Кто такие герои в современном понимании этого слова? Те ли, кто ценой своей жизни и здоровья совершил отважный поступок, или те, кто каждый день выходит на борьбу со злом, будь то стихия или человек? Для людей этой публикации героизм и отвага не абстрактные понятия, а их работа.
На охране правопорядка
Для милиционера группы задержания роты милиции, прапорщика милиции Дмитрия Михальченко выбор профессии был не случаен. Оканчивая факультет физической культуры и спорта Мозырского государственного педагогического университета, Дмитрий решил, что пойдет по стопам отца, в прошлом милиционера. Поэтому весной 2012 года подал документы на рассмотрение в Мозырский отдел Департамента охраны МВД.
С тех пор наш герой стоит на страже порядка и спокойствия. К блестящим результатам в работе прибавились еще и призовые места в республиканских соревнованиях по служебному многоборью. В 2015 году Дмитрий был удостоен благодарности из рук министра внутренних дел Республики Беларусь за достижение высоких результатов в службе и образцовое исполнение служебных обязанностей.
Однако как бы мы ни любили свою работу, определенные сложности все равно присутствуют. И дело отнюдь не в коллективе, который, по словам Дмитрия, дружный и сплоченный. Дело в нарушителях, которые своим поведением преступают закон, которые мешают своим согражданам жить в спокойствии и безопасности.
— Запомнился случай: выезжали в развлекательный центр «Спутник», где один товарищ, играя в бильярд, вдруг стал вести себя неадекватно: начал душить отдыхающих за соседним столиком бильярдным кием, — рассказывает Дмитрий. — Поступил вызов, мы отреагировали незамедлительно, потому что в течение семи минут должны прибыть в любую точку города. Как выяснилось, этот дебошир был кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе.
И подобных ситуаций, по словам Дмитрия, достаточно, особенно в ночное время.
— Можно подумать, что это темнота так влияет на людей, заставляя совершать поступки, которые наказуемы административным и уголовным кодексами. Например, предотвращение попытки изнасилования гражданином 1991 года рождения. Девушка спаслась по счастливой случайности, потому что, патрулируя микрорайон, мы с напарником заметили, как чья-то голова странно выглядывает из-за угла: то покажется, то уже не видно. Заподозрили неладное, пошли проверять, а оказалось вот что.
— Наверное, в процессе работы учишься не бояться?
— Если уже мы будем бояться, то что тогда про остальных говорить, не так ли? Если бояться, то нечего здесь и работать. Наша задача — пресекать любые правонарушения. Ни о каком страхе не может быть и речи. Пока едешь на место происшествия, не думаешь ни о страхе, ни о чем, только бы приехать вовремя. Когда уже оказываешься на месте, тогда оцениваешь ситуацию, насколько она опасна. Вот волнение присутствует.
— Волнение какого рода?
— Как закончится смена. Волнение за напарника, за себя, за людей, в отношении которых совершается правонарушение. Когда заступаешь на смену, то никогда не угадаешь, как она закончится. За ночь может быть до 12 вызовов, и на каждый необходимо отреагировать, каждый нужно отработать. Напряжение колоссальное, ответственность за чьи-то жизни тоже огромна, ведь от нас ждут помощи и защиты. И мы делаем все для этого!
Укротитель стихии
Огнеборцы, укротители стихии, спасатели… Как ни назови, но работники районного отдела по чрезвычайным ситуациям, как никто другой, знают цену жизни.
И Александр Сербо входит в их число.
— Сколько себя помню, всегда хотел быть пожарным, — говорит Александр. — Хотел брать пример с отца, пойти по стопам, так сказать.
И у Александра блестяще удалось продолжить семейную династию. Окончив в 2014 году Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь в звании лейтенанта внутренней службы, Александр начал свою трудовую деятельность в Мозырском районном отделе по чрезвычайным ситуациям.
Я всегда задавалась вопросом: какие же чувства бушуют у спасателей, направляющихся к месту происшествия с включенной сиреной, что при этом испытывают сами пожарные, ведь никогда не знаешь, что ждет там, как серьезно разыгралась стихия. Наверное, должно быть страшно…
— Пока едешь, ни о чем не думаешь, — говорит Александр. — Приезжая на место происшествия, буквально за долю секунды оцениваешь ситуацию и начинаешь действовать автоматически. Все посторонние мысли не просто уходят на задний план, а улетучиваются, потому что в такие напряженные моменты некогда думать о чем-то другом, да и опасно. Ты полностью сосредоточен на том, чтобы ликвидировать пожар, отвести беду и минимизировать потери.
