Ее имя в Мозыре на слуху: акушера-гинеколога учреждения «Мозырский городской родильный дом» Нину Тимофеевну АЛЕКСАНДРОВУ знают многие женщины города
Именно благодаря ее помощи на свет появились десятки маленьких мозырян, а многие женщины испытали счастье материнства. Поэтому сегодня в роли героя нашего материала выступает опытный врач, мудрый наставник, добрый и отзывчивый человек, интересный собеседник, милая и обаятельная женщина.
— Нина Тимофеевна, хотелось бы познакомить вас с нашими читателями. С чего начнем наше знакомство?
— Наверное, с того, что я простой человек, который родился в многодетной семье в деревне Рудня Скрыгаловского сельсовета.
— Красивые места… А каким было ваше детство, юность? Что запомнилось больше всего?
— В семье родилась девятым ребенком. Детство запомнилось трудным — такое время тогда было. Окончила 7 классов школы, а в 8 уже не пошла. Дело в том, что ходить нужно было в школу, расположенную в Скрыгалове, да еще в то время старшеклассникам нужно было платить за обучение. Денег, понятное дело, не было. Откуда мы могли их взять? Ну, например, когда кабана били… Но мясо нужно было и большой семье. Братьев моих отправили, а я осталась дома на хозяйстве. В 14 лет пошла работать на кирпичный завод. А потом приехал из Челябинска наш родственник, который предложил мне уехать с ним. Конечно, я согласилась, да и родители не были против. Тоска по Беларуси была страшная: что-нибудь напомнит о родной деревне, а я уже сижу и плачу…
Родственник работал на трубопрокатном заводе. Но меня туда не взяли, так как мне не было еще 18 лет. Но зато я принимала активное участие в строительстве железнодорожных и автомобильных дорог рядом с заводом. Физического труда никогда не боялась. Это сейчас все грейдеры делают, а раньше мы работали лопатой. Днем трудилась, а вечером училась на курсах медсестер. Делала уколы, бегала в операционную, на ночное дежурство оставалась. Директором курсов был человек, который воевал в Беларуси. Как узнал, что я оттуда родом, проникся ко мне симпатией. Он помог устроиться на работу медсестрой. А потом мама написала письмо, в котором звала домой. Вернулась. Пошла учиться в вечернюю школу рабочей молодежи. Работала истопницей, буфетчицей, санитаркой.
После окончания школы поступила в Минский медицинский институт. После первого курса поехала на целину, чтобы заработать денег на дальнейшую учебу. Трудилась на строительстве объектов. Обучилась даже профессии каменщика. А уже после 3 курса пошла работать медсестрой в инфекционную больницу. После окончания вуза распределилась неонатологом в Калинковичский роддом. Вскоре перешла на заведование родильным отделением. Проработала в этом учреждении около 10 лет. Затем в 1980 году по семейным обстоятельствам перевелась в Мозырь…
— Помните свои первые роды, на которых присутствовали не как ученик, а как действующий врач?
— Конечно. В студенческие годы неодно-кратно присутствовала на родах. Но оказывать помощь роженице до следующего случая не приходилось. Однажды в родзал в Калинковичах привезли двух женщин. Роды одной уже подходили к концу, акушерка завершала все положенные процедуры. На втором столе рожала другая женщина. Плод крупноватый, у ребеночка начались проблемы с сердцем. Сегодня в подобной ситуации мы оперативно организуем кесарево сечение. Тогда просто накладывали акушерские щипцы — помогали ребенку родиться. В то время такого опыта у меня не было. Помню, тогда акушерка на меня посмотрела с сомнением: «Такая маленькая… Как будто она справится с этими щипцами». А я взяла и справилась — все сделала правильно. Ребеночек весом 4 кг благополучно родился. Это незабываемо! Более того, сколько лет стою у родильного стола и все равно не перестаю удивляться чуду: с таких маленьких клеточек рождается настоящее счастье! Кричит, уже с первых минут проявляя свой характер. Как к этому можно относиться равнодушно?!
— Могли бы вы сформулировать главные для вас человеческие и профессиональные принципы?
— Мой основной принцип — делать людям добро. И сейчас я говорю не только о своей профессиональной деятельности. Старалась так поступать как на работе, так и дома. Очень важно любить свою профессию, любить женщин, детей.
— За столько лет в профессии так называемого эмоционального выгорания удалось избежать?
— Я не знаю, что это такое. К своему делу очень привязана. Знаете, были очень сложные времена. Например, тяжелые 90-е годы. Зарплаты были маленькие, и многие ушли из медицины. Кто-то пошел торговать на рынок, кто-то сменил сферу деятельности. А кто по-настоящему любил свою профессию, тот остался. Невозможно оставить свое дело просто потому, что стало особенно трудно.
