Точно – этот материал не из легких! Искали подходящего собеседника достаточно долго
«Дежурили» у домов, где по данным местной «разведки» живут цыгане; пытались заговорить с ними в общественном транспорте, на улице в Боровиках, где еще можно встретить этих людей; собирались ехать в так называемый цыганский поселок, который находится между Мозырем и Калинковичами. Нам хотелось написать такой материал, который хотя бы немного изменил отношение наших сограждан к этому национальному меньшинству. А оно у мозырян, как и в целом, у белорусов, по меньшей мере очень подозрительное, а в ряде случаев – даже строго негативное.
И вот нам повезло! Вспомнив, без преувеличения, о знаменитом артисте Мозырщины Адаме Николаевиче Малиновском, мы смогли договориться с ним о встрече. В ходе нашей беседы узнали его настоящее имя – Адам Колдыбенко. Чистокровный цыган, интересный собеседник, искренний человек, после встречи с которым мне захотелось с таким же энтузиазмом и жизнелюбием, как у него, крикнуть: «Быть цыганом – это здорово! Клянусь!»
– Адам Николаевич, признаюсь честно, никогда еще я так не ждала ответа на банальный вопрос о биографии. Где вы родились? Как прошло ваше детство?
– Родился я в таборе, когда он ездил по Украине. Деревня называлась Толстый лес – сейчас это Чернобыльская зона. Родился в лесу, родители мои – стопроцентные цыгане. Нас в семье было четверо: два сына и две дочери.
Если я не ошибаюсь, в 1956 году Хрущев издал указ, запрещающий цыганам кочевать по Союзу. Некоторые сразу пошли работать в колхозы, стали покупать дома и обустраиваться. Мы тоже решили осесть, приехали в Мозырь, сняли квартиру, а потом бабушка купила в Пеньках дом. С 1 по 4 класс ходил в Творичевскую школу, затем – в Матрунки. Только начал там учиться, снова переехали в Мозырь, где стал посещать старую СШ № 5. Боялся, что в городе буду самым слабым в классе. Но учился неплохо. Затем поступил в Могилевское культпросветучилище. Отслужил в армии. После попал в ансамбль «Лявонiха», который функционировал при тракторном заводе в Минске. Очень сильный творческий коллектив. В 1976 г. к нам приехал ансамбль из Брянской филармонии – цыганский коллектив. И уже зимой я уехал с ними. С тех пор ездил по всему СССР, по Европе.
– В своих странствиях, я уверена, вы общались с другими цыганами. Чем отличаются белорусские представители вашего народа, от, скажем, французских?
– Мы вместе с женой несколько лет проработали во французском ресторане, а затем с цирком объехали всю Францию, немного захватили Бельгию. Конечно, встречался там и с французскими цыганами. Их главная особенность в том, что они до сих пор кочуют. Во Франции есть специальные площадки, нет, целые площади, к которым проведены вода и электричество. На них на какое-то время обустраиваются работники цирка, караван цыган, другие путешественники. Цыгане приезжают на такую площадь, занимаются во время постоя торговлей, а затем снова уезжают.
Также все цыгане во всем мире говорят на одном языке, но в разных странах – разные диалекты. Румынские, французские цыгане, например, произносят слова с таким же корнем, как и у нас, а вот окончания меняют. Но мы, конечно, все равно понимаем друг друга.
Я несколько лет также проработал в Сочи, в «Интуристе». Там однажды мы давали концерт группе из Индии. Разговорились с ними. Оказалось, что название цифр в индийском языке и в нашем очень схожи, а также есть много других общих слов. После этого стал замечать во многих индийских фильмах цыганские слова.
– У цыган в каждой стране свои особенности. И, должно быть, к ним по-разному относятся люди. К сожалению, в нашей стране по каким-то причинам к вашей национальности среди простых обывателей отношение настороженное. А как к вам относились в других странах?
– Я много в жизни видел, встречал много самых разных людей. Есть разные цыгане, точно так же, как есть разные белорусы. Ко мне лично всегда относились с уважением и с интересом. Никогда никому не делал ничего плохого, с 7 лет работал. У друга отец был конюхом, давал нам лошадь, и мы сами культивировали землю. Есть цыгане, которые воруют, нигде не работают. Из-за таких о нас и думают плохо. Но ведь нечестные люди есть и среди белорусов. Так ведь?! Не от национальности зависит, каким станет человек. От воспитания, характера скорее.
Я горжусь тем, что я цыган. У нашего народа интересная история, культура, традиции. И люди, которые понимают это, всегда с уважением к нам относились.
– Знаю, что с особенным уважением вы относитесь к пожилым людям…
– Это точно. Даже если человек старше всего на лет пять, мы обязательно обращаемся к нему на вы. Что уже говорить о действительно пожилых? Не в упрек сказано вам, но посмотрите, как сегодня относятся многие белорусы к старости. Они ее не уважают. Пренебрежение и равнодушие. У нас такого нет. В престарелые дома родителей никогда не отдаем. Моей маме сегодня 84 года, и она живет со мной. У нас никто не оскорбит старика – не принято это. Перед мамой я, например, не могу пройти в белье – это неуважение.
– Интересно, а что можете сказать про вашу молодежь? Какая она?
– Наши девочки, вы, наверное, заметили, ходят в длинных юбках. Скромность всегда приветствуется. Настоящую цыганку в джинсах вы не увидите. Сегодня, к сожалению, есть те и в нашем народе, кто следует этой сомнительной моде. Но это уже опасно, потому что, если человек позабыл о скромности в одежде, он в скором времени позабудет о скромности и в поведении. Женится наша молодежь рано. Многие родители переживают, что мальчик свяжется с плохой компанией, поэтому стараются определить его в семью в раннем возрасте. Им так спокойней. В Беларуси случаи, когда цыгане создают семью в 14 лет, редки. Но вообще такое случается. Молодая жена учится у свекрови готовить, вести домашние дела. Принято, что девочку забирает семья жениха. Бывает, что и отдельным домом живут, но это когда молодые уже постарше.
