В поиске крутых поворотов. Как мозыряне штурмуют вершины дрифтинга

940

Дрифтинг – достаточно новое и очень интересное направление в автоспорте. По крайней мере, для нашей страны. Наш внештатный корреспондент узнал о том, как мозыряне штурмуют вершины этого вида спорта.

Спортивная жизнь столицы Полесья всегда была очень разнообразной и включала в себя множество интересных видов спорта: от футбола и борьбы до волейбола и гребли. Но сегодня мне хочется рассказать вам о таком зрелищном и пока только начинающем свой путь в Беларуси виде спорта как дрифтинг. Визг тормозов, красивые заносы и бешеный адреналин привлекают зрителей по всему миру и не могли ускользнуть от взора отечественных автолюбителей. Представителем данной дисциплины в Мозыре стала команда „X-Drift“, которую возглавляет ее пилот Николай Заяц. Он согласился рассказать о себе, своем коллективе и о дрифтинге в целом.

Детская мечта и первое знакомство с миром моторов

– Как вы пришли в дрифт? Ведь это отнюдь не самый популярный в стране и, к тому же, весьма затратный в плане финансовых вложений спорт.
– С детства мечтал попасть в автогонки, но в Мозыре не было никаких секций или кружков, связанных, к примеру, с картингом, на котором обычно и вырастают юные гонщики. С течением времени стали появляться игры наподобие „Need for Speed”, с которой, собственно, и начинался мой дрифт. Постепенно я стал изучать эту дисциплину, искал видео о дрифтинге, что тогда было сложно из-за труднодоступного интернета. Затем появился всемирно известный фильм «Тройной форсаж: Токийский дрифт», заразивший меня атмосферой, царящей на гонках. Так и появилась цель: несмотря ни на что, прийти в мир автоспорта. Это стремление привело меня с друзьями на первый чемпионат страны по дрифту, проходивший в Минске в 2010 году.

Что касается финансовых затрат, то дрифт действительно забирает все и не возвращает ничего. