Для парламентариев Совета Республики в октябре стартовал осенний законотворческий сезон. Это значимо и ответственно для каждого/
Работа в Совете Республики всегда идет в тесном взаимодействии с Палатой представителей.
Необходимо отметить, что нормотворческий процесс является непрерывным. Это связано с постоянно меняющимися условиями общественной жизни. Поэтому законодательная база Республики Беларусь постоянно пополняется законами, направленными на регулирование достаточно широкого спектра общественных отношений.
Сегодня мы живем в условиях нестабильного мира. Террористические акты в ранее спокойных европейских странах, нелегальная миграция, негативные тенденции в мировой экономике – все это свидетельствует о том, что ни одно мировое государство не может рассчитывать на обособленность от мировых проблем.
В Парламенте нашего государства всегда актуальными являются законопроекты, регулирующие международные контакты страны: ратификация договоров, протоколов, соглашений с другими странами и международными организациями по вопросам обмена научно-технической информацией, банковским, пограничным, таможенным, финансовым и иным вопросам экономических и межгосударственных отношений.
Этой осенью в ходе сессии Совета Республики планируется корректировка ряда кодексов Республики Беларусь по вопросам общественной без-опасности, судопроизводства, а также законов по вопросам борьбы с терроризмом и обороны, интеллектуальной собственности.
Очень важной насыщенной и многогранной работой парламентариев является деятельность в Постоянных комиссиях.
Непосредственно в комиссиях Совета Республики ведется непрерывная работа по расширению межпарламентского сотрудничества и укреплению позиций Национального собрания Республики Беларусь на международной арене, по созданию надлежащих условий для развития экономического и научно-технического сотрудничества, наращивания объемов белорусского экспорта товаров и услуг, импортозамещения, защиты интересов национальных товаропроизводителей.
Для тщательного анализа предполагаемые к регулированию законопроекты выносятся на общественное обсуждение. Этим обусловлена целесообразность проведения парламентских слушаний, «круглых столов», семинаров, научно-практических конференций. Таким образом, создаются площадки для диалога, обсуждения любых вопросов.
Компетентность, профессионализм и личный опыт сенаторов, а также анализ лучшего мирового опыта позволяют снять все спорные вопросы в принятии решений.
В ходе осенней сессии нам предстоит принять решения по совершенствованию отношений в сфере государственно-частного партнерства, противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, государственных закупок, государственной регистрации недвижимого имущества, защите прав потребителей.
Что касается законопроекта по вопросам государственно-частного партнерства (закон «О государственно-частном партнерстве», принятый в 2015 году, положивший правовую основу расширения взаимоотношений государства и бизнеса при реализации различных проектов), с учетом настоящих реалий, предусмотрено совершенствование порядка выбора частного партнера, уточнение полномочия государственных органов, состав участников, а также гарантии прав частного партнера.
В законопроекте по вопросам противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции определяются признаки ограничения конкуренции, корректируются подходы к квалификации положения субъектов как доминирующего, вводятся методы обоснования наличия монопольно высокой и монопольно низкой цены (тарифа) товара, закрепляется правовой институт предупреждения и предостережения, детализируется перечень форм недобросовестной конкуренции.
При рассмотрении законопроекта по вопросам о государственных закупках товаров предусмотрено установить порядок формирования списка недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможность заключения договора в форме электронного документа. Создается государственная информационная автоматизированная система по управлению государственными закупками.
Одной из ключевых задач осенней сессии является активное и широкое обсуждение пакета бюджетных законопроектов на следующий год, где будут учтены и задействованы все резервы по обеспечению бережного использования каждого рубля из средств налогоплательщика.
В ходе третьей сессии Совета Республики предполагается рассмотреть законопроект «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь», положения которого приводятся в соответствие с международными стандартами в части отражения операций с бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной основе, а также операций на рекапитализацию банков и пополнение уставных фондов государственных предприятий. Закрепляется институт администрирования доходов бюджета. Корректируется порядок оказания государственной финансовой поддержки.
