Умники и умницы, юные Пикассо и Паганини, герои спортивных арен – дети порой показывают такие результаты, что взрослые диву даются. В материалах газеты «Жыццё Палесся» журналисты рассказывают о таких детях, следят за их становлением. Кто-то из одаренных детей, о которых мы писали годами ранее, уже и вузы закончил. Подрастают новые таланты: интересно послушать, о чем они рассуждают, какие цели перед собой ставят, к чему стремятся. Предлагаем вам, дорогие читатели, узнать об этом вместе с нами.
Полина Муркина, ученица ДШИ № 2
Юная звездочка Мозырской детской школы искусств № 2 удивляет разносторонними интересами. Полина – лауреат многочисленных конкурсов фортепианного мастерства и к тому же вокалистка студии «Позитив».
Мама девочки – учитель музыки в средней школе № 13. В этой же школе учится и Полина. Можно подумать, что ей, как артистке, дают поблажки учителя, но Полина заверяет, что это лишь стереотип. Сама девочка увлеченно изучает немецкий язык, еще в младших классах участвовала в предметной олимпиаде по немецкому: соперничала с пятиклассниками и заняла третье место.
– Среди моих одноклассников много детей, которые любят классическую музыку, – рассказывает Полина. – Хотя, наверное, многие думают, что мы такое не слушаем. У меня в плейере чаще всего звучит именно классика. Я люблю ее послушать просто так, а перед концертом часто слушаю те произведения, которые буду исполнять.
Полине не впервой исполнять сложные музыкальные произведения перед именитыми музыкантами.
– На конкурсах всегда боюсь забыть текст произведения. Это считается самой грубой ошибкой, потому что перед жюри всегда играешь по памяти. Поэтому перед выходом на сцену разминаю пальцы, – говорит юная пианистка.
– Дело в том, что у музыкантов очень хорошо развита моторная память: руки ложатся на клавиши инструмента и сами «вспоминают», как нужно играть. Поэтому детям, которые готовятся выступить на конкурсе, приходится много раз отрабатывать свои конкурсные произведения, – поясняет мама девочки, Ольга Дмитриевна Муркина.
– Приходится очень много заниматься. Иногда не хочется, но нужно перебороть себя и репетировать снова, потому что если хочешь хорошо выступить, по-другому не получится, – серьезно говорит Полина.
У меня возникает вопрос, как сочетается строгость сценического костюма пианистки с детским очарованием ребенка-конкурсанта. У Полины, как и у всех творческих людей, выступающих на сцене, свои приметы: «Есть костюм, в котором я выступаю на концертах, участвую в конкурсах. Этот костюм у меня уже «обыгранный». По примете если пойти на конкурс в чем-то новом, «не обыгранном», то выступление может быть не самым удачным. Потому что этот костюм еще пока не имеет отношения к музыке. А нужно надевать что-то старое, но уже наполненное музыкой. У меня есть один такой наряд. Но вообще о плохих приметах лишний раз лучше не думать, не настраивать себя на негатив».
Полина любит импровизировать, часто обращается к джазу: «Это такой «неаккуратный» стиль, можно «пройтись» по клавишам, сыграть что-нибудь веселенькое. А классика предполагает строгие рамки, там нужна точность, заучивание текста, и вообще необходимо проникнуться этим произведением. А джаз можно сыграть просто на хорошем настроении».
– Кто самые строгие критики для тебя?
– Педагог по фортепиано Ольга Михайловна Аземша и моя мама. Попасть в ученики к Ольге Михайловне – это большое счастье. Иногда я с ней спорю, но все равно это самый лучший учитель, и я ее очень сильно люблю. У Ольги Михайловны прекрасное чувство юмора.
– Ты уже думала, кем хочешь быть?
– А вот тут сложно. Мне очень приятно играть на фортепиано. Бывают моменты, когда я твердо уверена, что буду музыкантом. Я отдаю себя игре, импровизирую, и мне это очень нравится. Потом я думаю об учебе в средней школе и понимаю, что мне нравятся многие предметы. С детства я мечтала стать врачом, еще до того, как начала заниматься музыкой. Можно быть врачом, это ведь не значит, что придется полностью отказаться от музыки, она останется моей любовью. А потом в 4 классе я попала к учителю Анне Михайловне Хомутовской, она готовила меня на олимпиаду по немецкому языку. На олимпиаде я заняла III место. Учительница сказала, что я смогу быть лингвистом. Я бы и хотела выучить, помимо немецкого, другие языки.
