18 декабря органам ЗАГСа исполняется 100 лет

489

«Во дни торжеств и бед народных…»

Свадьбы, рождение детей, регистрация смерти — все это функции загсов. 18 декабря органам загса исполняется 100 лет.

До Октябрьской революции 1917 года регулирование брачных и семейных отношений в нашей стране находилось в ведении церкви, имевшей свое делопроизводство.

История органов загса нашей республики началась с принятия 18 декабря 1917 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссариатов РСФСР Декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Декрет установил, что признаются только те браки, которые зарегистрированы в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной) управе.

С этого дня регистрация рождений, браков и смертей была изъята из духовного ведомства. Этот документ не отменял церковный брак, но признавал его «частным делом брачующихся», а официальным фактом признавалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет для мужчин и взаимного согласия будущих супругов. Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого не расторгнутого брака. Вторым важнейшим положением, содержащимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей.

Принятый 19 декабря 1917 года Декрет «О расторжении брака» установил возможность расторжения брака в отделах записей браков при обоюдном соглашении супругов. На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннему заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов.

Для проведения в жизнь Декрета от 18 декабря 1917 года Народным Комиссариатом юстиции и Народным Комиссариатом по местному самоуправлению 4 января 1918 года была принята Инструкция «Об организации отделов записей браков и рождений». Инструкцией устанавливается, что «при волостных земских управах, а где таковых не имеется, при уездных земских и городских управах незамедлительно начинают действовать «Отделы записей браков и рождений».

 

«…Отдел Записей Актов Гражданского Состояния утверждается при Народном Комиссариате Внутренних Дел С.С.Р.Б.

Местные Отделы Записей Актов Гражданского Состояния утверждаются в сельских местностях волостными ревкомами, а в уездных городах – уездревкомами.

В сельских местностях открываются по одному отделу при каждом волостном ревкоме, но в волостях с числом жителей свыше 10000 или площадью более 800 кв. вёрст может быть открыт добавочный Отдел при волостных ревкомах…

В уездных городах утверждается один Отдел. Если же число жителей в городе превышает 30000, то может быть открыт с согласия подлежащего Ревкома дополнительный Отдел…

Заявления об изменении фамилии и прозвища, об отсутствующих и зачатых внебрачных детях должны подаваться только в уездные Отделы ЗАГС…». (Из инструкции об организации и деятельности Отделов Записей Актов Гражданского Состояния Мозырского уисполкома волревкомам уезда от 26.12.1920 г. (ф. 30, оп.1, д.31, л. 23).

23 января 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которым закрепил: «акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений».

22 октября 1918 года был принят первый «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Законодательно было установлено, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГС порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежним 16 и 18 лет. Перечень препятствий к заключению брака по сравнению с предусмотренным указом 1917 года был расширен. Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признание брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста, отсутствие согласия на брак одного из супругов, брак между лицами, одно из которых состоит в другом, не расторгнутом браке, наличие запрещенных степеней родства, брак с недееспособными. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке. Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась. Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГС. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось. Уравнялись в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников. Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее, чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства. Лицо, указанное отцом, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным. 

«…Заявление о рождении ребёнка подается в Отдел Записей Актов Гражданского Состояния по месту рождения ребёнка. В заявлении указывается: день, час и место рождения, пол ребёнка, присваиваемое ему имя, имена, фамилии, возраст и местожительство родителей, а также означается, которым по счёту ребёнком из имеющихся у родителей детей является новорожденный. К заявлению прилагается подписка каждого из родителей о том, что ребёнок действительно происходит от них…». (Из Кодекса Законов об Актах Гражданского Состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22.10.1918 г. (ф. 88, оп. 1, д. 78, л. 57).

Первая половина 1918 года стала переходным периодом от церковной к светской форме регистрации актов гражданского состояния. В целях регулирования отдельных вопросов, возникающих в деятельности отделов записи актов гражданского состояния, систематически издавались циркуляры Центрозагса и окружных отделов записи актов гражданского состояния.

«…Вторые экземпляры регистрационных книг должны представлять из себя не копии первых экземпляров, а их дубликаты, т.е. точно такие же книги, как и первые экземпляры, за подлинными подписями заявителей, свидетелей и должностных лиц местного отдела после каждой записи события…». (Из Циркуляра окружного отдела ЗАГС Гомельского губисполкома от 03.09.1919 г. (ф. 66, оп. 1, д. 101, л. 25).

Нормативные акты по вопросам деятельности органов загса в начале 20-х годов принимались различными государственными органами: Наркоматом юстиции, Наркоматом внутренних дел, Наркоматом по местному самоуправлению, Главархивом. Большинство вопросов по деятельности отделов загса решалось путем переписки районных отделов с Центральным отделом загса.

«…При регистрации новорожденных давать родителям полную свободу выбора имени ребёнку, даже если это имя выходит за привычный круг имён освящённого бытия. Каждому ребёнку может быть назначено только одно имя, состоящее из одного слова…». (Из Циркуляра Мозырского уездно-городского исполкома Туровскому волисполкому от 14.09.1921 г. (ф. 293, оп.1, д.63, л. 24).

