Чей-то автомобиль, мешающий проезду спецтехники, может стать преградой на пути к спасению чьей-то жизни
А воз и ныне там… Казалось бы, банальная фраза, но как больно она бьет тех, кто не первый год борется с захламлением придомовых территорий! Здесь и “бездыханные» автомобили, месяцами отнимающие парковочные места у тех, кто на ходу, и автомобили из разряда «я паркуюсь как хочу»… И сколько бы ни твердили нерадивым хозяевам, что и о других подумать впору, толку пока мало. По-хозяйски ли так бездумно размещать во дворах свое имущество — вопрос скорее риторический. А вот чем чревато захламление дворов, попробовал разобраться корреспондент.
Примеров, когда к человеку спешат на помощь, а проезд загорожен, масса. Кто-то с нетерпением ждет приезда скорой помощи, кто-то в панике бежит навстречу пожарной машине… Часто ли на пути специализированной техники встречаются дворовые автомобильные препоны, в районных службах рассказывают оживленно. Ведь проблема определенно злободневная.
Хотите быстрее, подвиньтесь!
Как часто любят в народе нарекать на работу различных служб! В частности, на оперативность ее выполнения. Вот только никто не задумывается о том, что на это самым непосредственным образом влияет обстановка на внутридворовых парковках.
— Когда подъезды к домам загромаждены, выполнить работу нашим сотрудникам совсем непросто, — рассказывает начальник отдела текущего благоустройства государственного предприятия «Мозырский райжилкомхоз» Алла Леонидовна Соляник.
А дело в том, что техника у жилищного хозяйства имеет внушительные размеры, и лавировать между легковыми автомобилями на узких проездах не может.
— Например, есть жалоба от жителей дома, согласно которой нужно произвести обрезку аварийных деревьев. Мы даем объявление о запланированных работах и просим убрать машины. А одна «бесхозная» машина все-таки стоит, и выполнить работу нет возможности, — сетует Алла Леонидовна. — С такой же проблемой сталкиваются водители мусоровозов и снегоуборочных машин.
Когда скорая значит своевременная…
Громкий звуковой сигнал машины скорой помощи знают все. И в душе всегда что-то екает. Значит, кто-то ждет помощи. Дождется ли — вопрос времени, которого всегда мало. Во многих ситуациях счет идет буквально на минуты. Однако последние метры, а то и дворовые пролеты на пути к больному могут стать настоящим испытанием.
— Бывают в нашей практике случаи, когда машину скорой помощи подпирают и сзади, и спереди, — комментирует ситуацию заведующий станцией скорой неотложной медицинской помощи Валентина Викторовна Козлова. — Причем делают это вполне осознанно. Обычно ситуация легко решается на месте, но в ночное время с этим тяжелее. Если хозяина, преградившей путь машины, нет, то водителю приходится оставаться там, где он сможет развернуться и выехать. Бригада же идет пешком. Иногда такой вызов осложняется еще и тем, что больного нужно госпитализировать. А если еще и на носилках нести…
И, конечно, незапланированная прогулка по свежему воздуху для загруженных работников скорой — не в радость. Тем более, если речь идет об экстренных случаях.
В полсилы пожар не потушить
Все потому, что для спасения жизней работникам районного подразделения МЧС необходимо задействовать все физические и технические ресурсы. Но, увы, и здесь бывают загвоздки.
— Проблема загромождения дворовых территорий для нас актуальна всегда, — рассказывает старший инспектор группы пропаганды и взаимодействия с общественностью Мозырского районного подразделения МЧС Сергей Михайлович Наконечный. — Бывает так, что аварийно-спасательная техника даже во двор не может заехать, не говоря уже о каких-то маневрах. Есть еще одна проблема — невозможность использовать оборудование. Например, автовладельцы любят ставить машины ближе к своему подъезду, и если пожар на верхних этажах, то не всегда есть возможность оптимально установить автолестницу. Здесь нужно отдать должное водителям спецтехники: в чрезвычайной ситуации, когда важна каждая минута, они стараются сделать все от них зависящее.
Но особенно остро, по словам Сергея Михайловича, проблема стоит в частном секторе. — Многие дачники ставят машины не во дворе, а за воротами. Проезды там и так узкие, двум легковушкам трудно разъехаться, не говоря уже про технику МЧС. Люди думают, что при необходимости их окликнут. Но вопрос опять же во времени, которого при чрезвычайных ситуациях практически нет.
Говоря о «бездыханных» авто, которые то тут, то там разбросаны по улицам города, Сергей Наконечный и вовсе делает оговорку на их небезопасность. И дело не только в играющих там детях. — Есть вероятность, что они могут стать пристанищем для наркоманов и алкоголиков.
Однако и их призрачный силуэт зачастую является причиной задержки спецтехники.
Автохлам и тут, и там
Отлихачившие свое, поржавевшие автомобили для некоторых дворов не новость. Не секрет и то, что оседлый образ существования «бескрылых ласточек» сказывается на многих аспектах жизни как жильцов окрестных домов, так и городских служб. Старший инспектор ДПС ОГАИ Мозырского РОВД майор милиции Дмитрий Николаевич Деркач обращается к Указу Президента Республики Беларусь № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». — Неэксплуатируемым является транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией, имеется их деформация, либо внешние видимые повреждения, при которых запрещается его участие в дорожном движении и исключается возможность эксплуатации. Понятно, что таким автомобилям не место на дороге. Нередки случаи, когда с жалобой на эти машины к нам обращаются жильцы, председатели кооперативов и работники служб.
