Иметь собственный автомобильный бокс в черте города – что-то сродни членству в элитном вип-клубе. Помимо прямого назначения, гараж – это и как дополнительные метры, «продолжение» квартиры, на которых можно, скажем, хранить закатки на зиму, складировать ненужную технику, и как полноценное рабочее место, готовая площадка для бизнес-идеи – нынешнее правовое поле, к примеру, легализовывает гаражные СТО… Один существенный минус: при растущем желании автовладельцев иметь «домик» для своей техники – неактивное формирование гаражных кооперативов. Свободных мест для строительства нет, покупать с рук чрезвычайно дорого. Впрочем, эти обстоятельства для многих отнюдь не стали преградой – гаражные массивы разрастаются нелегально. Впрочем, это не единственная проблема, которую создает эта категория автолюбителей своим невежественным нежеланием подчиняться общим законам.
Читайте закон
Ежегодно председателей мозырских гаражных кооперативов (по последним данным, их – 83, причем 2 из них расположены в Мозырском районе) приглашают на взыскательную беседу в Мозырский райисполком. Их явка традиционно желает лучшего. Из тех, кто приходит на эти собрания, мало кого хвалят за идеальное, хозяйское ведение дел. Тонких мест действительно много. Поэтому такую встречу начинают традиционно с правового ликбеза: незнание закона – проблема № 1 в гаражных кооперативах.
На последнем таком собрании начальник отдела архитектуры и строительства Мозырского райисполкома Евгений Александрович Рихтиков вновь напомнил собравшимся о том, что деятельность гаражных кооперативов регулируется Указом Президента Республики Беларусь № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок». К слову, правовое регулирование деятельности гаражных кооперативов, как, кстати, и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок и садоводческих товариществ, было усовершенствовано в Беларуси в 2016 году. Документ предусматривает возможность передачи компетенции по решению отдельных вопросов деятельности указанных организаций от общего собрания их участников собранию уполномоченных, что связано с объективной сложностью соблюдения установленного законодательством кворума в крупных кооперативах и товариществах. В гаражных кооперативах собрание уполномоченных, помимо существующих функций, может устанавливать и размеры вступительных, паевых, целевых и дополнительных взносов, а также сроки их внесения.
Во многих гаражных кооперативах ребром стоит и кадровый вопрос. Организации, где отсутствуют председатели (читай, хозяева), перестают выплачивать налог на землю – бюджет теряет деньги. В должниках по уплате налогов такие кооперативы, как «Мелиормаш-10», «Припять», «Первомайский-2», «Кабельщик» и другие.
Председателям гаражных кооперативов также напомнили о своевременности работы с обращениями и правильном ведении журналов входящей и исходящей корреспонденции. Жалобы, которые поступают в райисполком и вышестоящие инстанции, свидетельствуют о том, что эта работа должным образом налажена отнюдь не у всех. Чтобы разногласий и недовольств, которые зачастую возникают по причине слабой информированности, председателям ГСК настоятельно рекомендуют держать отчет перед членами кооператива. В этом гаражные кооперативы должны быть похожи на кооперативы индивидуальных застройщиков, члены которых на общих собраниях активно обсуждают результаты хозяйственной деятельности и выносят на повестку дня наболевшее. Подтянуться нужно и в этом вопросе.
Главный акцент, который в своем обращении сделал Евгений Александрович Рихтиков, – на наведение порядка на земле. Санитария – известная Ахилессова пята гаражных кооперативов. Каждый кооператив обязан следить за благоустройством своей территории: организовывать сбор и вывоз мусора, своевременно устранять стихийную свалку отходов и упреждать ее появление. Но далеко не все выполняют и это требование. Более того, некоторые председатели гаражных кооперативов и вовсе игнорируют предписания проверяющих служб, тем самым отказываясь идти на контакт. Об этом говорили специалисты и других служб, заинтересованные в повышении общей экологической культуры. Первое же, что рекомендовано предпринять, – поставить ограждение. На обособленной территории с четко ограниченным контуром, председателям легче будет следить за порядком, это касается как и в целом кооператива, так и отдельных граждан, от которых и зависит общее состояние дел.
Определяйте границы.
Это нужно не только для соблюдения санитарии.
Уже как тенденциозность: члены кооператива строят помещение, значительно превышающее по параметрам разрешенные габариты. В результате они оказываются за границами выделенного участка. Об этом с собравшимися строго вел разговор начальник управления землеустройства Мозырского райисполкома Максим Андреевич Киселев. Вместо того, чтобы вмешаться, разрешить ситуацию, председатели кооперативов закрывают глаза на стройку гаражей с заметными отступлениями от существующей проектной документации. Несмотря на наличие всех разрешительных бумаг, фактически такие гаражи считаются установленными самовольно. За это спросят по всей строгости закона: к гражданину применят меры административного характера – штраф от 10 до 50 базовых величин. При этом придется гараж снести, а также привести земельный участок за свой счет в первоначальное состояние.
Факты самовольного строительства выявляются ежегодно. Последние – в гаражных кооперативах «Звезда», «Интернационал Мозырь», «Интернациональный», «Фаворит-2006», расположенных по ул. ул. Пролетарской, Котловца.