К сожалению, не всегда удается спасти все жизни. Огонь — штука опасная и непредсказуемая, а особенно если это уже разгулявшаяся стихия. Никогда не угадаешь, как повернется ситуация сию секунду. Пожарные выкладываются на все сто, но трагедии все же случаются. Как самому пожарному пережить это? Как не поддаться отчаянию, не опустить руки и не корить себя, не допустить депрессии и работать в прежнем режиме?
— Первый год–полтора все это было, — признается наш герой. — Потом, когда силы иссякли переживать и память заполнилась трагическими случаями, произошла переоценка: так нельзя. По приезде в часть после ликвидации пожара мы разбираем и анализируем свои действия.
Новичкам особенно тяжело в этих случаях. По словам Александра, главное на первых порах — не сломаться после всего увиденного. Коллектив всегда приходит на помощь в случае чего, дружеская поддержка и общение очень важны, потому что можно очень быстро выгореть профессионально и морально.
Заместитель начальника пожарной аварийно-спасательной части № 1 г. Мозыря Мозырского ГРОЧС, старший лейтенант внутренней службы Александр Сербо в 2018 году принимал участие в ликвидации 11 пожаров. Кроме этого, за проявленную инициативу и находчивость, умелые профессиональные действия и высокую эффективность труда Александр Сербо был удостоен грамоты Гомельского областного управления МЧС.
Верен своему долгу
Все мы представляем сотрудника Гос-автоинспекции как? В светоотражающем жилете с жезлом в руке, контролирующим дорожное движение. Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Старший инспектор дорожно-постовой службы отдела ГАИ Мозырского РОВД, майор милиции Дмитрий Деркач расскажет о тонкостях и нюансах своей службы.
— Юридическое образование я получил сначала в Гомельском аграрно-экономическом колледже, затем в Белорусской сельскохозяйственной академии в г. Горки. Выбор профессии был сознательный и осмысленный, потому что уже после колледжа я пришел на стажировку в ГАИ, а в 2003 году прошел трехмесячную подготовку в Могилевской школе милиции, по окончании которой было присвоено звание младшего лейтенанта.
Как и в любой другой профессии, в отделе ГАИ есть свои сложности. С одной стороны, выявление и пресечение нарушений, разнообразная профилактическая работа, работа со СМИ и в соцсетях, и, с другой стороны, дознание по дорожно-транспортным происшествиям, в которых пострадали или погибли люди.
— Если правонарушитель скрылся с места ДТП, то весь наш отдел поднимается по тревоге и занимается розыском преступника, — говорит Дмитрий Николаевич. — Другой вопрос: правонарушитель часто вводит в заблуждение правоохранителей. Например, один из подобных случаев: парень привез в больницу женщину с переломами ног и сказал, что на нее наехала какая-то машина и скрылась с места ДТП, видел он этот автомобиль издалека. По кое-
какому описанию мы начали проверять все модели автомобиля опознанной марки, каких в городе примерно сто пятьдесят. В ходе дальнейшего расследования мы поехали в больницу, чтобы исследовать одежду пострадавшей женщины, и я увидел на ее светлых брюках следы краски. Решил сравнить этот цвет с цветом автомобиля парня, который привез эту женщину в больницу. В конечном итоге, парень признался, что это он сбил женщину.
Равнодушие к чужим жизням, наплевательское отношение к безопасности и правилам дорожного движения могут сыграть злую шутку. Многие пешеходы и водители забывают еще и об элементарной вежливости, особенно в соцсетях.
— Заходят однажды в отдел две студентки, сами они из Гомеля, и обращаются за помощью: машина «заглохла» на перекрестке возле лицея. Дело было зимой, помню, мороз был очень сильный. Наши инспекторы помогли отбуксировать автомобиль до ближайшей автозаправки. Спустя какое-то время эти девушки пришли в наш РОВД, чтобы написать благодарность за оказанную помощь, затем написали небольшой текст в ВКонтакте, который разлетелся по соцсети, собирая многочисленные комментарии, в том числе и негативного характера. Неприятно, конечно, читать подобное, ведь мы помогли участникам дорожного движения просто так.
По словам майора милиции, такие случаи не единичны, а одна из многочисленных ситуаций, когда инспекторы ГАИ приходят на помощь. Я даже больше скажу, наряду с профилактической работой и расследованиями ДТП в деятельности отдела ГАИ есть место подвигу. Как бы громко ни звучали эти слова, но это так. Даже в выходной день, когда инспектор не на службе, он все равно остается верен своему долгу.
