Классное событие станции Козенки.
Факты
Станция Козенки согласно историческим данным начала свою работу в 1914 году от момента ввода в эксплуатацию железной дороги Жлобин–Овруч. В 2018 году за значительное увеличение объемов грузовой работы станции Козенки Гомельского отделения присвоен второй класс.
Новый статус – не дело случая или стечения обстоятельств. Знаковому событию предшествовала кропотливая и плодотворная работа. На протяжении последних лет коллектив станции демонстрирует положительную динамику по выполнению основных эксплуатационных показателей. Если в 2008 году месячная погрузка составляла в среднем 480 вагонов, в 2015 году – порядка 1000 вагонов, то сегодня средний показатель – свыше 1600 вагонов.
За семь месяцев нынешнего года погрузка здесь составила 10841 вагон с грузами разной номенклатуры (125,5 % к аналогичному периоду прошлого года). Также стоит отметить, что маневровые локомотивы станции Козенки обрабатывают пути необщего пользования на станциях Пхов, Мозырь, Ельск, при необходимости обеспечивают развоз местных вагонов по участку Ельск–Калинковичи.
Доступность и оперативность оказания услуг клиентам – ключевые составляющие успешной работы станции Козенки, уверен начальник станции Виктор Францевич Багазий. Услугами станции пользуются 56 предприятий Мозырского района. Приходят на станцию и новые клиенты: в текущем году договор на транспортное обслуживание заключен с Вилейским лесхозом. За 2 месяца (март-апрель) предприятием погружено свыше 6 тыс. тонн. Еще один перспективный клиент, настроенный на долгосрочное сотрудничество, – ООО «Дрэвусбел». Эта организация отправляет щепу в Румынию и Польшу.
Поиск и привлечение новых клиентов предполагает создание максимально удобных условий для грузоотправителей и грузополучателей. Развитая сеть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к станции, автомобильные дороги, расположение станции в черте города создают эти условия в полной мере. Коммерческие агенты находятся в тесном контакте с представителями предприятий грузовладельцами по вопросам отправки грузов по железной дороге. Все вопросы, касающиеся организации перево-
зок, решаются оперативно и качественно. Ежемесячно проводятся совещания с руководством предприятий по увеличению объемов перевозок. Грузоотправителей и грузополучателей привлекает не только качество обслуживания, но и удобное расположение станции – окраина на границе города и района. Безусловный лидер, на долю которого приходится 70 % от общего объема погрузки и выгрузки, – «Мозырский лесхоз». За 7 месяцев нынешнего года отправлено вагонов на 24,0 % больше, чем за аналогичный период 2017-го. Круглый лес грузят получателям Беларуси, щепу – на экспорт. Следующую позицию по объемам погрузки занимает «Мозырьсоль» +12,2 %. Соль идет в адреса получателей России, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Молдовы, Польши, Венгрии, Румынии. Хороший темп прироста (+74,7 %) взял Мозырский домостроительный комбинат. Его продукция востребована в основном белорусскими организациями, также ведется строительство в России из панелей ОАО «Мозырский ДСК».
На станции Козенки делают остановку 14 поездов региональных линий экономкласса, два – межрегиональных и один – международного сообщения Кишинев–Санкт-Петербург. В сутки реализуется более 350 проездных документов.
Конечно, все эти достижения были бы невозможны без сплоченного, опытного, квалифицированного трудового коллектива. На станции трудятся 40 человек, и каждый из них заслуживает добрых слов.
Люди
Выходные и праздничные дни у железнодорожников существуют только в календаре. Ненормированный рабочий день, по-прежнему высока доля физического труда, большие моральные нагрузки. Тем не менее, это наверняка одна из самых насыщенных трудовыми династиями сфера экономики. И путь к вершине карьерной лестницы редко начинается с кабинетной работы.
Потомственный железнодорожник начальник станции Козенки Виктор Францевич Багазий: его мама долгие годы возглавляла отдел кадров вагонного депо, а отец всю свою жизнь проработал начальником пункта технического обслуживания вагонов. Сам Виктор Францевич, прежде чем достичь поста руководителя, прошел все ступени профессионального роста: составитель поездов, регулировщик скорости движения вагонов, дежурный по парку, маневровый диспетчер, начальник грузового района…
Заместитель начальника станции Наталья Григорьевна Римша начинала с должности приемосдатчика груза и багажа, затем – дежурный по станции, а с 2009 года – заместитель начальника станции. И вновь уважаемая семейная династия Гомельского отделения Белорусской железной дороги. В свое время на Калинковичской дистанции пути много лет отработали бабушка с дедушкой; порядка 40 лет в должности дежурного по станции Козенки отработала ее мама, дежурным по станции Мозырь много лет трудилась родная сестра, дежурным по станции Козенки работает сестра, брат – помощник машиниста железнодорожных строительных машин. Дочь тоже стала железнодорожником – дежурный по станции Козенки.
