На предприятия этой отрасли делают особую ставку и по-прежнему ждут глубокой переработки сырья с выходом на высокую добавленную стоимость, увеличения объемов производства и расширения экспортных горизонтов.
После проведенной модернизации у белорусской деревообрабатывающей промышленности отличные перспективы: полные технологичные циклы делают возможность изготовление более широкого ассортимента. Очевидный плюс – богатая сырьевая зона: нашу республику знают во всем мире как зеленую, лесную страну. Но нам еще есть к чему стремиться. Реализация столь масштабных инвестиционных программ столкнулась в результате с многочисленными трудностями, одни из которых связаны с отсутствием четкой сбытовой стратегии, что приводит к низкому уровню загрузки мощностей. Есть положительные примеры производств, которые, переоборудуясь, словно получили второе дыхание и заработали ритмичнее. Но есть и предприятия, которым нужно подтянуться во многих вопросах.
На Мозырском деревообрабатывающем комбинате – новый руководитель. О менталитете покупателя, рыночных методах управления и принципиальных задачах на 2019 год – в интервью с и. о. директора Андреем Николаевичем Лукьяненко.
– Андрей Николаевич, по сложившейся традиции просим Вас как человека нового в директорском корпусе Мозырщины немного рассказать о себе.
– Мне 36 лет. Родился в деревне Надвин Речицкого района. В связи с переходом отца на новую работу – он возглавил сельскую школу и руководил ею более 20 лет – наша семья переехала в деревню Борщевка, которая расположена в 25 км на восток от Речицы и в 25 км от Гомеля. Детство мое прошло там. После окончания 9 классов поступил в Гомельский машиностроительный техникум, затем – в Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого, получил специальность «Инженер-электрик». По распределению был трудоустроен в Шклов, тогда «Завод газетной бумаги» еще строился. Шесть лет работал на этом предприятии. Сначала энергетиком на газетном производстве, затем зам. начальника электроремонтного цеха, главным энергетиком заводского филиала «Домостроение», которое осуществляло проектирование, производство и строительство деревянных домов. В качестве главного энергетика был приглашен на производственное предприятие «Речицадрев», через 2 месяца возглавил обособленное подразделение «Техэнергосервис», с октября 2013 года работал главным инженером объединения «Речицадрев». В 2018 году окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Государственное управление».
В конце прошлого года управляющий холдинга «БР-Консалт», который действует под эгидой Банка развития Республики Беларусь, предложил перейти в ОАО «Мозырский ДОК», с 14 декабря я работаю в Мозыре. Женат, трое детей.
– Об этом не принято спрашивать, но все же: с какими чувствами, мыслями Вы переступили порог своего нового рабочего кабинета? Как восприняли предложение о переводе?
– Я понимал: все, чего хотел достичь на «Речицадрев», сделал. И немало. На этом предприятии, как известно, также была проведена модернизация сразу по нескольким направлениям. На месте прежнего построено современное автоматизированное производство древесностружечных плит, было установлено оборудование фирмы «Siempelkamp» и других мировых производителей. В это же время была запущена в эксплуатацию линия по производству ламинированной плиты. Была закончена модернизация фанерного производства. Затем введен в эксплуатацию завод синтетических смол. В общем, перед нами стояли неимоверные технические задачи, над решением которых было архиинтересно работать. Для своего личностного развития я много получил. И не хочу на этом останавливаться. Если короче ответить на вопрос: переход в Мозырь для меня – это как вызов, как точка дальнейшего роста. Есть определенные видения и предложения по совершенствованию взаимодействия между управляющей компанией и нами, а также «Белорусской лесной компанией» – государственным оператором, призванным содействовать нам в экспорте. Поэтому я сегодня здесь.
– Перед деревообрабатывающей отраслью стоит задача максимально переориентировать производство на продукцию с высокой добавленной стоимостью и существенно нарастить экспорт. Как обстоят дела с этим у Мозырского ДОКа?
