Правильные выводы – точные планы

437

Традиционно конец года – это время подведения итогов работы экономики и определения планов на будущее. Как противостоять глобальным вызовам? Какие резервы еще нужно задействовать? Ответы на эти вопросы надо искать через призму главнейших для страны документов – проектов социально-экономического развития, республиканского бюджета и денежно-кредитной политики на будущий год.

Эксперты Международного Валютного Фонда предупреждают: суммарный долг всех государств превысил половину мирового ВВП. Если так будет продолжаться, то планету накроет волна нового глобального кризиса. Конечно, это всего лишь предположения. Но будет гораздо спокойнее, если экономика наберет запас прочности и встретит возможные риски “во всеоружии”. Пока ситуация на мировом рынке в нашу пользу. ВВП страны в этом году подрос на 3,5 %, экспорт растет, инфляция под контролем. Но людей больше интересуют не сухие макроэкономические расчеты, а обычные житейские вещи – зарплаты, цены, занятость, устойчивость национальной валюты. Все они напрямую зависят от эффективной работы предприятий и организаций.

Рост характерен практически для всех отраслей. Есть относительная ценовая стабильность. Увеличиваются доходы населения. По мере возможности поддерживаются пенсионеры. Складывается профицит во внешней торговле, что кому-то казалось невозможным еще 10 лет назад. Тем не менее, основные тренды нашей экономики в последнее время пошли вниз. Да, мы растем, но возвращаемся в число стран с темпами роста ниже среднемировых.

Экономика развивается в рамках утвержденного на год прогноза. По итогам работы за 11 месяцев все 7 ключевых показателей эффективности работы Правительства и Национального банка выполнены. Обеспечивается годовой прогноз интегрального показателя развития экономики – ВВП. В границах прогноза по валовому региональному продукту находятся три региона – Минск, Витебская и Гродненская области. Ниже прогноза, но выше уровня прошлого года идут другие области.

Наиболее чувствительными вопросами для населения, по которым оно оценивает результаты работы экономики, являются уровень зарплат и пенсий, вопросы занятости, цен и стабильности курса белорусского рубля.

Что касается доходов населения, реальный рост зарплаты за 11 месяцев текущего года значительно превышает прогнозный параметр.

Есть стабильность на денежно-кредитном рынке, в частности, на валютном, устойчиво работает платежная система, банковская система в целом. Гибкий обменный курс позволяет своевременно абсорбировать определенные шоки, которые возникают во внешнем мире. Все это в совокупности дает основания для уверенности, что каких-то потрясений нам ожидать не приходится.

Доходы бюджета в нынешнем году выше плана. Профицит будет использован на обслуживание внешнего долга и выплату зарплат. В том числе и с учетом ее повышения.

Проблема неэффективных предприятий закрывается бюджетными деньгами. Кроме того, практически остановилась работа по созданию лучших условий для инвестиций. Глава государства отмечает, что готовность к органичным преобразованиям и способность меняться самим — залог успеха и конкурентоспособности.

«Одно из многих слагаемых благополучия, самое значительное – комфортное жилье и благоприятная среда.»

Так называется и Государственная программа, рассчитанная на 2016-2020 годы.

Эта задача реализовывается за счет повышения эффективности и надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства с одновременным снижением затрат на оказание услуг в востребованных объемах, улучшения их качества.

Действующее законодательство предусматривает активное участие членов Совета Республики в работе над законопроектами. Законотворческий процесс – это сложная процедура. Важным условием законодательной деятельности является прогнозирование последствий принятия нормативных правовых актов, изучение отношения общественности и субъектов хозяйствования к его положениям. Поэтому проекты законов, находящиеся на рассмотрении в профильных Постоянных комиссиях, обсуждаются с руководителями предприятий, трудовыми коллективами и населением. Обобщенные предложения оперативно вносятся на рассмотрение. Подготовка проектов законов осуществляется на плановой основе. К концу 2018 года в ходе работы Совета Республики будет уже рассмотрено 42 проекта законов и 2 концепции.

Работа по реализации данного Указа предусматривает нормативное правовое обеспечение практической реализации пяти основных приоритетов социально-экономического развития, утвержденных V Всебелорусским народным собранием: инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежная политика.
Отмечу, что участие в заседаниях местных исполнительных органов, Советов депутатов, проведение встреч с трудовыми коллективами и населением, проведение выездных приемов способствуют глубокому мониторингу правоприменительной практики на местах с целью внесения предложений по изменению в существующие законы.

Все законы, издаваемые в нашей стране, регулируют общественные отношения в той либо другой сфере человеческой деятельности, имеют своей целью, прежде всего, улучшение качества жизни граждан. Поэтому изучение мнения людей является неотъемлемой частью подготовки нормативных правовых актов. Прямой непосредственный контакт на местах позволяет каждому члену Совета Республики реалистично оценивать социально-экономическое положение регионов, видеть существующие проблемы и сложности, знать позицию и мнение людей и, следовательно, находить правовые формы для их отражения в проектах подготавливаемых документов.

