«Умело, с завидным упорством и постоянством учим врать своих детей, выдавая собственные работы, творческие идеи чужих людей за решения собственных отпрысков».
Сегодня Алина учится в третьем классе. Активная, любознательная девочка, которая с удовольствием принимает участие в самых разных конкурсах. Делает своими руками тематические поделки, сказочные композиции из подручных материалов, рисует, сочиняет стихи.
Еще осенью нужно было принести в класс выполненную дома поделку. «Лучшая пойдет на школу, а затем – на город», – пояснила девочка родителям. С энтузиазмом выполнила задание учителя. Причем сама придумала идею, сама собрала материал. Из листьев, каштанов, палочек и шишек получились премиленькие человечки. Они гуляли в сказочном лесу и, безусловно, очень понравились родителям. Каково же было их удивление, когда в классе они увидели другие работы. Чудесные замки, осенние города на пьедесталах, даже автобус из камней – не налюбуешься! Понятное дело, что в детском конкурсе победила работа… мамы Даника – творческой и интересной женщины. Говорит, что «делала ее вечером, когда Даник на гребле был, а потом провозилась до двух часов ночи». Невооруженным глазом видна работа взрослого человека. Она побеждает на внутришкольном этапе конкурса, «идет» на город, а потом и в области занимает II место. Естественно, под именем сына.
Я знаю еще одного «победителя» конкурса рисунков, который никогда не рисовал. За него это сделала старшая сестра, которая учится в художественной школе. И еще немало чудесных работ, которые ну просто физически не под силу сделать младшим школьникам. Это очевидно, но никого не смущает. Учителю нужно выставить от класса красивую работу, школе не помешает еще одна победа. Только вот в чем смысл таких состязаний? Один только вред.
Во-первых, мы, взрослые, учим врать своих детей. Причем делаем это очень талантливо, выдавая самую настоящую ложь за благое дело. Потом удивляемся, как так получилось, что наш честный и справедливый малыш сегодня так складно, со знанием дела врет.
Во-вторых, лишаем своих отпрысков возможности принимать свои самостоятельные решения, делать свой собственный выбор. Если за ребенка решают, в каком конкурсе принять ему участие, если делают за него всю основную работу, а потом в его адрес – «молодец!», медали и грамоты, то не вырастет ли из него тот самый специалист, который потом, уже, скажем, на производстве будет себе приписывать чужие достижения? Такой работник абсолютно искренне будет считать, что не делает ничего плохого, а всего лишь отстаивает честь предприятия.
Есть еще и в-третьих. Для того, чтобы у человека проявились какие-то таланты, ему необходимо для начала заняться делом, попробовать себя в чем-то. А это не всегда и не сразу – удовольствие. Скорее работа, определенные усилия, преодоление каких-то внутренних барьеров.
Я помню в детстве также участвовала в самых разных конкурсах. Например, «Мисс школа». Разве что с платьями нам помогали мамы. В остальном – все делали сами. Придумывали себе представления, рисовали и раздавали приглашения, разучивали на переменах танцы, сочиняли стихи. Да, многое с точки зрения сегодняшнего прогрессивного мира, в котором куда ни глянь – одни гении и достигаторы, было примитивным и слишком простым. Но мы были честны друг с другом, и, самое главное, мы были честны с собой. Жюри видело перед собой десятилетних девчонок, которые стараются, развиваются, по-своему понимают этот мир. И в конкурсе чтецов рифмованных строчек своего собственного сочинения звучали самые примитивные стихи. Как сейчас помню: «Вот и зимушка зима с белым снегом к нам пришла…» Но эти строчки рождались в наших головах, и никто, ни папа, ни мама, ни учитель не претендовали на выступление от наших имен. Нам тогда и в голову не могло прийти выдать чужое за свое! Да и учителя не ждали от нас поделок, которые можно было бы продавать в сувенирной лавке. Более того, уверена, если бы кто-то принес на конкурс такое изобретение, состоялся бы долгий воспитательный разговор. Ведь настоящий учитель не только учит своему предмету, но и воспитывает.
Нет, конечно, здорово, когда родители помогают своему ребенку сделать какую-то работу. Это сближает, укрепляет отношения в семье. Но ключевое слово – ПОМОГАЮТ, а не делают за него. Вспомните об этом, уважаемые родители, когда ребенок вас озадачит участием в новом конкурсе. И вы, учителя, когда очередное ваше задание будет выполнено так, будто занимался этим мастер художник или знаменитый поэт.