— Однажды летом мы с напарником, капитаном милиции Сергеем Мельченко, отдыхали на пляже в деревне Загорины, — рассказывает Дмитрий Николаевич. — Расположились на расстоянии от основной массы отдыхающих. И вдруг я услышал, как кто-то кричит: «Помогите!». Посмотрел на воду и вижу: тонет ребенок! Голова то покажется, то под воду уходит. Сергей среагировал быстрее — побежал первый, я за ним, а в мыслях только: «Дай Бог, чтобы голова опять показалась над водой!» Мальчика мы спасли. Но никто из тех, кто был ближе к воде, даже не шелохнулся, чтобы помочь.
Казалось бы, все мы люди, одинаковые по своей природе. Почему тогда совесть и ответственность за ближнего просыпается только у единиц? В таких случаях только одна надежда на людей в форме, потому что помогать, спасать, защищать — их работа.
Не женская профессия
Глядя на эту очаровательную девушку, ни за что бы не подумал, что пред тобой милиционер. А между тем Надежда Субботина — майор милиции, старший оперуполномоченный отделения розыскной работы отдела уголовного розыска Мозырского РОВД.
Еще до звонка Надежде Владимировне с просьбой о встрече, я была восхищена тем фактом, что, имея троих детей и определенные домашние обязательства, она находит силы и энергию, чтобы блестяще преуспевать в своей работе.
— Самое интересное, что никто из моих родственников никак не связан с этой профессией, — признается Надежда Владимировна. — Изначально я хотела стать медицинским работником, но потом я решила поступать в Академию МВД.
— С чего вдруг такая резкая перемена?
— Мне всегда казалось, что быть милиционером почетно, что порядочность — их неотъемлемая черта. Придя на службу в органы внутренних дел, я в этом убедилась. Работать легко и комфортно в том плане, что всегда присутствует поддержка и понимание со стороны руководства и коллег. В сложных и запутанных случаях всегда приходим на помощь друг другу, потому что без всего этого работать было бы сложнее, и достигать хороших результатов тоже было бы затруднительно.
Всегда любившая точность и четкость, порядочность и правильность, Надежда Владимировна поэтому и избрала для себя эту профессию — служение людям. Именно по этой причине и окончила в уже далеком 2006 году Академию МВД. Сначала работала следователем, но после образования в 2012 году Следственного комитета Республики Беларусь перевелась в органы внутренних дел.
Специфика работы нашей героини в том, что она занимается розыском пропавших без вести людей. Диапазон поиска огромен: от наших города, района и страны до территории других государств. По словам майора милиции, всегда необходимо быть на связи, даже если звонок будет из другого государства. И мне даже удалось в этом убедиться: за время нашей беседы телефон разрывался от поступающих звонков.
— Я должна быть на связи, потому что от этого зависит как результат моей работы, так и результат дела в общем. Например, разница во времени с Амурской областью Российской Федерации — 6 часов, и я в любом случае должна ответить на звонок. Кроме этого, специфика моей работы предполагает мобильность: в любое время, если возникает необходимость, нужно собраться и поехать.
— Надежда Владимировна, расскажите, были ли в вашей работе какие-то особенно запомнившиеся случаи?
— Был случай: в 2003 году пропал мужчина, и о нем не было никаких известий вплоть до 2017 года. Как оказалось, он пропал в Московской области, там и умер. И вы знаете, после того, как я нахожу пропавшего человека, я получаю моральное удовлетворение. Хорошо, если он нашелся живой и здоровый. Если нет, то родственникам важно знать, где он.
Глядя с каким запалом и энтузиазмом Надежда Владимировна рассказывает о своей работе, невольно проникаешься этими чувствами, потому что работа на самом деле сложная, скрупулезная, ответственная. Каждый найденный человек — это маленькая победа над неизвестностью, маленький подвиг, который не заметен большей массе людей, но такой значительный и для родственников найденных людей, и для нее самой. И каждый день майор милиции достигает все новых успехов, шаг за шагом преодолевая трудности, которые встают на ее пути.
За умелые и профессионально грамотные действия, инициативу, добросовестный труд, образцовое исполнение служебных обязанностей майор милиции Надежда Субботина удостоена многочисленных наград Мозырского районного исполнительного комитета и управления внутренних дел Гомельского областного исполнительного комитета.
И кто теперь скажет, что быть милиционером — не женская профессия?
Героям страх неведом, ибо только благодаря их отваге и смелости, добросовестному отношению к своим обязанностям мы можем надеяться на то, что живем в безопасности, если попросить помощи — нам ее окажут.
Ольга Ласута,
внештатный корреспондент.