– Железная дорога – это не место работы, это – стиль жизни, – Наталья Григорьевна размышляет над нашим вопросом, почему она выбрала эту профессию и чем она нравится. – Невозможно ее поделить на плюсы и минусы. И в отпуске с нетерпением жду дня, когда вновь выйду на работу.
Впрочем, особое притяжение железной дороги действует не только на потомственных железнодорожников, в семьях которых для нового поколения не существует вопросов: «Кем быть? Куда пойти учиться?». На железную дорогу приходят и новые кадры, которым, рискнем предположить, еще предстоит стать основателями новых производственных династий. Как они объясняют свой выбор?
Оксана Сурженко в момент нашей беседы заменяла старшего билетного кассира. «После школы окончила Мозырское медицинское училище, проработала в медицине 12 лет, последнее место работы – станция скорой помощи. А потом, похоже, гены взяли свое: у меня мама – железнодорожник, очень хотела, чтобы я пошла по ее стопам. В итоге она меня все-таки убедила. Сейчас работаю билетным кассиром и учусь в Гомельском колледже железнодорожного транспорта. Впрочем, характер деятельности сменился не сильно: всегда хотелось приходить на помощь, и общения с людьми в моей работе не стало меньше. И мама не единственный путеец в моей родне.
Работа кассиром – это своеобразная дипломатия: понять, что хочет человек, предложить варианты, если есть, и договориться. Надо понимать, что люди приходят к нам со своими заботами, нередко взволнованные, переживая, получится ли вовремя и удобно отправиться в путь. Конечно, не всегда все получается, как хотелось бы клиенту, но мы стараемся, чтобы никто не ушел расстроенным. Поверьте, каждому кассиру в любой железнодорожной кассе хочется, чтобы пассажир уехал на самом удобном и лучшем месте в поезде. Надо сказать, что люди у нас хорошие, благодарные – приятно, что у нас уже есть постоянные клиенты. Также приходит новая техника, которая ускоряет процесс продажи билета и может большее количество информации предоставить клиенту. Будем надеяться, что у нас, кассиров и пассажиров, и дальше получится находить взаимопонимание.
Владимир Филовец работает коммерческим агентом по транспортному обслуживанию. «Впервые пришел в товарную контору станции Козенки в 2016 году после окончания БелГУТа. После службы в армии вновь вернулся сюда в декабре 2017 года. Родственников-железнодорожников, чтобы изначально направить на правильный путь, у меня нет. Но, уверен, я не единственный, кого в детстве впечатлили поездки на поезде и этот особый мир. В конце концов, в игрушечную железную дорогу взрослые с увлечением играют до старости лет. Так и выбрал профессию…»
Сегодня сфера обязанностей Владимира – прием вагонов, их осмотр и распределение по назначению в зависимости от груза и направления. «Работа у меня не сидячая и не чисто кабинетная, по путям тоже приходится ходить. И точность – вежливость не только королей, но и железнодорожников. Применительно к моей сфере результат ошибки – клиент теряет деньги. Поэтому у нас нет «бумажек» – все документы важны, все играют свою роль. Концентрация, внимание, сосредоточенность – в течение всей рабочей смены обязательны».
Дежурный по станции Иван Чупин выбрал профессию железнодорожника за ее стабильность. «После 9 классов поступил в Гомельский колледж железнодорожного транспорта. По распределению работал на станции Нахов, затем Ельск, теперь Козенки – по месту жительства. Признаюсь, что пока не могу назвать себя фанатиком железной дороги, но уверен, что на любой должности, как бы ты к ней ни относился, работать надо полностью выкладываясь, не делая одолжений. Сегодня от меня зависит безопасность движения – это самое главное. Надо согласовать работу многих людей и служб – и у всех свои требования. Вообще, прийти на железную дорогу просто «отсидеться до лучших времен» невозможно. Тем более, станции Козенки повысили классность, а это еще больше ответственности. Известно, что многие обижаются, когда их контролируют, но в нашей работе эта функция необходима».
Добавим, что Иван упорно отказывается переходить на станцию поменьше и, следовательно, поспокойнее.
Напомним, что Белорусская железная дорога считалась лучшей еще в СССР, и сегодня она продолжает работать, соблюдая свои лучшие традиции. Свой вклад в нашу безопасность и комфорт в пути вносит и трудовой коллектив станции Козенки, и другие железнодорожники Мозырщины.
Поздравляем железнодорожников, для которых стук колес – это не романтика пути, а повседневный труд.
Счастья, здоровья, удачи, успехов. Мы желаем вам добра!
Дмитрий КУЛИК.
Фото Сергея Боровика.