Разберемся на примере Минска! Водой из поверхностных источников снабжается третья часть Минска — Фрунзенский район и часть Московского. В надежности Вилейско-минской водной системы и достаточной мощности ее сооружений сомневаться не приходится. 13 насосных станций, 14 водохранилищ, 7 гидроэлектростанций, канал протяженностью более 63 км — масштаб технологических решений внушает уважение. Но потребителя волнует не столько бесперебойность водоснабжения, сколько качество услуги, и чаще всего поводом для сомнений служит легкий запах хлора.
Так уж сложилось, что этот химический элемент ассоциируется у нас с процессом обеззараживания, а, если есть что обеззараживать, значит, не все чисто. На самом деле, обработка хлором — это, скорее, профилактическое действие, неотъемлемая часть технологии, обусловленная особенностями воды из поверхностных источников.
Артезианская скважина от всякого рода загрязнений защищена самой природой: просачиваясь через несколько различных слоев почвы, вода избавляется практически от всех примесей. Проблемой может стать только повышенное содержание железа и марганца. А вот поверхностные источники более подвержены сезонным колебаниям, и в зависимости от поры года их состояние может меняться кардинально. Летом, например, наблюдается цветение воды, активное развитие фитопланктона, меняются микробиологические показатели, возрастают показатели перманганатной окисляемости. Поэтому неотъемлемой стадией подготовки воды из поверхностного источника является обработка хлором.
— Хлор — это единственное вещество, которое обладает пролонгирующим обеззараживающим действием, — объясняет инженер по внедрению новой техники и технологий технологической группы очистной водопроводной станции УП «Минскводоканал» Юлия АХМАДИЕВА. — Другие способы (озонирование, ультрафиолетовое обеззараживание) обеспечивают безопасность непосредственно в момент воздействия, то есть здесь и сейчас, а хлор — на всем протяжении сети, вплоть до водопроводного крана. При этом он способен быстро улетучиваться. Чтобы избавиться от остатков запаха, достаточно набрать воду в открытую емкость, например в кувшин, и дать ей постоять некоторое время. Понятно, что органолептические свойства такой воды удовлетворяют не всех потребителей, но часто жалобы на неприятный привкус основываются, скорее, на предубеждении и излишней мнительности. Качество воды на всех этапах подготовки контролируется по нескольким десяткам показателей, в том числе и по остаточному хлору, содержание которого в питьевой воде на выходе из сооружений, как правило, не превышает 0,8–0,9 мг/дм3 (при нормативной величине 0,8÷1,2 мг/дм3).
Сначала вода из Вилейско-минской водной системы поступает в резервное водохранилище закрытого типа «Крылово», а оттуда по трем гравитационным водоводам — на очистную водопроводную станцию г. Минска.
В блоке первичного озонирования осуществляется предварительное обеззараживание воды озоно-воздушной смесью. Потом в смесители, представляющие собой объемные резервуары, вводятся необходимые реагенты: коагулянт и флокулянт, связывающие частицы загрязнений и осаждающие их, активированный уголь, адсорбирующий запахи, и хлорная вода для первичного хлорирования.
Далее, пройдя камеры хлопьеобразования, обработанная реагентами, она поступает в отстойники, где происходит осаждение основной массы природных загрязнений. Осветленная вода из отстойников поступает на скорые фильтры, где более легкие загрязнения, не осевшие на предыдущих стадиях, задерживаются слоем зернистой загрузки.
После фильтров вода направляется в контактные камеры блока вторичного озонирования, куда через диффузоры вводится озоно-воздушная смесь для ее обеззараживания и улучшения органолептических свойств.
Далее она поступает в резервуары чистой воды объемом 40 тыс. м3 каждый, откуда забирается насосной станцией II подъема и подается в городскую распределительную сеть. На входе в резервуары в обрабатываемую воду вводится хлорная вода (вторичное хлорирование) для обеспечения нормативных требований по содержанию остаточного хлора в питьевой воде согласно СанПиН 10-124 РБ 99 на уровне 0,8÷1,2 мг/дм3.
— На всех этапах подготовки качество и безопасность воды контролируется химико-технологической лабораторией очистной водопроводной станции, а на конечной стадии — и химико-бактериологической лабораторией производства «Минскводопровод», — рассказывает Юлия Игоревна. — Дозирование коагулянта производится современными мембранными насосами-дозаторами, которые, в свою очередь, управляются автоматизированной системой управления. На ОВС используются датчики автоматического контроля остаточного хлора. Выбор доз реагентов осуществляется на основании данных пробного коагулирования, проводимого в лабораторных условиях с учетом качественных параметров воды. Поэтому превышение предельно допустимой концентрации по любому из контролируемых показателей невозможно.
Можно ли улучшить органолептические качества воды, не отказываясь от обеззараживания с помощью хлора? УП «Минскводоканал» планирует в ближайшее время перейти с использования жидкого хлора на гипохлорит натрия. Данный реагент более удобен в применении, позволяет снизить дозы первичного и вторичного хлорирования, увеличить точность дозирования и полностью автоматизировать процесс. Его эффективность уже проверена на крупнейших российских предприятиях, в том числе и на Московском водоканале. К слову, водоснабжение Белокаменной обеспечивается из двух основных источников — рек Москва и Волга, которые уж никак не могут быть чище, чем Вилейское водохранилище. Поверхностными источниками водоснабжения пользуются во многих других мегаполисах мира. И везде именно хлор остается ключевым элементом в процессе обеззараживания. Именно он гарантирует стопроцентную безопасность воды.