29 детей ведет per aspera ad astra классный руководитель 8 «В» класса Елена Васильевна БОБР – учитель немецкого языка ГУО «Средняя школа № 14 г.Мозыря», победитель конкурса «Лучший классный руководитель Гомельской области». Очаровательно обаятельная женщина и специалист не скрывает секреты своего успеха.
– Училась в мозырской СШ №1, – рассказывает о себе Елена Васильевна. – И уже с детства была знакома с директором Еленой Владимировной Прибыщук и завучем Ириной Григорьевной Тылькович, которые работали в этой школе. И когда пришла в СШ №14, то словно вернулась домой, попав в прежнюю душевную атмосферу и обстановку.
Ученицей увлекалась всем. Была очень активная, на жизнь смотрела позитивно, несмотря на спецгруппу, играла с мальчиками во все игры, от догонялок до футбола, с девочками были свои увлечения, например, рукоделие. Школьные годы были разносторонние, и этот заряд энергии остался: сегодня стараюсь со своими детьми принимать участие во всем, что только возможно. Потому что вижу, как мне все эти игры, дела, мероприятия пригодились в будущем: сама могу починить кран, шить, вязать, готовить… Сейчас в моем классе 18 мальчиков и 11 девочек, и я стараюсь делать так, чтобы девочки приспосабливались и к мужским обязанностям, а мальчики помнили, что в мире дел не мужских не бывает.
В школе определилась со своим выбором будущей профессии: сначала нас поделили на группы по изучению иностранных языков, и мне достался немецкий язык. А потом в рамках программы по оздоровлению чернобыльских детей ребенком поехала в Германию. С тех пор езжу туда вот уже 22 года, и это определило мое профессиональное развитие.
– Существует ли в природе идеальный класс? Чтобы всех: детей, родителей, учителей, администрацию – все устраивало?
– Есть идеальные отношения, взаимопонимание в классе, потому что одинаково трудно работать и с отстающими, и с одаренными учениками. Оскар Уайльд говорил: «Каждый раз, когда со мной соглашаются, я чувствую себя так, словно сказал глупость…». Поэтому ситуация, когда я говорю, – все послушно кивают и бегут выполнять, – точно не мой идеал. Всегда здорово, когда есть столкновение мнений и разных точек зрения, и надо прийти в итоге совместно к общему решению с детьми или родителями. Иногда это бывает на повышенных тонах, потому что эмоции порой захлестывают, но сейчас мои дети уже в 8 классе, и благодаря урокам русской и белорусской литературы они постепенно учатся грамотно и доказательно высказывать свое мнение, прислушиваться к остальным и приходить в итоге к единому знаменателю.
Главная цель моей работы классным руководителем – взаимопонимание между родителями, детьми и школой. Когда есть взаимопонимание с родителями, то оно найдется и с детьми, потому что, с одной стороны, родители дома будут на одной волне с тобой идти, а с другой дети в школе от тебя будут слышать те же требования. Ученик проводит половину жизни в школе, половину дома, и если мы с родителями все будем делать сообща, то вместе придем к определенному идеалу. Мы воспитаем настоящего гражданина своей страны. И, когда я работаю с родителями, я точно знаю, что в этот же момент я работаю и на детей, а родители работают на меня в отношении детей тоже. Поэтому, получив новый класс, всегда старалась идти на контакт с родителями, найти с ними общее взаимопонимание. Получилось так, что сначала я шла за ними в поисках точек соприкосновения, стараясь узнать их интересы, стремления, общих знакомых, друзей, поближе познакомиться с семьей. Ходила в гости, чтобы узнать обычаи, традиции в семье, как говорится, чем дышат, чтобы понять, в какой атмосфере живет ребенок, как проходит его день. А сегодня я вижу, что уже прислушиваются ко мне, хотят узнать мое мнение, порой считая, что именно так будет лучше для детей.
Конечно же, взаимодействуем с различными организациями: для детей это очень важно. Они же видят только школьную жизнь и домашнюю, но за этими пределами есть масса интересного, происходящего в городе, стране, мире, и в этом можно участвовать, учиться общаться с самыми разными людьми, делать что-то интересное и полезное самому. Иногда хочется вернуться в детство, чтобы и у самой были такие возможности для самореализации. Многим свойственно желание, чтобы дети пользовались тем, чего нам самим не было дано в детстве, и понимали, как это здорово, что у них есть столько возможностей для познания мира
– Вы преподаете немецкий язык. Предмет накладывает на вас свой отпечаток? Поскольку Германия для нас – это порядок, философия…
– … и пунктуальность, аккуратность. Я всегда разделяла предмет, который преподаю, – это профессия, знания, и классное руководство – это уже образ жизни, ему не учат в университете. Это уже воспитание, потому что стараешься заложить ученику определенную систему ценностей.
