Перспективы развития города и, как следствие, возведение новых объектов вызывают периодически широкий общественный резонанс, когда горожане предъявляют претензии, что строительство ведется без учета их мнения.
Насколько обоснованы эти замечания, всегда ли и в каких случаях надо проводить общественное обсуждение, и каков порядок его организации? На эти вопросы отвечает начальник отдела архитектуры и строительства Мозырского райисполкома Евгений Александрович Рихтиков.
— Есть Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687 согласно которого у нас есть Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденное этим постановлением, в соответствии с которым организуются и проводятся общественные обсуждения. В соответствии с этим постановлением проводится общественное обсуждение в двух формах информирования лиц: 1. Общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения (пункт 19); 2. Общественные обсуждения в форме работы комиссии (пункт 23).
Согласно этому положению определено, какая информация должна быть предоставлена гражданам, и самое основное – на что проводятся эти общественные обсуждения.
Пункт 19. Например, с 30 июня началось в соответствии с пунктом 19 общественное обсуждение «Схемы комплексной территориальной организации Мозырского района».
Также этот пункт включает в себя обсуждение генеральных планов городов, иных населенных пунктов и территориальных единиц. Генеральный план обсуждался совсем недавно, и 10 апреля 2018 решением № 8 сессии районного Совета депутатов был утвержден.
Следующее положение: «Обсуждение детальных планов, разрабатываемых на территории, свободной от застройки», — это проект детальной планировки (ПДП), который разрабатывается на новую территорию. Это относится к таким микрорайонам, как № 11, а сейчас планируется, если пройдут расчеты, в соответствии с генпланом застроить оставшееся пространство в микрорайоне № 4 в районе АЗС. Идет разработка ПДП на микрорайон № 41 (индивидуальная жилая застройка) и на перспективу разработка территории между ул. Нефтестроителей и трассы на Прудок.
«Обсуждение детальных планов, разрабатываемых на территории с застройкой, подлежащей сносу» — это микрорайон № 7, территория бывшей деревни Бобры. Также в планах вернуться в микрорайон Пролетарский, отдельно разработать ПДП на ул. Куйбышева и ул. Пролетарскую. Для этого необходимо решить вопрос с финансированием.
«Обсуждение архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов)» — речь идет об объектах, которые, к сожалению, выпали из детальных планов, либо которые возводятся на территории, на которые ранее не разрабатывались ПДП. Это относится к объектам, которые планировались к строительству возле «Бахуса» на свободном земельном участке и на участке в районе домов №№ 40, 42, 48 по б. Юности.
Что касается варианта необходимости проведения общественных обсуждений в части строительства магазина по ул. Тимофея Абрамова, то имеется утвержденный ПДП деревни Наровчизна, согласно которому на этой территории размещается магазин продовольственных и непродовольственных товаров площадью до 300 кв.м. Стоит уточнить, что ПДП не предусматривает размер и его размещение будущего объекта «с точностью до миллиметра». Далее идет разработка строительного проекта, и на этой стадии все параметры обретают окончательную силу, потому что по нему будут строить, при этом допускаются различные отклонения. В итоге этот магазин получился площадью 200 кв.м.
Также следует пояснить: ПДП разрабатывается на конкретную территорию, на которую предусматриваются социальные стандарты для содержания этой территории. В Наровчизне зарезервировано несколько участков для этих целей.
«Обсуждение проектов архитектурных конкурсов (по решению местных исполнительных и распорядительных органов)» — такие в Мозыре и районе в последнее время не проводились.
Пункт 23. Общественные обсуждения в форме работы комиссии проводятся для:
-детальных планов, разрабатываемых на территории существующих микрорайонов и кварталов жилой застройки, подлежащих реконструкции;
-проектной документации на благоустройство дворовых территорий.
Что касается первого положения, то рассматривается определенный объем, в нем просчитывается возможность по нормам размещения новых зданий. Если все получается, то начинается общественное обсуждение в форме работы комиссии.
Основное отличие пункта 19 от пункта 23 – обсуждение в форме информирования и в форме работы комиссии – в том, что в первом случае все результаты рассматриваются на областном градостроительном совете, а во втором случае создается комиссия местным исполнительным и распорядительным органом и рассматривается внутри на месте.
Информация о проведении общественных обсуждений размещается на сайте райисполкома, в местной прессе и непосредственно в том районе, где будет проводиться стройка.
Дмитрий КУЛИК.