С тех пор, как стеклянные бутылки перестали считаться одним из видов твердой валюты, их позиции на магазинных полках значительно потеснила куда более демократичная ПЭТ-тара. Возможно, в пластике напитки смотрятся не так элегантно, зато для употребления значительно удобнее. И нести легче, и уронишь — не разобьется, и на ходу попить захочешь — достаточно пробку провернуть, и выбросить потом не жалко. Мы привыкли относиться к пластику, как к одному из достижений цивилизации, гарантирующему дополнительный комфорт и практически безопасному в использовании. Что ж, потребитель имеет право на блага цивилизации, но так ли уж обосновано его безграничное доверие к современным технологиям. Да, пластик, в отличие от стекла, не бьется, и, даже выброшенный нерадивыми туристами где-нибудь на природе, не станет причиной случайных ушибов и порезов. Вроде не гниет, не разлагается, плохо не пахнет. Значит, безвреден? Как сказать.
В общем-то, пластик сам по себе можно было бы считать инертным товаром, если бы не многочисленные химические добавки, использующиеся для того, чтобы сделать структуру изделия более прочной и эластичной. В зависимости от назначения товара, доля различных химических компонентов может составлять от 5 до 80%, причем они не становятся частью единого целого, не вклиниваются в цепи мономеров, а находятся между ними, выполняя предназначенные им функции. И совершенно безопасны. До того момента, когда небрежно выброшенная тара не начинает подвергаться действию солнца, дождя и других природных катаклизмов. Вот тогда-то из бутылки и может появиться затаившийся там злобный джин.
Мельчайшие частицы химических веществ попадают в окружающую среду, проникают в грунтовые воды, реки, мировой океан. А затем с водой или морепродуктами возвращаются к нам, медленно и безжалостно отравляя ничего не подозревающий организм.
К примеру, бисфенол А является одним из ключевых мономеров в производстве поликарбонатного пластика, из которого производятся в том числе и бутылки для напитков. Чтобы узнать о «темной стороне» этого химического элемента, обратимся ко всезнающей Википедии: «Бисфенол А оказывает негативное влияние на мозг и репродуктивную систему, а также служит причиной ряда онкологических заболеваний (причем как у женщин, так и у мужчин) — в частности, рака простаты, яичек, молочных желез, а также аутизма, деформации ДНК в сперматозоидах, угнетения репродуктивной функции и эндокринной системы, задержки развития мозга, развития сахарного диабета, ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний. Он опасен тем, что при нагреве или при длительном хранении пищевых продуктов в посуде бисфенол А переходит из пластика в пищу. В 2016 году FDA в опубликованной статье[19] разъяснило, что доза бисфенола А в пищевых продуктах и напитках, хранимых в тарах, произведенных с использованием Бисфенола А, безопасна. Однако этот тезис не относится к продуктам, которые были приготовлены или разогреты в тарах с бисфенолом».
Такие же «страшилки» можно рассказать и о фталатах, которые добавляются в пластиковые бутылки и другие изделия для придания эластичности. В малых количествах они совершенно безвредны, но главная их опасность в способности накапливаться в организме и по мере этого оказывать на него токсичное действие, нанося непоправимый вред гормональной системе и внутренним органам.
Следует понимать, что, употребляя напитки из ПЭТ-бутылок, мы ничем не рискуем. Многочисленные исследования подтвердили, что пластиковая тара не выделяет никаких вредных веществ, если, конечно, ее не нагревать и не использовать неограниченное количество раз. Проблема в том, что в погоне за сиюминутными удобствами мы теряем чувство меры. В Беларуси ежегодно на каждого человека образуется 29 кг пластмасс, из них 11 кг — ПЭТ-бутылок. А возвращается в оборот из этого количества только 28%. Это то, что потребитель научился выбрасывать в желтые контейнеры. Все остальное можно считать источником названных и неназванных опасных веществ.
Самое неприятное, что перечисленные компоненты пока остаются неуловимыми и для очистных сооружений. Компанией NonHazCity в свое время был проведен скрининг, в ходе которого взяты образцы из жилых и промышленных районов Стокгольма, а также из ливневых стоков и осадка сточных вод. Практически везде обнаружены кадмий, алкилфенолы, бисфенол А, перфторалкильные и полифторалкильные вещества, а также диклофенак. Так вот, концентрация на выходе из очистных сооружений оказалась выше, чем на входе. Современные технологии пока не рассчитаны на фильтрацию элементов, появившихся в нашей жизни относительно недавно.
Понятно, что от ПЭТ-тары человечество уже не откажется, да этого и не стоит делать. Просто нужно разумно подходить к выбору товара в магазине. Собираясь на пикник или рыбалку, можно отдать предпочтение пластику. Его легче брать с собой и, что гораздо важнее, привезти обратно и выбросить куда положено. А вот дома приятнее утолить жажду из благородной стеклянной бутылки. Да и смотрится напиток в стекле куда презентабельнее, и вкусовые качества сохраняет лучше.
К слову, такой критерий выбора актуален и в случае с другими товарами. Ведь часто на магазинных полках рядом по одинаковой цене стоят крупы или сахар в бумажной и пластиковой упаковке, печенье в классической бумажной и тетрапаковской обертке, яйца в пластмассовых и картонных контейнерах и т. д. Мы же, совершенно не задумываясь, покупаем то, что просто привлекательнее выглядит.
А если уж никак нельзя отказаться от пластика, не нужно забывать о желтых контейнерах. Чем больше ПЭТ-бутылок вернется во вторичный оборот, тем меньше поводов будет думать о фталатах, бисфеноле А и прочих неприятных составляющих.
В Беларуси создано достаточно мощностей для переработки ПЭТ-тары во флексу и гранулы. Так, например, в Новополоцке комплекс по переработке загрязненного пластика способен справиться с 400 кг вторсырья в час, то есть переработать до 11,5 тыс. ПЭТ-бутылок. На УП «Экорес» в Минске производительность такой линии составляет до 2,5 тыс. т в год. Так что безопасность окружающей среды зависит исключительно от нас самих. К благам цивилизации и относиться нужно цивилизованно.