В Германии я провожу много времени и сегодня требую от детей точности: вовремя приходить на дежурство и уроки и брать все необходимое для учебной деятельности. Можно сказать, что четкость, пунктуальность, ответственность – это влияние предмета, но, с другой стороны, эти качества должны быть у каждого человека, особенно учителя. Но, скажем, честность и порядочность – это уже воспитательные моменты.
– С кем сложнее: с девочками или мальчиками?
– Мне не сложно ни с кем, и сложно со всеми. Нам дается время, чтобы присмотреться к детям, поговорить с ними в общем и по душам, узнать семью. В 5 классе я посетила всех учеников и знаю подход теперь к каждому. И если сложно, всегда есть помощник – это родители моих учеников. Постоянно надо искать причину трудностей у ребенка. И всегда искать того, кто тебе поможет. И тогда не будет никаких сложностей.
– А с кем проще: мамами или папами?
– Папы порой в эмоциональности не уступают мамам, которые, в свою очередь, умеют мыслить логично. Но я общаюсь со всеми. Мне повезло с классом: воспитанием детей занимаются все родители, не деля эту обязанность. Все 100 % посещают собрания, много приходит пап, и делами школы, класса, детей интересуются все. Я знаю, что могу в любое время позвонить родителю, и они будут в курсе того вопроса, который я пытаюсь до них донести. Конечно же, и они не стесняются мне звонить по любым проблемам. Мы создали группу в вайбере, чтобы все были в курсе происходящего в нашем классном коллективе, владели всей информацией.
– Жить в режиме «жизнь, отданная людям» невероятно сложно. Как вы восстанавливаете душевные силы?
– Я разграничиваю школу и дом, трудовой коллектив и семью. Хотя, конечно же, у любого учителя работа продолжается и после работы. На помощь приходят путешествия, общение с природой, смена обстановки, иногда достаточно просто съездить в соседний город на прогулку. А еще я всегда четко знала, кем я хочу стать, и эта профессия у меня внутри, она мне нравится, и я не считаю потерянным время, потраченное на нее. Словом, в полном соответствии с принципом:«Выбери себе работу по душе, и ты ни одного дня не будешь работать». Поэтому на свою работу я прихожу с удовольствием.
– Оскар Уайльд: «Хотите сделать детей хорошими, сделайте их счастливыми». С вашей точки зрения, что надо делать? Неужели покупать все новомодные вещи?
– Надо понять ребенка. Что он хочет, но не всегда может высказать. На данный момент времени. Вспомнить, как сами были детьми, и в разные годы хотели разного, от конфет и велосипеда, до не стричься, потому что считали, что с длинными волосами мы быстрее понравимся соседу по парте. И это надо понимать, наблюдая за своими детьми. Слушать и слышать. Печально, когда «Дети ни о чем у нас не спрашивают, только смотрят. Смотрят и молчат. Не проймешь их спорами и книгами. Смотрят дети, начиная жить. И молчат. И никакими криками их молчания не заглушить…» Поэтому перед тем, как отругать или похвалить, надо сначала не просто выслушать, но вслушаться в его слова, потому что часто между фраз и можно уловить то, что у ребенка творится на душе. Ведь дети тянутся к взрослым, понимая, что только у них можно получить самую интересную информацию. Конечно, как классный руководитель я иногда над ними, возглавляя их, но при этом стараюсь, чтобы мы были вместе единым целым, где я не истина в последней инстанции. Надеюсь, что моя позиция правильная, поэтому посмотрим, какими мои ученики вырастут.
А еще большую роль играет атмосфера школы: у нас даже стены воспитывают. Ребенок с порога попадает в обстановку внимания, любви, уважения. У меня в этом году новая ученица, и она за считанные дни стала своей для всех. Потому что у нас всегда все готовы прийти на помощь, от одноклассников до администрации.
Все-таки первый успех каждый человек должен получить именно в школе, потому что каждый ребенок талантлив, надо только помочь ему раскрыться. Тогда и в жизни будут достижения самого разного масштаба.
Дмитрий КУЛИК.
Фото Александра СОЛОДКОВА.