— Что в вашей профессии можно назвать наивысшей гордостью?
— Наверное, это то счастье, которое мы дарим людям. Разные ситуации бывают, и когда все заканчивается благополучно, когда слышишь слова благодарности, когда видишь счастливые улыбки… Тогда чувствуешь и себя счастливым, и… немножко гордишься.
— Счастливые улыбки? Вы видите их каждый день. Интересно, только ли счастливыми улыбками мозыряне встречают своих наследников?
— По-разному бывает. Часто плачут от радости. Особенно, как ни странно, эмоциональны мужчины. Если роды партнерские, всегда приятно видеть, как трогательно сильный папа реагирует на появление на свет своей маленькой доченьки или сына. Женщины тоже, бывает, плачут, смеются, благодарят. Сколько людей, столько и эмоций.
— Вы упомянули про пап на родах. Часто мужчины «рожают» со своей супругой? Как вы относитесь к партнерским родам?
— Я являюсь сторонницей партнерских родов. Какие важные события в жизни женщин? Рождение, свадьба, роды — о карьере говорить не будем. Так вот, на всех праздниках с ней рядом муж. А в родах женщина остается одна. Ей нужна помощь не только лекарством, но и добрым словом. И когда это слово будет сказано не только внимательным персоналом, но и близким человеком, трудности переживаются легче, боль становится терпимой. Заботливый муж — лучшее обезболивающее. Заставлять мужа идти с вами в роддом не стоит. Но если он выразил желание присутствовать на родах, отговаривать не нужно. Он реально может вам помочь.
Кстати, мне всегда очень приятно работать с молодежью, общаться с ней, видеть эмоции молодых. Я люблю молодежь и всегда учусь у нее чему-то новому для себя.
— С тем, что вы учитель для многих молодых я, конечно, соглашусь. Но вот было бы интересно узнать, чему вы сами учитесь у молодых?
— Интересу к жизни, каким-то новым веяниям, их темпу, порой умению идти по жизни легко.
— По вашим наблюдениям, наши женщины стали рожать больше, или, наоборот, в семьях сейчас меньше детей? С чем это связано?
— В самом начале моей трудовой деятельности рожали очень много. Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, многие от страха прервали благополучные беременности. Потом тяжелые 90-е — родов было довольно мало. А потом постепенно рождаемость стала расти, в том числе растет и сейчас.
— Какое максимальное количество родов бывает за вашу смену?
— Наверное, родов 12.
— Какой возраст, по-вашему, можно назвать самым оптимальным для рождения ребенка?
— Если говорить о первых родах, то это возраст с 18 лет до 34. Вторые и последующие роды… Тут уже на усмотрение каждого: фертильный возраст продлен до 45. Но нужно всегда понимать, что возрастают риски осложнений, так как появляются хронические заболевания, вредные привычки. Беременность важно планировать, подходить к этому вопросу очень серьезно. Если женщина в 40 лет ведет здоровый образ жизни, у нее здоровый супруг, хорошее здоровье, а также позитивный настрой, все будет хорошо. А если девчонка в 18 лет ведет активную половую жизнь, часто меняет партнеров, злоупотребляет алкоголем, курит, не одевается тепло в холодное время года, без патологии вряд ли обойдется. Так что очень важна профилактическая работа, которая ведется и в медицинских, и в учебных учреждениях. Но самое важное, чтобы за здоровьем дочери следила мама. Причем вопросы о гигиене, здоровом образе жизни должны подниматься в самом раннем возрасте. Тогда будет все хорошо.
— Если продолжить тему позитивного настроя будущей роженицы… Один опытный акушер сказал, что успех родов во многом зависит от самой женщины. Если она настроена на естественные роды, то они пройдут нормально, даже при наличии противопоказаний. Как вы относитесь к такому мнению?
— Безусловно, очень важно психологическое состояние женщины. То, как она себя настроит, отражается не только на здоровье матери и ребенка, но и на самом процессе родов. Когда будущая мама дрожит, зажата, мы колем седативные и обезболивающие, чтобы расслабить женщину. Если женщина спазмируется, зажимается, роды затягиваются. И это опасно.
— Многие очень боятся рожать. Как вообще подготовиться к родам морально и физически? Как не сойти с ума от страха?
— Родов не нужно бояться. Это естественный физиологический процесс. Важно понимать, что медицинские работники — это люди, которые заинтересованы в вашем благополучии. Они желают вам только добра. В родах мы, если нужно, обезболим лекарством, добрым словом — паниковать не стоит, мы обязательно поддержим. Персонал у нас чудесный! Но устранить боль полностью невозможно, нужно потерпеть.