До сих пор не знаю, кем хочу быть. Хотелось бы все варианты совместить… Даже была идея стать врачом в Германии и давать частные уроки музыки (смеется). Между прочим, я знаю, что в Германии такие уроки очень востребованы. Была в этой стране летом, играла Рахманинова на концерте. И очень удивилась тому, как реагировали простые зрители на живую игру детей-музыкантов. С большим восхищением! В Германии позволить детям учиться музыке могут только богатые семьи, за одно занятие там очень много платят. Никаких льгот нет, даже для малообеспеченных и многодетных семей. Может быть, и я бы не смогла научить музыке всех желающих, но тех, кто мечтает об этом, с удовольствием. Но в Германии музыкантов и всех творческих людей очень уважают, и поэтому люди, которые приезжают туда жить и заниматься творчеством, вносят большой вклад в развитие культуры этой страны.
Катя Будковская, ученица Мозырской гимназии им. Я. Купалы, финалистка конкурса «Я знаю»
Заместитель директора гимназии по учебной работе Валентина Алексеевна Маслова в ответ на просьбу познакомить нас с одаренными учениками улыбается:
– Вам обязательно нужно встретиться с Катей Будковской.
Катя известна в гимназии не только своей примерной учебой, но и эрудицией, и широчайшим кругозором, и стремлением все узнать. Не зря она попала на телевизионное шоу «Я знаю» на телеканале «Беларусь 1». Девочка дошла до финала шоу. Хоть и не стала победителем, но заняла призовое место.
– На конкурс «Я знаю» попала совершенно случайно. Ко мне подошли и сказали: «Хочешь поехать?» И я отвечаю: «Ну ладно», – весело говорит Катя. – Было довольно сложно. Нет, я не боялась камеры, но снимали телепередачу долго, и приходилось много стоять. А сами вопросы были несложные. И хоть не победила, было очень интересно.
– Мне рассказали, что ты еще и играешь в клубе «Что? Где? Когда?» (ЧГК) гимназии. Как ты пришла в клуб?
– Все началось с того, что я в начальных классах записалась в кружок «Развитие творческих способностей» – это что-то вроде ЧГК, только разноплановое. В кружок мы пришли с подругой, ее затем пригласили в ЧГК. Так как мой старший брат в свое время тоже учился в гимназии и играл в ЧГК, я захотела и сама попробовать, попросила подругу, чтобы та замолвила слово за меня. И меня пригласили! Сначала ощущала себя не в своей тарелке, потом привыкла, подружилась со всеми. Во время игр отвечала на некоторые вопросы.
Катя рассказывает, что, как все играющие в «Что? Где? Когда?», она много читает в стремлении расширить кругозор: любые знания могут пригодиться.
– Знатоки – это, в первую очередь, думающие люди. Над чем ты любишь подумать?
– Меня очень долго волновал вопрос: «Почему небо синее?» Мой брат на него ответил, теперь этого вопроса в голове у меня нет. А вообще интересуют самые разные вопросы. Почему кроты живут под землей? Почему обезьяны питаются фруктами, медведи всеядные, но люди произошли от обезьян, а не от медведей? Да все, что угодно.
– Учителя еще говорят, что ты отличница учебы.
– Да, мне просто не хочется быть с восьмерками в дневнике, предпочитаю более высокие оценки. Просто так получается: я выполняю творческие задания – и учителя мне говорят, что я умничка (улыбается). Очень люблю писать рассказы на разные темы. Больше всего мне нравится, когда есть возможность подключить свое воображение, порассуждать на свободные темы. Еще я пишу стихи, но это довольно сложно. Вернее, подобрать рифму легко, но написать что-то связное иногда не получается.
– А кем ты хочешь стать?
– Дантистом.
– Почему именно им?
– Однажды, когда я была маленькая, меня водили во взрослую стоматологическую поликлинику, и там была очень хорошая дантист. Она мне так понравилась, что мне тоже захотелось стать дантистом. Наверное, это интересно – копаться в зубах (смеется).