Апеллируя к человеческой стороне вопроса, Дмитрий Николаевич говорит, что причины, по которым автомобили надолго «сиротеют», могут быть разными. Бывает, что хозяин умер или длительное время находится в другой стране, у кого-то нет средств, чтобы восстановить машину. Но есть и те, кому попросту не в досуг проводить лишние манипуляции с железным другом. — Парковочных мест и так сейчас не хватает, поэтому такая безалаберность недопустима. Большие трудности тут возникают в зимний период, когда автомобиль мешает снегоуборочной технике. В конце концов, такие машины просто портят внешний вид нашего красивого города.
Если хозяин неэксплуатируемого автомобиля все же отыскался или собственник решил убрать своего «железного коня» с дворовой территории, согласно Указу № 348 есть конкретная инструкция действий. Итак, если владелец установлен, то местным исполнительным и распорядительным органом ему направляется извещение о необходимости в течение 30 календарных дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать. В противном же случае транспортное средство будет принудительно перемещено на охраняемую стоянку. С этого момента у автовладельца есть еще три месяца на раздумье. В течение которых он обязан подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о возврате машины. При этом собственник обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением его транспортного средства. Неподача требования о возврате в указанный срок признается отказом от права собственности на авто.
Кстати, к отдельной группе можно отнести и водителей, которые осознанно ставят свои рабочие машины на пути спецтехники. Как говорится, чтобы поближе к дому.
Причем многие автомобилисты считают, что такая парковка разрешена. Однако согласно пункту 143.16 «Правил дорожного движения» стоянка запрещена на проездах во дворах со стороны прилегающей жилой застройки. Так же нельзя парковаться в местах, где создается препятствие движению работников транспортных средств оперативного назначения и транспортных средств дорожно-коммунальных служб.
От автора. Несмотря на остроту проблемы, решить ее сугубо административными методами не представляется возможным. А это значит, что апеллировать здесь можно скорее к совести наших граждан. И хочется верить, что, услышав сирену скорой помощи или увидев мчащуюся пожарную машину, каждый с легкостью будет думать, что его автомобиль не помешает спасти чью-то жизнь.
Решение вопроса неправильной парковки в разных странах
— В Германии наказания избежать нельзя. Немецкие водители панически боятся эвакуаторов. Они приезжают по первому вызову, не выясняя, кто позвонил. Нахождение машины на штрафной стоянке стоит очень дорого. Плюс к этому — средства за транспортировку автомобиля, ежесуточные на штрафстоянке и сам штраф за нарушение. Сумма получается кругленькая.
— Наказывают и в Американских Штатах. Ньюйоркцы частенько отказываются от езды на автомобиле и переходят на общественный транспорт. Американские traffic violations штрафуют не меньше, чем на 65 долларов. Если автомобилист не платит, продолжает нарушать, очень быстро набегает 350 долларов. С такими нарушителями – другой разговор. Их «железных коней» забирают в любом месте, где они оставлены. Доставляют машины на особую штрафную стоянку – судебную. Чтобы забрать автомобиль, с уплатой долга и услуг эвакуатора следует поспешить. При неуплате в течение 72 часов машина идет на аукцион.
— В Канаде свои правила. Здесь могут забрать машину за неоплаченную стоянку. Причиной эвакуации может стать остановка у пожарных гидрантов и, конечно, за блокирование проезда другим автомобилям, за парковку на частной территории.
— Среди европейских стран выделяется своими правилами эвакуации Эстония. Руководители городской власти Таллинна решили сэкономить бюджетные расходы на эвакуацию автомобилей-нарушителей. Их перетаскивают не по одному, а по несколько зараз. Естественно, кузова частенько страдают. В этом и заключается замысел городского главы. Владельцы машин больше всего боятся именно повреждения кузова. Они задумываются об этом, прежде чем нарушить правила парковки. Полисы страховых компаний по согласию с эстонскими властями не покрывают ущерба от перетаскивания машины на штрафную стоянку.
— В бразильском Рио-де-Жанейро полиция действует проще. На лобовое стекло автомобиля-нарушителя наклеивается знак с надписью «стоянка запрещена». Оставил машину, где не положено – получил наклейку, избавиться от которой совсем не просто. Она долго не отдирается, а следы клея видны долгие месяцы. Все окружающие видят эту наклейку, водитель мучается с ней.
— В Италии найти свою машину и забрать ее со штрафной стоянки нарушителям не так просто. Карабинеры неохотно помогают им в этом деле, да и штрафстоянки закрыты по выходным. Если вам не повезло, и ваш автомобиль забрали в вечер пятницы, выходные вам придется ходить пешком. Да еще и заплатить за каждые сутки, которые автомобиль пробудет на стоянке. Размеры итальянских штрафов довольно значительны.
Александра КИРИНСКАЯ.
Фото автора.