Самооценка подростка выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. Она отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень само-
оценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, не критичности.
Слишком высокая самооценка приводит к переоценке себя и своих возможностей. В результате этого у подростка могут возникнуть необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», он может замкнуться в себе, разрушая при этом межличностные отношения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены к депрессивным установкам. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект появляется сначала, а после переходит в низкую самооценку.
Как помочь подростку повысить самовосприятие
Итак, если вы заметили у своего ребенка склонность к низкой самооценке, постарайтесь исправить ситуацию самостоятельно. Родители должны понимать, что их влияние на оценку личности ребенка огромно.
Если близкие люди не видят в подростке достоинств, постоянно критикуют и ругают – он становится замкнутым, стеснительным, нелюдимым. И, наоборот, когда родители постоянно поддерживают подростка, внимательны к нему, обращают внимание на его успехи, одобряют хорошие поступки – подросток ощущает свою личностную значимость, его самооценка приходит в норму.
В переходном возрасте на оценку личности ребенка оказывают определенное влияние его друзья и сверстники. Родители должны это учитывать и прилагать все усилия, чтобы формирование самооценки у подростка проходило в положительном ключе.
Чтобы помочь ребенку увеличить свою самооценку, взрослые должны следовать таким рекомендациям:
-ни в коем случае не критиковать внешность ребенка, но обязательно постараться помочь ему в решении проблем: если у подростка имеется лишний вес, родители должны мотивировать его на совместные занятия спортом; при появлении у ребенка прыщей на лице необходимо помочь ему подобрать правильные средства для ухода за кожей;
-родители должны уважать своего ребенка, прислушиваться к его мнению, не унижать его и разговаривать с подростком на равных;
-подростка нужно постоянно хвалить, но только по делу и конструктивно;
-не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример;
-за внешним видом подростка необходимо тщательно следить: ребенок должен ходить в чистой одежде, выбрать свой стиль в одежде, родители должны научить подростка правильно сочетать элементы одежды;
-взрослым необходимо помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его скрытые способности и таланты;
-подросток должен уметь говорить «нет», это поможет ему закрепить свое положение в обществе и повысить самооценку.
Перечислим несколько упражнений и приемов, которые могут помочь повысить само- оценку подростка:
-аутотренинг. Подросток должен убеждать сам себя в том, что он достоин уважения других людей. Для этого можно напечатать хвалебный текст на большом ватмане и повесить его на стену в детской комнате. Подростку необходимо повторять эти слова ежедневно, утром перед зеркалом и вечером перед сном;
-общение во благо. Неуверенный в себе подросток должен как можно больше общаться с излучающими радость людьми. Ему необходимо чаще встречаться с друзьями, которые его любят и ценят таким, каков он есть. А вот эгоистичных и высокомерных людей в окружении подростка быть не должно;
-реакция на похвалу. Ребенка нужно научить правильно воспринимать похвалу и комплименты, отпускаемые в его адрес. На все хвалебные речи ему лучше отвечать коротким «спасибо», но никогда не отрицать сказанную похвалу;
-помощь окружающим. Привести самооценку подростка в норму можно, посещая вместе с ним различные благотворительные акции. Помогая другим людям, ребенок ощущает свою значимость для общества, его самооценка повышается;
-борьба со страхами. В подростковом возрасте у ребенка возникает большое количество страхов. В основном он боится показаться нелепым и смешным в глазах окружающих. Родители должны помочь девочке или мальчику осознать, что выглядеть смешным – не так уж и страшно. И лучшим способом для этого будет создание игровой модели ситуации, в которой ребенку нужно будет встретиться со своим страхом. Например, можно предложить подростку поучаствовать в юмористическом спектакле, нарядившись в нелепый и смешной костюм.
Необходимо помнить, что друзья подростка – это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним.
Юлия Кулагина, психолог отдела общественного здоровья Гомельского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.