«Благодаря этим детям мы преодолели свои собственные барьеры»
Скромный и маленький центр медицинской реабилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Радуга» располагается в здании бывшего детского сада. Очень узкие коридорчики выдают возраст здания. «Радуга» терялась бы в зелени микрорайона, если бы не довольно заметная вывеска, где название учреждения написано на русском языке кириллицей и латиницей, а также на немецком. В свое время работать центр начинал в тесном сотрудничестве с немецким благотворительным фондом. Затем деятельность фонда прекратилась, а вместе с нею и сотрудничество. Были нелегкие времена в работе «Радуги», центр даже оказывался под угрозой закрытия, но все обошлось. Учреждение полностью финансируется из бюджета. Все, что необходимо в работе с пациентами, в центре есть, заверяют сотрудники.
Пока главный врач в отпуске, беседуем с главной медсестрой центра «Радуга» Ниной Михайловной Бобровой. Она в курсе всего, что происходит здесь. Учреждение имеет медицинский профиль, по сути, работает как дневной стационар поликлиники. Здесь пациенты получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, также с ними занимаются воспитатели и психологи, логопеды. В центре работают зал лечебной физкультуры, кабинет массажа. Градация – как в детском саду, по возрастным группам. Правда, и внутри группы пациенты далеко не одинакового возраста.
– Центр посещает 51 пациент от 3 до 32 лет. Это люди с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечной дистрофией, различными умственными нарушениями, – рассказывает наша собеседница. – Все медицинские манипуляции выполняются согласно протоколам лечения, назначенного врачами-неврологами. Два раза в год пациенты проходят реабилитацию, заодно здесь работают кружки от центра творчества детей и молодежи: дополнительная социальная адаптация. Наши неврологи назначают курс реабилитации по направлению поликлиники.
Самый распространенный диагноз в центре – детский церебральный паралич. Также частые случаи – мышечные дистрофии, миопатии, синдром Дауна. Все пациенты воспитываются в семьях.
– Как родители справляются с тем, что в их семье растет ребенок-инвалид с тяжелыми нарушениями здоровья?
– Те, кто к нам приходят, – действительно отважные люди. Конечно, когда их дети впервые попадают на реабилитацию в «Радугу», родители имеют много тревог и опасений: рассказывают об особенностях своих детей, говорят, что их ребенок не был в коллективе. Но мы знаем по опыту, что все дети у нас хорошо вливаются в коллектив, и все пациенты наши дружат.
Все медики, которые работают в центре медицинской реабилитации «Радуга», прошли специализированную подготовку.
– С самого дня открытия здесь работают наши медсестра по массажу, инструктор ЛФК. Я тоже пришла в центр с самого начала, – вспоминает Нина Михайловна. – Не с первого дня, но уже много лет трудится неизменная медсестра физиотерапии.
Врачей в центре два – главный врач, по совместительству врач-невролог, и внешний совместитель детский невролог.
Результаты реабилитации зависят от диагноза конкретного пациента, объясняет Нина Боброва. У многих наблюдается положительная динамика. К тому же соцобеспечение дает семьям пациентов все необходимое для комфортной жизни их детей.
В центре медицинской реабилитации есть лифт. Это необычно, учитывая, что здание центра имеет всего два этажа. Но очень нужно и пациентам, и их родителям, и тем более персоналу. До того, как появился лифт, неходячих пациентов на второй этаж переносили на руках. А это не только дети, но и взрослые люди.
Заходим в одну из групп, где занимаются люди от 12 до 32 лет. Воспитатель Елена Алексеевна Затворницкая пришла сюда на работу через год после открытия: о центре ей рассказала работавшая здесь коллега.
– Когда воспитатели начинают работать, им в первую очередь жалко детей. Их состояние мы принимали близко к сердцу. Многие дети были очень маленькие. Они выросли и сегодня продолжают посещать центр. Мы видели их взросление. С опытом начинаешь относиться к воспитанникам как к обычным здоровым людям. Они такие, какие есть, со своими недостатками и достоинствами – как все мы.
А вот группа, где воспитанники от 3 до 14 лет. Подошло время тихого часа. Воспитатель Наталья Николаевна Майстрович рассказывает о детях:
– Здесь у нас малыш, который стал посещать группу совсем недавно. Всего в группе девять мальчиков, и десятая девочка, Ксюша. Наша помощница как возьмется за мальчишек, так и построит, и спать уложит, что будь здоров (вместе с помощницей улыбаются).
– Группа здесь достаточно тяжелая, среди воспитанников четыре колясочника. Но персонал справляется. Мы рады, что детям в центре нравится: не только медицинские процедуры, но и праздники проводим, – добавляет главная медсестра.