Да, нерешенных вопросов еще много, но я уверена, что все задачи, изложенные в Послании Президента, совместными усилиями будут реализованы в полном объеме. И наша задача, парламентариев, при внесении изменений в кодексы и законы не допускать искажение принципа экономической эффективности. Ведь мы представляем интересы народа во власти и интересы государственной власти в народе.

Успешное социально-экономическое развитие региона во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти и, конечно, от качества ее исполнения.

Для повышения уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь решение социальных, экономических и культурных проблем местного значения является главной целью местного управления и самоуправления.

Органы местной власти играют особую роль и являются той первой инстанцией, куда обычно обращаются граждане по решению своих жизненных вопросов.
Отрадно отметить, что Мозырщина сегодня – это благополучный и перспективный регион. Наш край развивается динамично, и все сферы жизнедеятельности работают эффективно.

» Эффективность управления региональным развитием зависит от качества организации местной исполнительной и представительной власти.»

И, несмотря на многочисленные проблемные вопросы по бюджету, благоустройству, новым рабочим местам, привлечению инвестиций и др., в поле зрения местной вертикали всегда остается человек с актуальными для него вопросами, на которые надо найти пути решения.
В Мозырском районе используются эффективные формы работы по созданию условий для объединения парламентариев, жителей, структурных подразделений, организаций и служб региона.

Встречи с руководителями и трудовыми коллективами в районе, общение с местным населением вскрывает конкретные проблемы, важность решения которых не остается в стороне.

Выбранные формы работы в деятельности местной вертикали содействуют объединению людей любого уровня, прививая осознание личной ответственности за будущее не только своего района, но и страны в целом.

Поднимая тему об обеспечении устойчивого развития Мозырского района, необходимо отметить, что сегодня промышленность является потенциальной точкой экономического роста и при эффективном регулировании и должном внимании со стороны государства и местных властей способна придать ощутимый импульс социально-экономическому развитию региона, создавая стабильность, обеспечивая налоговые потоки, которые гораздо меньше зависят от состояния и уровня всей мировой экономики.

До конца года остается менее месяца, а у страны уже, можно считать, есть план работы на следующий период. На совещании во Дворце Независимости Президенту были представлены проекты бюджета, измененный налоговый кодекс, прогноз социально-экономического развития государства и основных направлений денежно-кредитной политики на будущий год.

Бюджет же будущего года, по словам министра финансов, сформирован в соответствии с поручениями и требованиями, которые Президент определил для нового состава Правительства. Доходы консолидированного бюджета увеличатся примерно на 5 %, республиканского – останутся на прежнем уровне.
Сергей Румас уточнил, что средняя зарплата в следующем году должна составить не менее 1025 рублей. Бюджетники будут получать в среднем не менее 80 % от этой суммы. Также Правительство планирует в 2019 году продолжить сближение минимальной зарплаты и минимального потребительского бюджета, чтобы с 1 января 2020 года эти величины сравнялись. По сегодняшним оценкам, минимальная зарплата с 1 января 2020 года должна составить 377 рублей.
На следующий год будет сохранена преемственность денежно-кредитной политики, которая проводилась в предыдущие годы. Инфляция предусматривается не более 5 %. Будет сохранен гибкий режим курсообразования, который позволяет нашим предприятиям, в целом экономике адаптироваться к внутренним и внешним шокам. Продолжится снижение процентных ставок. На однозначную величину предполагается вывести и ставку рефинансирования. Золотовалютные резервы планируются на уровне покрытия двухмесячного импорта. В абсолютных цифрах это не менее 7,1 млрд долларов.

«В следующем году господдержку предприятиям сократят на 10 %. Высвободившиеся ресурсы направят на капитальные бюджетные инвестиции и поддержку населения.»

Кстати, социальная направленность бюджета-2019 усилится, заверил министр финансов Максим Ермолович. Расходы на образование, здравоохранение, социальную политику вырастут в реальном выражении более чем на 5 %. Предполагается и дальнейшее поэтапное увеличение заработной платы в бюджетном секторе. Главное, чтобы растущие доходы не поддавались инфляции. Выполнения этой задачи Президент требует от Нацбанка. Много вопросов у Александра Григорьевича вызывает обновление Налогового кодекса.

Новая редакция Налогового кодекса, по словам Максима Ермоловича, должна заработать с 1 января 2019 года. Законодательство совершенствуется по трем направлениям.

Во-первых, налоговая система станет проще, сблизится бухгалтерский и налоговый учеты. Во-вторых, упрощается налоговое администрирование, меняется стиль и методы работы налоговых органов, вводятся ограничения на штрафы и пени, применяемые за нарушение налогового законодательства. В-третьих, снизится налоговая нагрузка на бизнес, что повысит инвестиционную привлекательность страны.

Работать на результат! Именно такой подход позволит оперативно и исчерпывающе решить обозначенные проблемы и уверенно двигаться вперед.
Можно с уверенностью сказать, что в нашем регионе созданы все условия для объединения парламентариев всех уровней в решении вопросов жизнеобеспечения между депутатами и избирателями.

В заключение хочется отметить, что усилия власти сосредоточены на достижении главных целей – социальной справедливости, повышения качества жизни людей и их благосостояния.

Желаю всем нам плодотворной и успешной работы!

Оксана Ковалькова,
член Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: