О жизни Иисуса Христа до Его Крещения Святые евангелисты сообщают нам мало подробностей. Мы знаем, что Божия Матерь с Иосифом и Божественным Младенцем, избегая преследования царя Ирода, скрылись в Египте. После возвращения их (после смерти Ирода) Иисус, будучи 12-летним отроком в храме Иерусалимском, изумлял Своим разумом и мудростью Своих ответов учителей иудейских и жил в Назарете со Своими родителями, преуспевая в мудрости возраста и в любви у Бога и человеков (Лук. 2:40—52).
Когда Спасителю исполнилось 30 лет и наступило время Его проповеди, он в первый раз явился народу в стране Иорданской, где Святой Иоанн Предтеча возвестил миру пришествие Спасителя. Он был послан Богом, чтобы приготовить людей к принятию Христа. Святой Иоанн Предтеча проповедовал при реке Иордан и крестил приходивших к нему крещением покаяния. Народ стекался к Иордану со всех сторон, и многие стали принимать его за обещанного Мессию. Но Иоанн говорил: «Я крещу вас водою, но идет сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».
Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы также креститься, Иоанн останавливал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли идешь ко мне?» Но Христос сказал: «Оставь теперь — не удерживай Меня, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» — то есть исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех» (преподобный Иоанн Дамаскин), освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.
Иисус, вошедши в Иордан, принял Крещение от Иоанна, но, не требуя очищения, Сам освятил воды. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, И), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.
После принятия крещения от Иоанна Иисус Христос явился миру и начал учить народы, которые до тех пор еще не знали Его и не понимали, кто Он. С тех пор каждый христианин должен принимать крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, через это Таинство становясь соучастником благ, дарованных Иисусом Христом всем верующим в Него.
По церковному уставу праздник Богоявления продолжается с 2 по 14 января; первые 4 дня служат как бы приготовлением к празднику, а последний день — отданием.
День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику рождественскому и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды.
С давних времен на Крещенский сочельник, чтобы увидеть Господне Крещение, ставили чашу с водой, говорили: «Ночью чаша с водой сама колыхнется». Если в полночь вода в чаше колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса». В русских деревнях сохранилось поверье, по которому, если в ночь на 19 января помолиться открытому небу, то сбудется любая просьба, так как в богоявленную ночь, перед утреней, небо открывается. Старушки под Крещенье собирали снег со стогов, который считали целебным от самых разных заболеваний. Старики замечали, какая будет на Крещенье погода: «Если на Крещение погода пасмурная и идет снег — осенью жди хорошего урожая»; «Если в крещенскую ночь было полнолуние — весной ожидается большой разлив рек»; «Коли на Крещение собаки много лают, будет много дичи и зверья». А девушки в Крещенский вечер пекли пироги и выходили с ними вечером окликать случайного прохожего — его возраст, вид, голос, платье и разговорчивость давали возможность угадать, каким будет будущий муж. С Крещения до самой Масленицы шли свадебные недели — в деревнях играли свадьбы.
В ближайшее от 25 января (7 февраля) воскресение Русская Церковь празднует память Новомученников и Исповедников Российских от лютых богоборцев, убиенных за время Советской власти. День был установлен Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, так как 25 января старого стиля 1918 года в Киеве был беззаконно убит Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Почитание Новомученников возрождает нашу Церковь, ибо на крови Господа и мучеников основана Церковь Христова.