За праздники в центре, по крайней мере, за их музыкальное наполнение, отвечает Елена Николаевна Кулешова. Она работает музыкальным руководителем в «Радуге» уже пятый год. Пришла по объявлению: имела опыт преподавания фортепиано, вокала, руководства фольклорным кружком. Все это в работе с особыми детьми пригодилось. А работа с людьми, имеющими особенности развития, сложна, хоть и очень интересна.
– Самое главное, что дети стараются выходить на результат. Кто-то поет, кто-то изучает музыкальную грамоту, кто-то пробует музыкальный инструмент. И каждый добивается своего результата. Успех наших ребят не измеряется в чем-то, он индивидуален, и мы вместе с ними радуемся даже самым маленьким успехам, – улыбается Елена Николаевна.
В кабинете психолога Натальи Владимировны Платоновой атмосфера очень уютная. Вместе с воспитанниками она как раз закончила рисовать. Наталья работает в центре почти 3 года. Девушка говорит, что волновалась не из-за того, что ей предстоит работать в «Радуге», а из-за того, что это ее первая работа. Но хотелось набраться опыта, к тому же был интерес и желание именно к работе с особенными людьми.
– Работа психолога центра подразумевает диагностику и коррекцию, – рассказывает Наталья Владимировна. – Занятия у нас проходят в двух формах: индивидуальной и групповой. Самый главный метод – игровой: мы вместе рисуем, сочиняем истории, сказки, лепим из пластилина. Активно практикуем тестотерапию. Дети разные, и для каждого применима своя методика. Приятно, что воспитанникам занятия нравятся, они приходят по расписанию, и вне его. С удовольствием работаю с ними.
Когда узнаешь этих детей поближе, замечаешь, что они очень добрые и общительные, – продолжает Наталья. Но многие дети стеснительные. Ей как специалисту хотелось бы больше точек соприкосновения с воспитанниками вне «Радуги», например, совместных походов в кинотеатр. К тому же детям нравится принимать гостей на своей территории.
– Как-то к нам приходили студенты педуниверситета. Я подошла к нашим ребятам и предложила поучаствовать в совместном занятии. Часть детей отказалась, остальные дали согласие. Это было немного рискованно, но в итоге и я, и дети были очень довольны. Студентам удалось установить контакт с нашими воспитанниками, они вместе играли, общались. Думаю, такой опыт очень полезен всем. Особенно детям он дает возможность выйти чуть дальше, чем за привычные границы.
– Сейчас широко внедряются различные инклюзивные программы, позволяющие особенным людям интегрироваться в общество. Что думаете о них?
– Один из мальчиков, с которым я работала, поступил в колледж. Мы поддерживаем связь: он рассказывает, что хорошо адаптировался. Другой мальчик перешел учиться в обычную школу. Есть еще один воспитанник, уже имеющий возможности учиться в обычной школе, но пока не решается.
Для того чтобы инклюзивная система хорошо работала, необходим ряд условий. У каждого ребенка должен быть сопровождающий, к тому же учителю в классе желательно пройти специальную подготовку по работе с такими детьми.
И что говорить, само общество еще не готово к тому, чтобы принять особенных детей как всех других. Но они нуждаются в социальном опыте. На улицах наших детей редко увидишь. Есть у нас ребенок с ДЦП, колясочник, с сохранным интеллектом. Хочет посещать один кружок вне «Радуги», но не может по банальной причине: нет пандуса.
– Нельзя сказать, что безбарьерная среда не выстраивается. Медленно, но верно многое меняется к лучшему, – подключается к разговору главная медсестра. – Сейчас пандусы являются обязательным условием при проектировании новых зданий, они широко устанавливаются на уже имеющихся. А то, насколько наше общество готово воспринимать таких детей… Я помню, как впервые, в 1995 году, прошла торжественная линейка в «Радуге». До этого видела от силы нескольких детей с особенностями развития. А здесь целая толпа, в несколько рядов. Даже не имела представления, что в Мозыре столько детей-инвалидов. Испугалась, даже не представляла, как буду работать. Но мы преодолели свои барьеры, и они преодолели свои. Мы любим их, и для нас они лучше обычных детей.
– Да, все именно так, – соглашается Наталья Владимировна. – Когда рассказываю людям, где я работаю, они удивляются, спрашивают, не тяжело ли мне. Удивляются, когда слышат, что не тяжело. Я привыкла – и для меня эти дети такие же, как все остальные. Скорее, они похожи на маленьких детей, даже когда это взрослые люди. Недавно был случай: прихожу на работу, а в кабинете букет сирени, принесла одна из девочек. И с праздниками, с днем рождения нас поздравляют (улыбается).
Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото Александра СОЛОДКОВА.