Помимо ЧГК, Катя увлекается музыкой. Играет на цимбалах, участвует в конкурсах. Сейчас готовится к международному музыкальному конкурсу «Золотая лира». Любит рисовать. В общем, разносторонний человек.
Владислав Дудковский и Ярослав Ляшок, ученики Мозырской гимназии им. Я. Купалы
Знакомлюсь с одноклассниками Владиславом и Ярославом. Ребята тоже прекрасно учатся и подают надежды в спорте и творчестве. Владислав – четырехкратный чемпион Гомельской области по шашкам. Любит математику, готовится вслед за Катериной Будковской принять участие в телешоу «Я знаю». Ярослав – его друг, начинающий поэт и любитель естествоведческих наук. А класс у ребят, по их словам, дружный: общительный и шумный.
– Часто езжу на соревнования. Иногда не побеждаю, но забираю очки у лидеров, – со значимостью говорит Владислав.
– Чего хочешь добиться?
– Очень хочу дойти до финала шоу «Я знаю», занять первое место в городской олимпиаде по математике, поучаствовать в различных интеллектуальных турнирах.
– Вы умные ребята. Родители с вами советуются по каким-то вопросам?
– Да, спрашивают, какую книгу почитать. Спрашивают про футбол, я хорошо в футболе разбираюсь, – говорит Владислав.
Парень признается, что он тоже пробовал писать стихи, но с ними как-то не задалось. Вот у Ярослава это лучше получается.
– А в искусстве я бы не сказал, что силен, – искренне говорит он.
– Я много читал с раннего детства, и сейчас люблю много читать, – поддерживает разговор Ярослав. – Книги – это увлекатель- но, и через них можно многое узнать. У меня, как и у Влада, есть цель. Хочу в будущем стать изобретателем. Стремлюсь знать такие науки, как математика, биология, физика, химия. Может быть, продолжу писать стихи, только для себя.
– А ты, Владислав, на какую профессию нацеливаешься?
– Я хочу стать нейрохирургом, делать операции на мозге. С детства любил все, что связано с лечением. Раньше хотел стать ветеринаром, потом хирургом, сейчас именно нейрохирургом. Так что главная задача – глубоко изучать биологию, химию, анатомию человека. И математику, потому что очень люблю этот предмет.
– Я стремлюсь изучать иностранные языки, чтобы свободно общаться с теми, кто может вдохновить на новые идеи. Зарубежные ученые много знают, у них много публикаций. Поэтому очень важно учить языки, в первую очередь английский, – добавляет Ярослав.
Оба моих юных собеседника уверены, что среди их сверстников, и даже тех, кто младше, очень много талантливых людей, главное – их найти и выделить.
Комментирует Ростислав Маркович Миневич, педагог-психолог Мозырской гимназии им. Я. Купалы.
– Одаренность. Что это за явление?
– Каждый ребенок является одаренным в чем-то. У кого-то от природы хорошо развита моторика рук. У кого-то мозги устроены таким образом, что он прекрасно решает логические задачи. Кто-то умеет писать стихи. Кто-то обостренно видит прекрасное, то, что не замечают другие. Вопрос не в том, кто является одаренным – одаренные все.
Вопрос в другом: каким образом нам, педагогам, «поймать» одаренность конкретного ребенка и показать ему и его родителям, что вот в этой сфере можно развиваться. И если ребенок находит себя, находит то, в чем он одарен, он обязательно становится успешным.
Поскольку у нас гимназия, то наилучшим образом здесь себя реализуют дети, у которых выражена одаренность академическая, либо одаренность мыслительная. Опять-таки, вопрос не только в том, что они одаренные, – какие-то вещи в них необходимо развивать. Очень редко бывает, когда на человека «свыше спустился» дар – и у него теперь все получается. Нужна работа, умение развить в себе задатки. В любом случае, тот, кто на свою одаренность лучше сработал, тот кем-то и стал.
– А что нужно детям для того, чтобы развивать свои таланты?
– Допустим, у нас есть ученик, хорошо проявляет себя в чем-то. Дальше вопрос в его цели – кем он хочет стать. Если он хочет, условно говоря, выигрывать предметные олимпиады, то нужен педагог, который будет его развивать. Нужны мотивация и желание решать поставленную задачу. Если эти два компонента (мотивация плюс работа с педагогом) имеются, то успех будет.
Елена МЕЛЬЧЕНКО. Фото автора.