«На турнике железном тянешься к чему-то важному в себе…»
Этими словами может поддержать своих учеников Николай Анатольевич ЛАВРОВ, учитель физического воспитания СШ № 1.
– Моя малая родина – Лельчицы, – рассказывает про себя Николай Анатольевич. – Всю школьную жизнь занимался многими видами спорта и постоянно выступал за школу на всех соревнованиях, которые только есть. Спасибо учителям: не считали это пустой тратой времени, всегда шли мне навстречу, потому что понимали, что я все-таки защищаю честь школы. Вообще, считаю, что между школьными коллегами должны быть взаимопонимание и взаимовыручка. Чтобы и школьник без страха за возможные плохие оценки по пропущенным предметам сражался на соревнованиях, потому что знает, что с ним потом позанимаются по пропущенному материалу, и я доработаю с учениками все пропущенное из-за школьных олимпиад. Работаем ведь на общий результат и для детей.
Так что решение поступить на факультет физкультуры было для меня естественным. Признаюсь, что первоначально было желание после вуза пойти работать в милицию, но на пятом курсе пришел в школу. Понравилось. Пришло понимание, что работа с детьми – это мое.
– Чего греха таить, существует еще такое мнение, что физкультура – необязательный предмет, и, чтобы его вести, не нужно особых знаний: «Дал детям мяч, и сидишь своими делами занимаешься…»
– Знаете, приятно, что есть родители, которые приходят с просьбой: «Гоняйте моего ребенка побольше, пусть двигается!» Хотя и негативная точка зрения тоже есть: «Зачем ему физкультура, если поступать будет на врача или юриста…» Но, во-первых, физкультура сегодня есть в любом вузе и профессиональном лицее и колледже, так что после школы она не заканчивается. Во-вторых, пусть не на стройке с большой долей физического труда, но стоять у операционного стола порой не один час тоже силы нужны, а где их взять, как не на занятиях спортом? И даже в школе: в любой олимпиаде, творческом конкурсе на определенном этапе включается способность переносить нагрузки, бороться с усталостью, выносливость – словом, физическая подготовка, которая поможет все способности мозга проявить.
Пока мы двигаемся, мы здоровы. А еще с красивой фигурой, осанкой, внешностью.
Что касается якобы простоты ведения уроков физкультуры, то, как и в любом деле, надо уметь организовать, заинтересовать, привить желание заниматься спортом. И без личного примера не обойтись, «дал детям мячик» не поможет хотя бы потому, что они должны знать, что с ним делать. И, когда они видят пример учителя, тогда и будет результат, и тебя будут слушаться. А когда с ними вместе играешь, то интерес становится еще больше, появляется азарт: «Против нас играет учитель, сейчас мы ему покажем, на что способны!» А если сядешь на лавочку и уткнешься в телефон, то и дети поступят также.
И заниматься этим надо с начальных классов. Энергия у детей в этом возрасте бьет ключом, и если их умело не подхватить, не на-
учить организовывать игры, то потом, увы, убедить заниматься физкультурой практически невозможно. Все как в известной ситуации с зачеткой: сначала ты на нее, потом она на тебя работает. Вовремя организовать и научить, и потом не надо будет уговаривать, упрашивать, убеждать побегать-поиграть.
– Дети объективно приходят в школу с разными физическими способностями, здоровьем, и всегда есть страх, что у тебя не получится и ты станешь объектом насмешек…
– Каждый случай индивидуален: ребята с хорошими физическими данными могут лениться, а ученик с неспортивной внешностью сражается из последних сил. Вообще, немного не понимаю ситуацию. Когда ребенок приносит «семерку» по физике, математике, иностранному языку, то родители его хвалят, но при этом почему-то считается, что по физкультуре должны ставиться только «девятки» и «десятки».
Всегда стараюсь детей успокоить. И объяснить, что оценка ставится не только за результат, но и ряд других параметров, та же техника выполнения. Поэтому старайтесь: ваше усердие, труд, старание обязательно заметят и оценят. Не должно быть «не умею…» – все мы когда-то не умели.
Известно наблюдение: когда ребенок учится ходить и падает по 50 раз, к нему почему-то не приходят мысли: «А может, это не мое?»
Так и на занятиях спортом и физкультурой.
– Вопрос, который задают все: «Как в наш век гаджетов приучить ребенка к физкультуре и спорту?»
– В некоторых странах уже начинают бороться радикально, запрещая приносить телефоны в школу. Но уверен, что это ошибка родителей. Вместо того, чтобы ребенка чем-то занять, выйти с ним просто на прогулку, поразговаривать, поиграть, помастерить вместе, ему приобретается гаджет, который заменяет ему и общение, и развлечения. Лучше бы велосипед или скейт, или ролики вместо телефона купили! Они и стоят в несколько раз дешевле, и мест достаточно, чтобы кататься. И здоровее были бы.
Думать, что школа все исправит, научит, привьет, немного наивно и неверно. Но мы, учителя физкультуры, стараемся.
Радует, что есть ученики, которых родители с детства приобщают к спорту: ведь нет ничего сложного, чтобы с ребенком прийти вечером на школьный стадион на один час. Они и сегодня с мамами и папами и в спортзал, и на стадион, и в турпоход идут.
Кстати, для урока физкультуры не надо больших расходов: кроссовки – это красиво, но больше декоративная спортивная обувь, и есть другие места, где можно произвести впечатление красивым нарядом. А для занятия спортом все должно быть предельно просто и практично, чтобы играли, не боясь, что может испачкаться или порваться, а родители потом ругать будут. Спортсменом не одежда делает.
– Вечерние группы при обязательной наполняемости 15 человек у вас насчитывают в два раза больше…
– Дети приходят с желанием, и я специально ставлю себе вечернее время. Ребятам всегда нравится заниматься любым делом вместе со взрослыми. Делимся на команды, баскетбол, волейбол, теннис – успеваю поиграть всюду. Даже вчера вроде вернулся домой с работы, занятий не было, но все равно приехал на школьный стадион со станции Мозырь, где живу с семьей: дочь учится в 7 классе нашей школы, а сыну исполнилось 3 года.
– Как жена относится к вашей работе?
– С пониманием. А сына я взял с собой. Сначала на самокате по стадиону круги нарезал, а потом мяч гонял – лучше это на поле делать, чтобы дома ничего не разбить. Дочь занималась акробатикой и дома ежедневно поддерживает все полученные навыки, делая упражнения.
– Среди ваших достижений отмечают и триста квадратных метров плитки, уложенной летом в период ремонта…
– Перед поступлением в институт поехал на заработки. Набрал с собой учебников. На обеденных перерывах и после работы читал, готовясь к экзаменам. Заодно и кое-чему научился: потом сделал дома ремонт и школе всегда надо помочь перед приемкой. Подвигом это не считаю –обычное дело.
– Что посоветуете всем, желающим заняться спортом, но пока не находящим для этого времени?
– Запаситесь терпением, будьте последовательны. Многие хотят получить результат мгновенно: купили гантели, помахали ими полдня – и бегом к зеркалу мышцы рассматривать. Не находят, огорчаются, и занятия бросают. Или решают заняться бегом: сразу на несколько километров, получая в итоге новые проблемы со здоровьем.
Для начала начинайте каждое утро с зарядки, делайте пешие прогулки – пусть это будет немного, но постоянно.
И все у вас получится.
Дмитрий КУЛИК.
Фото Сергея БОРОВИКА.