В связи с падением численности занятых в экономике граждан и превышением увольнения работников над приемом, значительно уменьшился объем фонда оплаты, а это повлекло сокращение доходов государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В данной ситуации местным органам необходимо активно создавать дополнительные рабочие места и ориентироваться на их объективный прирост в каждом регионе.
Задача каждого парламентария детально вникать в жизненно важные вопросы занятости населения и активно вырабатывать эффективные решения на местах.
Важно отметить, что принятие законов, направленных на развитие экономики и благосостояния граждан, является основным приоритетом для Совета Республики. Сенаторы в комиссиях работают в интересах каждого отдельного человека, повышения качества его жизни, удовлетворения его нужд и потребностей.
Созданию благоприятных условий для укрепления экономики и позитивного отношения бизнес-сообщества будет способствовать рассмотрение на сессии экономического блока законопроектов.
Этой осенью нам необходимо будет детально проанализировать и обсудить пакет нормативных правовых актов по стимулированию деловой активности и исключению излишних требований к бизнесу. Базовые нормы, предполагаемые в данных документах, будут учтены при формировании бюджетов всех уровней на 2018 год.
Для сохранения и повышения конкурентоспособности экономики нашей страны большое значение принадлежит инвестиционной сфере. Но для улучшения ситуации в данной области необходимы новые подходы к активизации работы уже принятых законов, призванных к вовлечению внутренних инвестиционных ресурсов, сбережений населения в решении актуальных задач экономики.
Главой государства и правительством поставлена задача в 2018 году выйти на устойчивый рост экономики. Это непосредственно связано с выполнением целевых задач Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
Поэтому объектами мониторинга постоянных комиссий в 2018 году будут законы, совершенствование которых запланировано комплексом мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
Мониторинг практики применения законов Республики Беларусь в целом является важным и результативным инструментом в деятельности сенаторов и депутатов. Связующим звеном в осуществлении обратной связи является то, как работают уже принятые законы.
Проводимая нами работа с населением дает возможность каждому участвовать в процессе законотворчества. Ориентиром в этой законодательной деятельности является внимание к нуждам, проблемам людей и повышение их жизненного уровня.
Являясь членом Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию, хочу отметить, что в ходе осенней сессии комиссия работает над 7 законопроектами, 4 из них уже приняты в первом чтении. До конца 2017 года в Палату представителей запланировано внести к рассмотрению еще 3 законопроекта.
Наиболее актуальными являются законопроекты «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте «.
В отношении содержания первого законопроекта изменения и дополнения касаются увеличения максимального срока действия патента на полезную модель с 8 до 10 лет; расширение круга лиц, за которыми признается право на получение патентов; предусматривается механизм проверки патентоспособности полезной модели; уточняется правовой механизм истребования принудительных лицензий, использования зависимых изобретений и полезных моделей; предусматривается возможность взыскания компенсации (от 1 до 50 б.в.) в качестве способа защиты исключительного права.
В законопроекте «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» регулируется деятельность спортивных агентов, болельщиков, волонтеров и др.; уточняются правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом; положения по вопросам борьбы с допингом в спорте.
Осознанно понимаю, что впереди нас ожидает большая законотворческая работа.
Реальная необходимость сегодняшнего дня – прямая оперативная связь между властью и народом, которую необходимо осуществлять в тандеме местной вертикали, депутатам всех уровней и общественным организациям.
В ноябре 2017 года будет дан старт проведению избирательной кампании по выборам депутатов местных Советов двадцать восьмого созыва. Наша страна уверенно идет по избранному пути, строит сильную и процветающую республику. Президентом и правительством делается все для сохранения суверенитета государства и укрепления политической стабильности в обществе. В Беларуси социально ориентированная политика, где все усилия власти сосредоточены на достижении главных целей – социальной справедливости, повышения качества жизни людей и их благосостояния.
Только от консолидации всей нации ради общей цели зависит построение сильного, экономически стабильного и без-опасного государства.
Оксана КОВАЛЬКОВА,
член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.