«…Лица, несвоевременно подавшие заявления о регистрации, подвергаются административному взысканию не свыше 50 рублей или принудительным работам до 2-х месяцев…». (Из постановления СНКБ от 02.03.1923 г. (ф. 88, оп. 1, д. 78, л. 70).

«…Мозырский уездный исполком предлагает при регистрации актов гражданского состояния руководствоваться впредь до изменения следующим:

Регистрация записи актов гражданского состояния должна производиться бесплатно.

Все выдаваемые выписи из книг загса по требованию граждан должны оплачиваться простым гербовым сбором в один рубль золотом за каждую выпись, кроме первичных выписей о смерти, которые выдаются исключительно для предания земле тела умершего…». (Из Циркуляра Мозырского уездного исполкома волисполкомам уезда от 23.06.1924 г. (ф. 88, оп. 1, д. 78, л. 21).

«…Разрешения на заключение браков лицам, не достигшим брачного возраста, выдаются окружным исполнительным комитетом. Сельсоветы должны направлять в райисполком: 1) заявления заинтересованных лиц; 2) удостоверение о половой зрелости, удостоверяющее, что что данный брак не может нанести вреда несовершеннолетнему; 3) удостоверение сельсовета о том, что данному лицу в силу сложившихся обстоятельств (упадка крестьянского хозяйства) необходимо вступить в брак и что брак не преследует каких-либо корыстных целей (эксплуатация силы несовершеннолетнего). Разрешения могут быть выданы в следующих случаях: 1) когда крестьянское хозяйство пришло в полный упадок из-за смерти или нетрудоспособности взрослых членов семьи и единственным работником остаётся лицо, не достигшее брачного возраста; 2) когда лицо состояло в незарегистрированном браке, впоследствии чего были рождены дети или беременность несовершеннолетней. Отступление от брачного возраста допускается на полгода, т.е. жениху должно быть 17,5 лет, а невесте – 15,5 лет…». (Из Циркуляра Мозырского райисполкома сельсоветам района от 02.06.1925 г. (ф. 48, оп.1, д. 4, л. 60).

В конце 20-х годов архивы метрических книг были полностью переданы отделам загса. Остальные документы поступили на хранение в центральные и местные государственные архивы. Это вызвало проблемы в установлении законности документов, выданных церковью. При передаче метрических книг возник вопрос по дате признания официальности и законности метрических актовых записей и церковных определений о расторжении брака. В соответствии с Кодексом 1918 года религиозный брак признавался законным, если он был заключен до 20 декабря 1917 года.

«…Все религиозные браки, заключённые после 20 декабря 1917 года в местностях, ныне освобождённых от неприятеля, считать недействительными, подлежащими регистрации на общем основании…». (Из Циркуляра НКВД РСФСР от 08.05.1920 г. (ф. 66, оп. 1, д. 101, л. 55).

«…По имеющимся в НКВД сведениям, в целом ряде уездных архивов ЗАГС имеются старые метрические книги бывших религиозных культов за 1600-1800 гг. Принимая во внимание, что названные книги имеют лишь историческое значение и совершенно не нужны для текущих работ ЗАГС, просим в срочном порядке передать их по описям уездным отделениям Центрархива и этим самым разгрузить и без того перегруженные архивные помещения архивов ЗАГС…». (Из Циркуляра НКВД Белоруссии всем уездным исполкомам от 26.06.1924 г. (ф. 88, оп. 1, д. 78, л. 47).

14 октября 1919 года Ценрозагс разослал циркуляр о законности метрических свидетельств. В соответствии с ним законными признавались все документы о рождениях, смертях, браках и разводах, выданные церковными учреждениями не позднее 31 декабря 1917 года.

Несмотря на тяжёлое экономическое положение в стране органы ЗАГС вели строгий учёт регистрации актов гражданского состояния:

«…В 1921 году в Мозырском уезде было зарегистрировано 1205 брака, 2584 новорожденных, 2035 смертей и 28 разводов; в 1922 г. – 2325 браков, 7089 новорожденных, 2393 смерти и 141 развод; в 1923 г. – 2608 браков, 9182 новорожденных, 2868 смерти и 175 разводов. (Из отчёта о деятельности Мозырского окрисполкома за 1924 г. (ф. 59, оп.1, д.12, л. 45).

В 1923 году началась разработка нового кодекса. В 1925 году его вынесли на всенародное обсуждение. Спустя год он был принят. Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГС, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданное после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1944 году принимаются неожиданно регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей, рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.

Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.

Так родилась система органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС), существующая и до сих пор. Столетие для государственной структуры – срок немалый, даже исторический. За это время родилось и сыграло свадьбу не одно поколение людей: и все эти радостные, как и печальные, события регистрировали работники загса. ЗАГС всегда был и, надеемся, будет служить людям «во дни торжеств и бед народных».

Елена ДОМАШКЕВИЧ,

заведующая отделом информации и использования документов Мозырского зонального архива.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: