хотел. Чтобы то, чему они научились в школе, пригодилось им во взрослой жизни. Конечно же, чтобы они не забывали своих учителей. Удачливыми.

– А как вы оцениваете перспективы выпускников вашей школы?

– Достаточно радужными. В школе созданы все условия для успешной всесторонней деятельности. В старших классах организовано профильное обучение. Причем учащиеся 10 классов выбирают профили самостоятельно, а мы, в свою очередь, учитывая их интересы, формируем профильные классы, в которых тот или иной предмет можно изучать на повышенном уровне. В этом году у нас несколько профилей: физико-математический, филологический (русский и иностранный языки), химико-биологический, обществове- дение и русский язык, математика и иностранный язык. Кстати, мы имеем все ресурсы для того, чтобы преподавать эти предметы на высоком уровне. Так, в нашем учебном заведении 75% учителей с I и высшей категориями – это отличный показатель. Кроме этого, у нас функ- ционирует оснащенная химическая лаборатория. Работают классы художественного направления –          кафедра состоит из 10 педагогов изобразительного искусства. Есть специализи- рованный класс по волейболу. Радуют своими достижениями вокальная, театральная и художественная студии. Имеется театр моды. Как видите, созданы все условия, было бы только у детей желание и время этим всем заниматься.

Не могу не сказать и о нашем коллективе. Я очень люблю учителей нашей школы, моих помощников по учебной и воспитательной работе (Ж.З.Шпиц, Н.Н.Вегера, Е.Ф.Ваврыкив-Крышковец, Е.А.Кобраль, Н.А. Колос), зам. директора по хозяйственной работе Г.Т.Демидович, технический персонал. Это образованные, грамотные люди, которые творчески подходят к своему делу. Есть у нас и мужчины-педагоги, которых мы очень ценим. Знаете, провести урок и уйти домой – это не о наших учителях. В школе сама атмосфера заряжает: мы учим друг друга, вдохновляем.

– Безусловно, должность директора школы – одна из самых сложных. Вы большую часть своего времени проводите на работе. И это нелегко. Где берете силы, что вас вдохновляет?

– Самое главное – себя правильно настроить. В моей жизни это обычно происходит утром. После такой психологической настройки на работу идешь с удовольствием. Знаете, мне повезло: я очень люблю то, чем занимаюсь. Это на 100% мое. Не представляю, кем бы я могла работать вне школы…

Когда меня встречают дети, я забываю про все горести. Конечно, работа директора учебного заведения невозможна без проблем. Ведь у учеников есть мамы, папы, дедушки, бабушки, тети, дяди, у которых периодически появляются какие-то проблемные вопросы. И их нужно решать. Но это все очень важно.

А еще я черпаю вдохновение в любимых делах и в интересном общении.

– Попробую предположить: любимое дело – это чтение?

– В том числе. Да, я очень люблю читать. В последнее время читаю в основном профессиональную литературу. С удовольствием читаю методические журналы, которые выписываю. Очень люблю философские книги.  Психология и философия – это мое.

Художественную литературу сейчас читаю гораздо реже, чем раньше. Вот недавно, например, перечитала «Унесенные ветром». Такое было настроение. С возрастом на многие книги смотришь по-другому. Как-то был период поэзии, с удовольствием погрузилась в творчество своего любимого Иосифа Бродского. Стараюсь быть, как говорит молодежь, в тренде: не обхожу стороной и современных авторов. Моя дочь, студентка лингвистического вуза, периодически советует и подсказывает на что стоит обратить внимание.

Еще очень люблю готовить, всегда этим с удовольствием занимаюсь, хотя времени опять-таки и на это увлечение не хватает.

Интересное общение – это прежде всего моя семья. Мой муж также работает директором школы. Дома стараемся о работе не говорить, но, признаюсь честно, не всегда это получается. Хочется уделить внимание и своим детям, и своим любимым родителям.

– Резюмируя наш разговор, хочется спросить: что самое главное для педагога? Каким должен быть современный учитель? И что бы вы пожелали молодым учителям, которые только-только начинают свой трудовой путь?

– Без любви к детям ничего не получится. Для начала нужно полюбить детей, педагогику, а потом упорным трудом идти к своей цели. Всем молодым учителям желаю оптимизма и терпения, а также творчества – для того, чтобы воспринимать свои рабочие будни не как рутину, а как праздник!

Юлия ПРАШКОВИЧ

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: