«Когда непроверенная информация идет в массы, это настоящая беда. А печальней всего тот факт, что выдавать вот такие горячие, пусть и весьма отдаленные от правды, новости для кого-то оказывается выгодным делом. Я – о блогерах, которые зарабатывают благодаря просмотрам своих страниц в интернете – так называемых народных журналистах».
Вначале хочется для неподготовленной публики пояснить: «хайп» означает «ажиотаж», «шумиха» вокруг какого-либо события или какой-либо личности, а «хайпить» – это, соответственно, разводить эту самую шумиху, поднимать ажиотаж вокруг чего-то.
О «народной журналистике» остро захотелось высказаться после чудовищной трагедии, случившейся в Кемерово. Напомним: в конце марта пожар, разыгравшийся в торговом центре этого города, унес жизни 64 человек, в том числе 41 ребенка. Сегодня следствие наиболее вероятной причиной пожара в «Зимней вишне» называет короткое замыкание, до сих пор остаются открытыми вопросы, почему были закрыты эвакуационные выходы, не работала пожарная сигнализация… А у особенно «осведомленных» видеоблогеров на этот счет были готовы толкования чуть ли не в день случившегося. И, нужно сказать, их «новости» расходились, как горячие пирожки. Спич известного видео-
блогера-миллионника о том, что масштабы трагедии замалчиваются, как при аварии на Чернобыльской АЭС, увидели 4 млн человек. Два миллиона просмотров у ролика, в котором говорится о 355 жертвах, другой источник называл еще большую цифру – 500, тоже 2 миллиона просмотров. Социальные сети начало буквально распирать от пугающего количества всевозможных фейков. Домыслам, истериям не было границ: мол, двери кинотеатра, где смотрели фильм дети, были заперты с другой стороны на ключ – вопреки множеству слухов это было выжившими опровергнуто… Блогеры даже виновного нашли и показали его всему свету. На видео: сотрудник центра зашел за колонну, чтобы поздороваться с коллегой, – комментатору показалось, что он отнес в сторону подозрительный пакет, который позже должен был взорваться… Позже молодой человек умолял о пощаде в социальных сетях, объясняя, что он не поджигатель, он шел на тренировку и зашел к друзьям. К слову, не все блогеры после официально уточненных обстоятельств собрались с силами извиниться за дезинформацию. Просмотры – реклама – деньги: молодым и дерзким, сложилось впечатление, было наплевать, что, кому и для чего они рассказывают на своих страницах. Словили хайп.
Еще один пример. Непроверенная информация стала началом конца счастливого детства усыновленного 2-летнего (по состоянию на 2013 год) мальчика Вани из Калинковичского района. А началось все с того, что ребенок упал с качелей, ударился головой, попал в больницу, а через какое-то время оказался там снова, но уже с простудным заболеванием, к тому же проявились последствия черепно-мозговой травмы. Несчастный случай обыватели трактовали по-разному. В социальных сетях родителей, усыновивших мальчика, обвиняли в жестокости: «…Уже во второй раз попал в больницу после многочисленных побоев приемных родителей». А в параллель – в интернете появилось и видео с мобильного телефона с комментариями: «Неужели родители бьют приемного ребенка?» Дело получило общественный резонс. В ходе проверки было установлено, что никаких умышленных действий со стороны приемных родителей Ивана в причинении телесных повреждений не было. Но сколько слов обвинений было услышано приемной мамой, которая желала сыну только добра?! Кстати, через определенное время суд принял решение об отмене усыновления, которое приемные родители оспаривать не стали… Не выдержали злых языков? Ответственности? К сожалению, комментариев бывшей приемной мамы на этот счет так и не удалось найти…
…Нашим читателям хочется напомнить об ответственности, которую они несут за публично сказанное слово. Пользуйтесь проверенными источниками информации, не давайте вводить себя в заблуждение. Будьте этичны, честны перед собой и другими.
Ольга АРДАШЕВА