Без государственной идеологии, основанной на патриотизме, не может быть социальной стабильности и эффективной экономики.
Хочу продолжить дискуссию о патриотизме, которую инициировал Станислав Васильевич Зась, государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь. Мне, человеку, родившемуся в послевоенные годы, есть с чем сравнивать эпоху того времени и настоящего. И, на мой взгляд, если государственная идеология не разделяется большинством населения, то такое государство и политическое устройство теряет гражданскую легитимность и быстро уходит с политической арены. Яркий пример – распад СССР. Наши родители верили в социализм и коммунизм. Сам с 12 лет работал в колхозе: люди ехали на работу с песнями, и после 12-14-часового трудного крестьянского труда также с песнями возвращались домой, хотя работали за «палочки»-трудодни. Но при этом создали такой политический гигант, как Советский Союз, победили нацизм. Все это базировалось на чувстве патриотизма советских людей и соответствующей идеологии. Можно спорить о ее содержании, но она спасла страну, мобилизовав и сплотив людей.
А потом началась горбачевская перестройка, на первый взгляд, необходимое и полезное дело. Народу и СМИ вдруг объявили, что они свободны, забыв разъяснить, что свобода и вседозволенность – это не совсем одно и то же. Но главное: прорыв в духовной сфере сопровождался полным провалом в экономике, символом которого стали пустые прилавки. И о какой идеологии можно вести речь, если пуст холодильник?! И вот в условиях, когда потеряны все нравственные ориентиры, и «Моральный кодекс строителя коммунизма» сдан в макулатуру за ненадобностью в силу несоответствия новым реалиям, и произошла величайшая геополитическая катастрофа – распад СССР, и как следствие – десятки миллионов искалеченных судеб, тысячи погибших в междоусобных конфликтах. В Беларуси и других республиках начинается экономический кризис в сочетании с резким падением ВВП на душу населения. Резко ухудшились социальные и материальные условия жизни людей, практически у всех утратилась вера в завтрашний день. У большинства населения к 1994 году возникло стойкое неприятие к либерально-рыночному курсу развития, который был основным к этому моменту.
Избрание А. Г. Лукашенко первым Президентом Республики Беларусь предопределило изменение социального и экономического курса страны. Новая модель заключалась в создании социального государства, обеспечивающего своим гражданам базовые социальные и экономические гарантии. У белорусов возродилось и окрепло чувство патриотизма к своей стране, начинает формироваться государственная идеология, национальная модель хозяйствования доказывает свою эффективность и устойчивость.
Наглядный пример – сельское хозяйство. Привычная мишень для критических стрел белорусских либералов от экономики, требовавших отдать землю неким фермерам, которые гарантированно накормят страну. К счастью, это требование не реализовано, иначе сейчас имели бы все прилавки, заваленные «ножками Буша» и тому подобным импортом. И сегодня после калийщиков и нефтяников третье место по экспорту продукции занимают аграрии, приближаясь к
5 млрд долларов экспорта.
Не отстает и Мозырский район. Грамотное вложение капитала руководством района в агросектор дает результат: ведущая роль в республике, первые места в Гомельской области. И в этом секторе экономики еще есть большие резервы, которые необходимо задействовать. Впрочем, есть и предприятия республиканского подчинения, в которые вложены огромные средства, но они так и не вышли на эффективную работу, тормозя развитие и региона, и страны. Так что тема эффективности управления по-прежнему актуальна.
Некоторые ученые-экономисты, политики предлагали автоматически перенимать постулаты западных экономистов, уверяя, что свободная конкуренция и рынок моментально решат наши проблемы. Но, как известно, если собрать вместе 9 беременных женщин, ребенок все равно не родится за месяц. Любая идея должна вовремя созреть.
Мое мнение: надо оценивать экономические школы и теории не в плоскости «план или рынок», а по тому, какие они используют объекты: реальные социально-экономические процессы или виртуальные (идеальные) модели. Как раз вторые используются как идеологическое оружие.
Нам важно не дать себя обмануть.
Николай ГАЙДУКОВ,
депутат районного Совета депутатов.