Также очень важна своевременная подготовка к родам: как правильно дышать, как тужиться, как себя вести, как настроиться на хорошее.
— Какие патологии чаще всего встречаются у беременных женщин?
— Невынашивание, угроза преждевременных родов, предлежание плаценты, низкое ее прикрепление, что чревато кровотечением. Важно внимательно слушать врача. И сегодня, слава Богу, с этим проблем нет. Это раньше женщины убегали от врачей, когда те настаивали на дородовой госпитализации. Сегодня будущие мамы послушно ложатся в стационар, сдают анализы. Редки случаи, когда женщина игнорирует очередной прием у доктора.
Нужно понимать, что патология не происходит сама по себе. Есть предпосылки, причины, по которым так происходит. Например, прерывание беременности на позднем сроке, ранние аборты, выскабливания полости матки порой дают страшные осложнения. Важно объяснять девочке с самого раннего возраста не только вопросы, связанные с личной гигиеной, но и нравственные моменты. Однако если все-таки так случилось, что девочка забеременела, лучше сохранить беременность. Очень часто после такой новости будущие родители боятся рассказать свою историю родителям. Затягивают время, мамы и папы узнают о беременности на позднем сроке, заставляют дочку сделать аборт… К чему это может привести в будущем, страшно даже подумать… Кстати, у нас недавно рожала пятнадцатилетняя девочка. Все прошло благополучно.
— А часто ли в Мозырском роддоме мамами становятся женщины после 40?
— За последнее время на моей смене были две такие роженицы. В таком возрасте женщины очень серьезно подходят к вопросу рождения ребенка. Поэтому такие случаи достаточно редки.
— Приходилось ли вам принимать двойни, а то и тройни?
— Двойни рождаются довольно часто, а вот женщин, которые готовятся стать мамами сразу троих малышей, мы отправляем в медучреждения Гомеля.
— Понятное дело, что у женского доктора бывают сложные и даже экстренные ситуации. Какими качествами должен обладать человек вашей профессии в таких случаях?
— Прежде всего, врач должен быть собранным и стрессоустойчивым. Чтобы не дрожали руки, не должен злиться, раздражаться. Собранность — это главное.
— Что делать, когда рядом с тобой рожает женщина, а возможности обратиться к врачу нет?
— Таких ситуаций быть не должно! Если говорить о так называемых домашних родах, то я категорически против. Это страшный риск как для женщины, так и для ребенка! Всегда есть вероятность того, что детское место само не отделится, начнется кровотечение. Это очень опасно! Если такая ситуация все-таки случилась, нужно как можно быстрее доставить женщину в стационар. Бегите на дорогу, голосуйте — дорога каждая минута!
— Сегодня модно, когда супруги едут рожать в столицу, а то и за границу. Стоит ли это делать? Что можете сказать о Мозырском роддоме в настоящее время? Какой коллектив здесь работает?
— Мне кажется, такие поездки — всего лишь дань моде. У нас в роддоме есть все необходимое для того, чтобы разрешить все вопросы, грамотно решить даже самые сложные задачи. Но самое главное, что в нашем учреждении работают замечательные специалисты Наталья Вячеславовна Муравьева, Елена Болеславовна Журавская, Надежда Александровна Кузьменко, Александр Валерьевич Греченок, Ольга Николаевна Петрова, Людмила Александровна Яцко, Валентина Михайловна Троян, а также многие другие.
Знаете, я очень трепетно отношусь к хирургам. Это бойцы невидимого фронта, которые днями и ночами стоят в операционных. Преклоняюсь перед онкологами, которые неустанно бьются с незримым врагом, с уважением отношусь ко всем другим профессиям. Но вот к акушерам-гинекологам у меня особое отношение. Акушером стать раз и навсегда невозможно. Им становишься всю жизнь, потому что каждая роженица — это для нас экзамен, отдельная история. Есть такая песня, такой куплет: «И на свете тебя еще нет, и едва лишь откроешь глаза ты, твою жизнь защищают от бед люди в белых халатах». Это про нас. У нас достойный медицинский персонал! Так что пусть приходят женщины, пусть рожают как можно больше! Раньше женщина могла побыть дома с ребенком всего 56 дней после родов, потом мы до года брали за свой счет, так как в ясли малышей принимали только с года. Так жили. А сегодня государство создало все условия: оплачиваемый больничный, декретное пособие, оплачиваемый декретный отпуск и так далее. Можно наслаждаться своим материнством! Пусть будут все женщины здоровыми и этому учат своих дочерей с раннего детства!
Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото Александра СОЛОДКОВА.