Наверное, мало найдется таких людей, в жизни которых нет совсем никаких увлечений. Ведь совсем ничего не делать – это очень скучно и утомительно. Разнообразие человеческих занятий огромно, писать о них можно много, но я напишу о простом и банальном, на первый взгляд, – о рыбалке.
Когда-то рыболовство, как и охота, были неотъемлемой частью жизни общества, средством добычи пищи. Сейчас же этим нужным делом занимается относительно немногочисленная группа профессионалов. А большинство посвящают рыбалке свободное от основной работы время. Это любители, о них и речь.
Почему многих людей так тянет на реку или озеро, зимой и летом, в дождь и в ведро? Что ищут они там? Кто-то едет, чтобы добыть свежей рыбки к домашнему столу. Хочу отметить, что никакой продукт из магазина не заменит деликатеса, приготовленного своими руками. Другие же строго придерживаются принципа «поймал – отпусти». Им важен сам процесс поиска и поимки трофея. А кто выуживал крупную рыбу на тонкой снасти, тот никогда этого не забудет. Некоторые едут подышать чистым воздухом, посмотреть на закат, встретить рассвет, насладиться гармонией природы, прикоснуться к вечному. И это одна из важнейших потребностей человека, ведь, как писал Ломоносов, природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию. А часть, я думаю, совмещает все это: ловят, сколько надо для еды, а остальное отпускают; смотрят на звезды; да и еще многое другое.
Не могу не остановиться на таком явлении, как браконьерство. На мой взгляд, браконьер – это тот представитель рода homo sapiens, кто в своей жадности и жажде наживы забыл о предназначении ра-
зумного и рачительного хозяина, кто в своем эгоизме не думает о будущих поколениях, о состоянии природы. И не важно, каким способом он наносит вред биосфере, законным или нет. Ловит без меры или оставляет после себя гору мусора на берегу. К сожалению, это довольно распространенное явление в нашей стране.
На написание этой статьи меня побудила новость о провалившемся под лед и утонувшем в Криничном подростке. Какая связь между этим событием и хобби, рыбалкой? Прямая, причинно-следственная.
Одно из моих самых первых воспоминаний и ярких впечатлений в жизни – это рыбалка. Я и отец сидим в лодке, в руках у меня бамбуковая двухколенная удочка, поплавок танцует на водной глади. Я в деталях помню место, пейзаж, много мелочей из обстановки. Помню и одну из первых зимних рыбалок. Мерлявица, я сижу над лункой, рядом пара носариков. Мне было лет 7-8. Спасибо бате за то, что он не думал о том, как бы отдохнуть да побольше наловить, а брал меня с собой. Хоть я и понимаю, как ребенок отвлекает. По сути, все время надо уделить ему. Проследить, показать, научить, предостеречь. Я знаю это, потому что делаю то же самое и для своего сына. Так вот, с детства, находясь на водоемах, я усваивал правила поведения. Что можно, а что нельзя. Сам пробовал лед пешней. Наблюдал, в каких местах он крепче, а в каких слабый. Запоминал признаки, по которым это можно определить. Мое поколение жило в реальном, а не в виртуальном мире. Впрочем, среди современных детей и подростков тоже есть те, кому лучше среди настоящих, а не виртуальных событий. Однако дело не в том, что они есть, а сколько их. А может, это и не важно? Пусть детки сидят дома, за компьютером или перед телевизором, лишь бы живые были и здоровые?
По-моему, сейчас под благовидным предлогом заботы о детях делается совсем другое дело. Доходит до абсурда. Произошел несчастный случай, ребенок упал с качели. И умер. Страшная трагедия, горе родителей безмерно. Только зачем убирать качели во всех детских садах? То же самое и со «шведскими» стенками. Мне не совсем понятна логика тех, кто принял такие решения. Ведь под колесами автомобилей и от элект-
рического тока дети гибнут гораздо чаще. Запретим? Этак можно прийти к жизни, хорошо показанной в фантастическом фильме «Матрица». Кстати, в «Артеке» трава уже пластиковая…
Если все запрещать и чрезмерно оберегать ребенка, то что из него вырастет… Кто? Ответственный, волевой, развитый юноша или девушка с основными базовыми навыками, способный к самостоятельному творчеству и предвидению последствий своих действий? Или инфантильный белоручка, которого страшно оставить одного среди леса, рядом с рекой или с техникой (если это не ПК или простая бытовая техника)?
И я не сгущаю краски. Я сталкиваюсь все чаще и чаще с восемнадцатилетними парнями, для которых обыкновенный гаечный ключ (рожковый, накидной, радиусный) – вещь из другого мира. Да что там ключ. Объяснить, в какую сторону закрывается и открывается вентиль или задвижка (надо объяснять!), очень и очень непросто. Я не мог подобрать нужное сравнение. Как вращается часовая стрелка, они не знают, пользуются электронными, как закрывается кран с водой, тоже не знают, дома установлены шаровые. Помог найти нужный пример бывший ученик, у которого, оказывается, тоже были с этим проблемы. Пример очень характерный, поразивший меня до глубины души. Оказывается, они знают, как открывается пробка в бутылке! Я не стал уточнять содержимое бутылки – побоялся.
У меня самого много различных увлечений – от рыбалки до ковки. И в детях своих я стараюсь воспитать любовь к множеству увлечений. Ведь именно так происходит процесс становления отношения человека к труду, природе, другим людям, в общем, к миру. Охота и рыбалка прививают умение наблюдать, соотносить, анализировать, выжидать и многое-многое другое. Парашютный спорт воспитывает умение преодолевать себя, свои страхи. Даже вышивание крестиком, и то полезно.
Но наряду с полезными качествами есть и дурные. Они тоже не берутся ниоткуда. Так что увлекайтесь сами и увлекайте окружающих. Думайте не только о том, что жить надо здесь и сейчас, однако и о том, что каждое наше действие эхом отзовется в вечности.
Андрей ШИРИН.