Многие до сих пор полагают: проще всего легализовать металлический гараж, установив его рядом с гаражным кооперативом. И не перестают понимать, почему госструктуры, курирующие гаражные кооперативы, настаивают на сносе незаконных сооружений. Но закон одинаков для всех: любая, пусть даже временная металлическая постройка должна находиться на официально выделенном участке и соответствовать утвержденному проекту. И каждый его владелец обязан платить налог на землю!
Полезная информация в тему. Кодексом Республики Беларусь о Земле от 23.07.2008, ст. 41, предусмотрено, что земельные участки для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории могут предоставляться во временное пользование Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией собственникам транспортных средств – гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах и являющимся:
— инвалидами I и II группы;
— инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— инвалидами Великой Отечественной войны;
— заболевшими и перенесшими лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС; — лицами, у которых в установленном законодательством порядке находятся на воспитании дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте до 18 лет;
— постоянно проживающими в многоквартирных жилых домах, расположенных в сельских населенных пунктах.
«Отдельная тема – гаражные массивы. Такие в Мозыре расположились и по ул. ул. Пролетарской, Малинина, переулке Березовом, в новом микрорайоне города Наровчизна, в н. п. Дрозды, Козенки и др. Вопросов, касающихся этих организаций очень много. Главное же требование к ним – зарегистрировать свой кооператив, оформить земельные участки, начать уплачивать налог на землю. Спрос с тех, кто этим не займется в ближайшее время, будет самый жесткий», – резюмирует Максим Андреевич Киселев.
Наведите порядок
Самое время обсудить экологические требования к гаражным кооперативам со стороны Мозырской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Они, как утверждает зам. начальника инспекции Иван Валерьевич Москалёв, понятны и прозрачны. У каждого гаражного кооператива должны быть схемы по обращению с отходами – такие имеются не у всех. Не все кооперативы удосужились и установить контейнерные площадки для сбора ТБО. По информации «Мозырского райжилкомхоза», в 2018 году отходы по заявительному принципу вывозились лишь из 26 гаражных кооперативов. Что же остальные? Неужели их не накопили? Это в принципе невозможно.
«Картина далека от идеальной: ветошь, мебель, стекло, даже шины – все бездумно выбрасывают в ближайший овраг. Грустно заглядывать за гаражи по улице Интернациональной: овраги, те самые, что мы считаем своей достопримечательностью, превращаются в места свалок. «Особо культурные» члены гаражного кооператива выносят отходы из своих гаражей в контейнеры, установленные для жителей соседних домов – что ж, удобно и платить не надо. Иронизировать на этот счет можно долго, но факт остается фактом: сколько бы профилактических мероприятий мы на эту тему не проводили: и социальная реклама, и публикации в СМИ – эффект от этого минимальный. Действенный метод – только штраф, его размер варьируется для физлиц от 5 до 50 базовых величин, для юрлиц от 10 до 1000 базовых величин, – говорит Иван Валерьевич Москалёв. – В прошлом году в гаражных кооперативах было выявлено 13 нарушений в обращении с отходами, направлено 6 рекомендаций, 3 информационных письма, к административной ответственности было привлечено 2 гаражных кооператива на сумму 367,5 рубля. В этом году мы также выезжали в рейды – замечания, что традиционно, есть. Нарушителей природоохранного законодательства – десятки, среди постоянных – «Дион», «Шоссейная, 6», «Синтез», «Галит». Как пример великолепных хозяйственников хочется отметить гаражный кооператив «Вурдекс» – у них есть чему поучиться всем остальным!»
Как мы писали ранее, основными нарушениями в ГПК являются захламление прилегающей территории отходами, несанкционированное размещение отходов вокруг гаражей, складирование изношенных шин, слив отработанного масла на почву. Вместе с тем изношенные шины и отработанные масла являются вторичными материальными ресурсами, которые перерабатывают специализированные предприятия.
Как проинформировал заместитель генерального директора ГП «Мозырский райжилкомхоз» Павел Валерьевич ЦЫК, изношенные шины, отработанное моторное масло в г. Мозыре на безвозмездной основе принимают на станции сортировки ТКО по адресу: г. Мозырь, 1-й переулок Малинина, 3Д. Если гаражный кооператив сумеет надлежащим образом наладить складирование шин, работники коммунального хозяйства (по заявительному принципу) перевезут их на станцию самостоятельно. То же – с отработанным моторным маслом. На сегодня заключен договор на вывоз отработанного масла с 4 кооперативами, на их территории уже поставлены емкости для сбора.
Экологи напоминают: сдавая данные отходы на станцию сортировки, мы предотвращаем захламление наших уникальных рвов и оврагов, а также загрязнение почв отработанными маслами: 1 литр отработанного масла, вылитого на землю, делает непригодными от 100 до 1000 тонн грунтовых вод!
Информация к сведению:
ООО «ДВЧ-Эко», компания по переработке моторного топлива, которая функционирует под Минском, по всей Беларуси организовывает заготовительные пункты, предлагая населению сдавать углеводородные отходы. К этому проекту вполне могут подключиться и мозырские гаражные кооперативы. К слову, при передаче ВМР на использование предусмотрено получение финансовых средств. Можно заработать! Емкости для сбора компания предоставит – на это тратиться не нужно.
Очень хочется верить, что следующую корреспонденцию о гаражных кооперативах мы посвятим исключительно положительным примерам и результатам. А пока у собственников гаражей ну очень много работы для того, чтобы о них заговорили в более радужных красках.
Ольга АРДАШЕВА.
Фото Александра СОЛОДКОВА.