– Деревообрабатывающий комбинат был и остается экспортоориентированным предприятием. ДОК оснащен современным оборудованием лесопиления, производством изоляционных древесно-волокнистых плит и топливных брикетов. Производим щепу и мебель, последнее – нашим филиалом, Ельской мебельной фабрикой. Там тоже – новый руководитель, из столицы, у него много интересных идей по развитию направлений фабрики, будем надеяться, что их удастся воплотить. 90 % выпускаемой продукции реализуется на внешнем рынке, среди главных торговых партнеров – Российская Федерация, Таджикистан, Азербайджан, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Германия, Австрия, Бельгия, Италия.
Самая главная цель, которую ставлю перед собой и коллективом, – выход на стопроцентную загрузку цеха ИДВП. В прошлом году он был загружен работой лишь на 9 %. Это ничтожно мало. Пора выходить на взлетную прямую. Новый завод застоялся в бездействии.
– Из интервью бывшего руководителя холдинга предприятий деревообрабатывающей промышленности «… в сегодняшнем мире производится много всего, и для успешного бизнеса недостаточно просто закупить качественное оборудование, как это было сделано в этой отрасли. Нужно научиться производить такую продукцию и продвигать ее таким образом, чтобы люди были готовы платить за товар больше, чем стоит себестоимость их производства». На Ваш взгляд, что нужно предпринять, чтобы инновационная продукция Мозырского ДОКа – теплоизоляционная плита из древесного волокна «БЕЛТЕРМО» – стала привлекательным экспортным товаром? В чем состоят проблемы с ее продвижением?
– «БЕЛТЕРМО» – это ветрозащита, утеплитель, звукоизоляция, аккумулятор тепла и чистая экология. Изготавливается из волокон древесины хвойных пород без добавления химически активных материалов. Применение в производственном процессе древесного волокна делает плиты «БЕЛТЕРМО» экологически безопасными в эксплуатации, в том числе и для людей, страдающих аллергией. Не наносит вред нашему здоровью, в отличие от плит, изготовленных с применением формальдегидных смол.
Инновационной это продукция является для Беларуси, европейцев ею не удивить. Первый завод по производству этого материала открылся 50 лет назад в Германии. Так что в этом плане мы догоняем своих конкурентов. Необходимые сертификаты для реализации этой продукции на внешнем рынке у нас есть: сертификат соответствия РБ, СЕ-маркировка (подтверждающая, что продукция соответствует всем директивам Европейского Союза), сертификат ISO 9001 (внедрена и функционирует система качества), сертификат ISO 14001 (наличие сертификата свидетельствует об ответственности предприятия и стремлении внести свой вклад в сохранение окружающей среды), сертификат FSC (подтверждает, что ОАО «Мозырский ДОК» не только соблюдает требования законодательства применительно к лесам, но и выполняет ряд важнейших требований, связанных с устойчивым управлением лесами). Но нужно понимать, что каждая страна заинтересована в успехе своего производителя и защищает его интересы, создавая для нас дополнительные препятствия в виде локальных сертификатов.
Создано совместное предприятие на территории Германии «Greenwood», которое обязуется продвигать продукцию нашего комбината в Европу. Почему не выполняются договоренности, предстоит выяснить. Совсем скоро поеду на выставку в Италию, где надеюсь встретиться с нашими парт-
нерами и ответить для себе на вопросы, о том, какова же потребность этого рынка, какая зависимость от импорта и куда он направлен, кто ведущие игроки на этом рынке и какими правовыми и техническими правилами, стандартами качества они руководствуются. Хочу понять менталитет европейского покупателя. Тогда можно выработать алгоритм работы на этом рынке и понять, с чего нужно начинать исправлять ошибки, что менять.
Считаю перспективными для нас также рынки Финляндии, Норвегии, Швеции. Будем стремиться войти и закрепиться.
