Нет забытых героев, есть награды, временно не нашедшие своих хозяев. И доказательство тому — находка Калинковичско-Мозырского военно-исторического клуба «Поиск»
Почти в каждом населенном пункте нашего района есть братские захоронения. По архивным данным безвозвратные потери в боях за освобождение Калинковичского района составили 12350 человек, а всего на калинковичской земле захоронено 14273 советских воина, подпольщика и партизана.
С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются от нас все дальше. И, казалось бы, что за 73 года после Великой Победы все поля перепаханы множество раз, леса исхожены вдоль и поперек грибниками, охотниками, работниками лесной промышленности и другими людьми, что нет неизвестных или опасных мест… Но, как бы та война не отдалялась, она часто напоминает о себе опасными находками. К примеру, этой весной на границе Калинковичского и Хойникского районов вблизи д. Боец на поле рядом с шоссейной дорогой Юровичи–Хойники было найдено 11 немецких противотанковых мин и два снаряда. А в лесах находятся останки погибших и незахороненных воинов.
Участники Калинковичско-Мозырского военно-исторического клуба «Поиск», занимаясь сбором информации у местных жителей деревень Казанск, Корени, Давыдовичи, узнали о том, что севернее д. Давыдовичи в лесном массиве наблюдаются раскопы с человеческими останками, некоторые останки находятся в мешках, другие – слегка присыпаны землей в отвалах возле вырытых ям. Есть как старые – поросшие уже мохом, так и «свежие» – копаные приблизительно несколько лет назад. Кто их сделал – неизвестно. В мае, будучи недалеко от тех мест, участник Калинковичско-Мозырского военно-исторического клуба «Поиск», водолаз мозырской спасательной станции Андрей Емельяненко решил проверить данную информацию и нашел в том лесном массиве несколько старых раскопов с останками. Чтобы останки не были на виду, решил до выяснения обстоятельств присыпать их грунтом из отвала, находящегося возле раскопа. Счищая грунт в раскоп в отвале, обнаружил несколько подошв от армейских сапог, но вот из-под лопаты из кома земли выпал предмет, напоминающий малую велосипедную звездочку. Очистив его от налипшего грунта, Андрей увидел, что это боевая награда – орден Александра Невского! К счастью, те копатели, которые разрыли это место с неизвестными воинами, не увидели награду, она была выброшена вместе с землей, подошвами и кусочком ткани в отвал. На обратной стороне ордена отчетливо виден номер награды 4053, а это значит, что можно узнать имя найденного офицера. Орден был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 г. одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.
В Калинковичском комиссариате с военным комиссаром майором Сергеем Борисовичем Акуловым и специалистом по увековечиванию Юрием Аркадьевичем Титовым был составлен информационный лист для вызова специалистов 52-го ОСПБ Вооруженных Сил Республики Беларусь. Также сведения о данной находке были направлены в Управление Вооруженных Сил Беларуси по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войны главному специалисту Александру Евгеньевичу Лугину. Далее, при поддержке знакомых поисковиков из России, участников поискового отряда «Фронт» Владимира Францева и Олега Гусева, а также Евгения Федина из ПО «Ополченец» по номеру ордена в кратковременный срок был установлен хозяин. Награжденным оказался командир минометной роты 237-го стрелкового полка 69-й Севской стрелковой дивизии старший лейтенант Иван Степанович Викторенко, 1923 года рождения, член ВЛКСМ, уроженец Северо-Казахстанской области Тонкерейского района села Ольгинка. В Красной Армии служил с июля 1941 года, в Отечественной войне —
с 1 апреля 1942 года.
Из наградного листа на представление старшего лейтенанта Викторенко Ивана Степановича к ордену Красной Звезды: «16 октября 1943 года в районе д. Шитцы Лоевского района Гомельской области форсировал со своей ротой реку Днепр. Благодаря четкому руководству вся минометная рота, материальная часть и боеприпасы были быстро и без потерь переправлены на правый берег. Заняв огневую позицию, обеспечил умелое ведение огня по огневым точкам противника, тем самым обеспечил продвижение пехоты. При отражении контратаки противника огнем из своих минометов беспощадно уничтожал гитлеровцев, обеспечил успешное отражение контр- атаки. В боях ведет себя хладнокровно и четко руководит подразделением во время боя, находясь впереди и воодушевляя бойцов на выполнение поставленных задач. Командир 237 сп подполковник А. М. Горбунов». Но командир дивизии генерал-майор И. И. Санковский решил наградить бойца орденом Александра Невского. Это решение получило поддержку у вышестоящего начальств Военного Совета Армии: командира 18-го стрелкового корпуса генерал-майора И. И. Иванова и генерал-майора Н. А. Радецкого, командующего 65-й Армией генерал-лейтенанта П. И. Батова.