– А разводы бывают? Для того чтобы заключить брак, а потом, не дай Бог, его расторгнуть, семья цыган идет в суд?
– У цыган свой суд. Я со своей первой женой счастливо прожил более 20 лет. Без росписи. Всем такой жизни желаю. Ни у меня, ни у нее никаких глупостей в голове не было – честно жили. Развести могут на цыганском суде. Здесь собираются уважаемые мужчины. Они и принимают важное решение. Конечно, у нас нет смертной казни, да и в тюрьму вас никто не посадит (смеется). Но, если, например, муж хочет развода, бросает жену и детей, он должен все материальное имущество оставить ей. И его могут обязать это сделать.
– Я где-то читала, что подобного рода решения всегда принимает так называемый цыганский барон. За что отвечает этот человек?
– Если представлять цыганского барона как человека, который раздает команды, приказывает, как нужно жить и что делать, то этого в устройстве цыган нет. Баро’ по-цыгански означает большой, главный. Остальное – результат фантазии европейцев, которые добавили к окончанию слова одну букву, получился барон. Важные решения у цыган обычно принимает группа наиболее уважаемых людей, а не один человек.
– Сегодня пьянство – актуальная проблема современности. Как к алкоголю относятся цыгане?
– Могут выпить на какой-то праздник. Но напиваются редко. Есть, конечно, те, кто загубил свою жизнь из-за алкоголя. Так, например, знал одного цыгана, который женился на белоруске. Она от него ушла к другому, оставила детей. Мужчина так и не смог прийти в себя – очень ее любил. Запил страшно, от этого и умер.
Я, например, практически не употребляю спиртное. Пьющих у нас мало.
– Где обычно работают представители вашей национальности?
– Кто где. Мои племянники, например, занимаются пассажирскими перевозками. Жены торгуют. Платят налоги – все, как положено. Кто хочет работать, всегда работу найдет.
– Многие, наверное, зарабатывают так называемым гаданием?
– Сегодня этим занимаются меньше. Моя мама также гадала. Не помню, чтобы ее кто-то ругал, а вот, например, посылки с Севера, которые присылали благодарные люди, помню отчетливо.
Есть те, кто умеет гадать по-настоящему. А есть мошенницы, которые обманывают людей.
– Вы религиозный человек?
– Скорее да, чем нет. Цыгане верят в Бога. Вероисповедание – в зависимости от того, где цыган живет. В Польше среди наших больше католиков, у нас много православных.
– Интересно, а сегодня существуют большие праздники, на которые собираются все цыгане: с песнями, танцами, красивым столом?
– Обычно мы отмечаем праздники религиозные. Пасху, Рождество. Причем, с католиками можем посидеть в их день, а они с нами в нашу Пасху. Еще в почете у нас международный день цыган. Но в Мозыре представителей немного – собираться по большому счету некому. Езжу в Минск, в другие города.
– А в армии ваши парни служат?
– Конечно. Если говорить про уклонистов, то они есть у людей разных национальностей. Я сам отслужил и привез родителям благодарность. Один эпизод – никому этого не рассказывал. Когда-то давно, когда торговля считалась спекуляцией и за это можно было сесть в тюрьму, моя мама торговала. И, когда ее задерживали, она предъявляла милиции эту благодарность. Клянусь, ее после этого всегда отпускали домой (смеется). Если серьезно, то она гордилась очень этой бумагой.
– Вы прожили интересную жизнь – где только не были. Жили и в Румынии, и во Франции, и в России, и в Молдавии. Большие города, широкие проспекты… После своих путешествий вы возвращаетесь в Мозырь. С чем связан такой выбор? Вы – патриот?!
– Не завидуйте, это только кажется, что там лучше. В Париже, например, ноги можно сломать, столько мусора на улицах. Платили мне 2 тысячи долларов в месяц, но и затраты там другие. Например, простой багет около 3 долларов стоит, сигареты самые дешевые по такой же цене. Предлагали остаться, квартиру можно было без проблем получить, обустроиться. Но мне так надоел асфальт, большие города. Не поверите, но я действительно люблю Мозырь. Здесь все мои друзья. Ставлю танцы, вокалом занимаюсь, выступаем на праздниках. Мне нравится. Мечтаю купить дом у реки. Надоели постоянные переезды.
– Вы человек опытный, много всего видели, много знаете. Что бы пожелали молодым людям, которые только-только входят во взрослую жизнь?
– Мне бы очень хотелось, чтобы наша жизнь немножко вернулась в прошлое. Я говорю про отношения между людьми. Хотелось, чтобы они стали более теплыми, искренними и добрыми. Особенно по отношению к пожилым людям. Сегодня их перестали уважать, а это неправильно.
В детстве я из района Стройдеталей провожал девочку на ул. Интернациональную. Тогда мальчишки из другого района запросто могли побить меня за такие геройства. Так мои друзья меня всю дорогу сопровождали, а я и не знал об этом. Среди них белорусы, евреи. До сих пор мой лучший друг – еврей. Мы никогда не смотрели на то, какой национальности человек. Главное, чтобы мне за него не было стыдно, и ему за меня. Мы ночевали друг у друга. Бабушка моего друга, например, когда мы собирались на танцы, давала ему деньги, протягивала их и мне. Жили дружно. Хотелось, чтобы так было и сегодня. Чтобы люди смотрели на самого человека, а не на его происхождение или положение в обществе.
Здоровья всем молодым, интересной учебы!
Юлия ПРАШКОВИЧ.