20 июля весь мир отмечает день игры, которая уже боле 3000 лет занимает умы людей на всех континентах. Причем, действительно, на всех, ведь совсем недавно прошел первый шахматный турнир на территории Антарктиды!
Сегодня шахматы не потеряли своей популярности, а их планомерное развитие и продвижение в массы идет во многих странах мира. Не является исключением и Беларусь, в последние годы принявшая ряд крупных международных турниров, последним из которых стал юношеский чемпионат мира по быстрым шахматам. В Мозыре же центром детских шахмат было и остается шахматное отделение СДЮШОР №2, проводящее свои занятия на базе гимназии имени Я. Купалы. Накануне Международного дня шахмат мне удалось немного поговорить с тренером этого отделения Романом Федосенко, чьи ученики неоднократно становились лучшими игроками всей страны в разных возрастных категориях. Обо всем, что касается шахмат в столице Полесья и не только, в интересной и насыщенной беседе, к которой и предлагаю перейти прямо сейчас.
— Насколько же все-таки популярны шахматы среди детей? Сколько участников занимается у вас в данный момент и чем запомнился последний год для мозырских шахмат?
— Сейчас у нас тренируются 60 детей разных возрастных категорий, которые в будущем могут показать достойные результаты. В этом году одна из наших выпускниц стала лучшим игроком Беларуси в возрасте до 20 лет. Если же немного отойти от шахмат, то стоит отметить победу команды Мозыря на командном чемпионате Гомельской области по шашкам. Что же касается популяризации шахмат, то в ряде школ Мозыря проводилась акция по массовому обучению детей этой игре в рамках инициативы белорусской федерации шахмат под названием „Шахматы — школе”. Ее задача не состоит в том, чтобы все ученики играли на высоком уровне, а скорее научить детей основам, дабы они просто могли играть в любое время и в любом месте.
— Как дети приходят в шахматы? В каком возрасте следует начинать? И сколько времени нужно для того, чтобы ребенок начал играть на достойном для своего возраста уровне?
— В идеале детей можно приводить на шахматы уже в подготовительных к школе группах. На начальной стадии очень много зависит от родителей, которые могут с помощью очень простых упражнений, которые мы им показываем, научить своих детей шахматным основам, к примеру, использованию фигур. Это поможет им прогрессировать более быстрыми темпами и кроме того послужит поводом для сближения детей и родителей.
— Какие качества характера ребенок может приобрести во время обучения шахматам?
— Шахматы отличаются от всех школьных предметов тем, что каждое действие максимально зависит от самого игрока, и далеко не всегда можно найти выход из сложной ситуации, опираясь на какие-либо правила, в отличие от той же математики, с которой чаще всего шахматы сравнивают. Ребенок обучается различным мыслительным приемам, которые позволяют ему продумывать как можно большее количество вариантов, дабы найти решение той или иной жизненной проблемы.
— Рассказываете ли вы своим воспитанникам об истории шахмат?
— Разумеется, в качестве примеров всегда можно привести жизненные истории известных игроков прошлого, в качестве мотивационного момента и образца действия в тот или иной момент. Правда, с игровой точки зрения это не так эффективно, так как с течением времени шахматы очень сильно изменились в сравнении со своим первоначальным образом.
— Отходя от детских шахмат, можно вспомнить о том, что не последнюю роль в игре играет психология. Можно ли по игре человека сделать какие-то выводы о его характере, которые помогут предугадать его последующие действия?
— Естественно, это одна из увлекательных сторон шахмат. Анализ игры противника в предыдущих партиях помогает известным игрокам составить его психологический портрет и определить особенности игры, к примеру склонности к риску или же размеренной тактике.
— И в конце хотелось бы задать такой немного размытый вопрос. Какие качества характера, на ваш взгляд, необходимы по-настоящему хорошему шахматисту?
— Основное качество, помимо умения мыслить на несколько ходов вперед, — это воля, позволяющая сосредоточиться только на партии. К примеру, известный шахматист Михаил Таль по темпераменту был холериком, но во время игры мог совладать со своим характером и вести себя более сдержанно. Случаются и обратные ситуации, когда по натуре спокойные игроки могут перестроиться на более активную игру. То есть основное качество — это возможность действовать по ситуации на доске, что присуще далеко не всем игрокам.
Спасибо Роману Григорьевичу за краткий экскурс в столь увлекательный и разнообразный мир шахмат. И, может быть, именно он поможет кому-то из наших читателей впервые усесться у шахматной доски и стать одним из тех миллионов людей, что каждый день ощущают все прелести этой великой игры!
Максим Зараник.
Фото из архива.