В военной литературе подробно описаны бои полков 69-й стрелковой дивизии за Днепр. 69-я стрелковая дивизия (120-й, 237-й и 303-й стрелковые полки) осенью 1943 года в ходе боев по очищению от противника левого берега Днепра была выведена во второй эшелон корпуса и после небольшого отдыха получила указание приступить к занятиям по боевой подготовке. В первых числах октября дивизия, совершив 30-километровый марш, сосредоточилась в районе Лопатни, м. Радуль, х. Заречье, где начала готовиться к форсированию Днепра и прорыву обороны противника на правом берегу. Боевой порядок дивизии для форсирования строится в два эшелона. В первом эшелоне — 120-й и 303-й полки и во втором — 237-й полк. 237-й полк (в котором минометной ротой командовал старший лейтенант Викторенко) должен был переправляться вслед за 303-м полком и развивать его успех в направлении Сенская. На правом берегу на участке Щитцы, Бывалки находились в обороне подразделения 137-й пехотной дивизии, укомплектованной преимущественно австрийцами. Подразделения противника на указанном участке поддерживались тремя-четырьмя дивизионами артиллерии разных калибров. 15.10.1943 полки 69-й стрелковой дивизии форсировали реку Днепр в Лоевском районе Гомельской области, в районе Щитцы, Бывалки, Радуль и захватили плацдарм шириной прорыва в 4,5 километра на левом фланге армии на правом берегу. К исходу дня 16.10.1943 дивизия захватила на западном берегу реки плацдарм площадью около 40 квадратных километров и, прочно закрепившись на нем, обеспечила переправу на правый берег частей корпуса и других соединений армии. Вела бои на плацдарме вплоть до конца ноября 1943 года. Чтобы не описывать подробности битвы за Днепр, достаточно упомянуть, что 137-я пехотная дивизия врага была разбита так, что с 2 ноября 1943 года прекратила свое существование, хотя уже, начиная с 17 октября 1943 года, ее приказы имели заголовок «Боевая группа 137-я пехотная дивизия».
А в списке безвозвратных потерь 69 сд с 10 по 20 декабря 1943 года указано, что старший лейтенант Викторенко Иван Степанович 1923 года рождения, командир минометной роты, уроженец села Ольговка Северо-Казахстанской области погиб 11 декабря 1943 года и похоронен 2 км северо-западнее д. Давыдовичи, отец – Викторенко Степан Ефимович. В списке погибших в этот же день и похороненых там же числятся еще 5 офицеров: ст. лейтенант Шеменов, мл. лейтенант Дмитриев, лейтенанты Мочалин, Туркманов и Нестеров.
Полки 69-й сд в середине декабря 1943 года в канун Калинковичско-Мозырской наступательной операции на рубеже Холодники–Давыдовичи вели разведку боем в поиске слабых мест в обороне противника. В ночь с 11 на 12 декабря наша разведка была обнаружена противником и обстреляна. За 11 декабря безвозвратные потери составили 34 человека, 12 декабря – 5 человек, в том числе командир 118-го артиллерийского полка Герой Советского Союза майор Сорокин.
Участником клуба «Поиск», автором строк и Андреем Емельяненко в ходе поисков родственников посчастливилось найти и связаться с племянником погибшего старшего лейтенанта Викторенко полковником ВВС России, космонавтом 1-го класса, летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Александром Степановичем Викторенко. Александр Степанович родился 29 марта 1947 года в селе Ольгинка Сергеевского района СевероКазахстанской области.
В конце августа во время совместных поисковых работ северо-западнее д. Давыдовичи специалистами 52-го ОСПБ Вооруженных Сил Республики Беларусь во главе со старшим лейтенантом Куцук Алексеем Николаевичем и с участниками Калинковичско-Мозырского вик «Поиск» подняты останки 34 погибших воинов. Четверо из них по найденным остаткам амуниции и погон подтверждены как офицеры. Найден также дюралевый портсигар с надписью «Цент- ральный фронт, 10.1943. Антоненко И.Т.». Пересмотрев множество вариантов в базе данных о погибших, поисковик из г. Мозыря Валерий Гвоздь нашел все-таки наградной лист на имя младшего сержанта 237 сп 69 сд Ивана Трофимовича Антоненко, 1901 года рождения, награжденного в октябре 1943 года за форсирование Днепра медалью «За отвагу». Во время поиска останков погибших воинов отличились рядовой Ян Иванько и ефрейтор Сергей Старовойт. Останки еще 9 воинов специалисты 52-го ОСПБ подняли севернее д. Давыдовичи.
С 9 по 15 сентября в Минске прошел Международный конгресс космонавтов, на котором племяннику погибшего старшего лейтенанта Викторенко Ивана Степановича, летчику-космонавту Герою Советского Союза полковнику Викторенко Александру Степановичу через представителя Министерства обороны РБ была передана награда.
P.S. Я горжусь тем, что у нас в клубе есть настоящий патриот и честный товарищ Андрей Емельяненко (орден на черном рынке стоит от 5000 $).
Евгений СЕРГИЕНКО,
руководитель Калинковичско-Мозырского военно-исторического клуба «Поиск».