Можно опустить вопрос о качестве, вообще, можно не говорить об этом. Сегодня во всем мире производят качественную продукцию. Вопрос для экспортера один: как учитывать тенденции, требования рынка, ожидания потребителя. Актуальными становятся вопросы современной презентации продукта. И цена, это – главный аргумент в нашу пользу. Для эффективной работы на внешних рынках нам нужно отказаться от устаревших методов, заменив их на рыночные. Руководитель сегодня вынужден идти на риски. В нашем случае: или пан или пропал. Сегодня производство плиты характеризуется отрицательной себестоимостью. Это временная мера. Нам нужно закрепиться на рынке, привлечь внимание, чтобы нарастить объем. В этом случае нам тоже предоставят скидки. Например, поставщики смол из Голландии. Они, к слову, единственные во всем мире ее производят. Нам пойдут навстречу, сбавят цену, если увидят ритмичность в наших закупках.
На данный момент не хватает некоторых разрешительных документов – технологических решений о применении нашей продукции в строительстве, реконструкции, модернизации зданий и сооружений в Беларуси. Их наличие сделает возможным применение плит «БЕЛТЕРМО» при строительстве многоэтажных зданий, за счет собственных средств и за счет госбюджета. Нужно понимать, что для предприятия это будет стоить крупной суммы.
Если взять в оборот частное домостроение в нашей стране, в месяц при полной загрузке завода ИДВП мы можем обеспечить продукцией строительство 2 тыс. 100 домиков площадью 160-180 м2. Это фантастичные объемы. Без экспортного варианта развития нам не обойтись.
По бизнес-плану мы должны в 2019 году быть загруженными на 30-33 %. Но в связи с недостаточностью заявок все же есть сомнения в выполнении этого пункта.
– Что можно сказать о менталитете белорусского покупателя? Каково его отношение к инновации от ДОКа? Производители деревянных окон, например, сетуют на то, что белорусский потребитель демонстрирует осторожность и консерватизм: нам проще покупать то, к чему привыкли, пусть новое изделие и экологичнее, лучшее по всем параметрам.
– Я бы добавил: экологичнее и дешевле. Наша плита сделана из натурального сырья. Ее же прямой «конкурент» – плиты из минеральной ваты – искусственный материал с применением формальдегидной смолы, который к тому же выше по цене. В Японии, к примеру, не только запрещено применять минеральные плиты для строительства, но и ввозить в страну.
Уверен, что белорусы вслед за европейцами разберутся в зеленой идеологии и будут отдавать предпочтение только экологичному строительству. В зарубежных странах все отчетливее прослеживаются тенденции поддержки этого направления на государственном уровне. Будем надеяться, что инновационные технологии, экологические стандарты пристальнее рассмотрят и в Беларуси. Пока же на внутреннем рынке реализовывается лишь
5 % ИДП от общего производства, остальные идут на экспорт.
– Согласитесь, что главное богатство – это человеческий капитал, не активы и не оборудование, пусть даже оно будет ультрасовременным. В чем сила и в чем слабость коллектива ДОКа? Каким Вы его увидели? Есть ли кадровые проблемы у предприятия? Актуально узнать, кого Вы с удовольствием приняли бы на работу.
– Сегодня в нашем коллективе – 720 человек, с учетом Ельских филиалов. Да, кадровая проблема ощутима, особенно в филиалах. Открыты вакансии главного инженера, заместителей по производству, начальника АСУП (на мебельной фабрике), главного бухгалтера, главного инженера (на леспромхозе), головная площадка в Мозыре также нуждается в главном инженере, в главном энергетике и начальнике ремонтно-механического участка, операторах.
С вами согласен: кадры решают все, если это кадры одной команды. Вижу, что есть определенные разногласия. Группы по интересам мне не нужны, я не привык так работать. С теми, у кого другие видения на этот счет, мы не будем продолжать трудовые отношения, – в этом плане нет смысла проявлять демократичный настрой.
Мозырских деревообработчиков я знаю как трудолюбивых, энергичных и оптимистичных людей. Будем вместе стараться найти выход из сложившегося положения. Хочу сказать, что у нас впереди много работы.
Ольга АРДАШЕВА.
Фото автора.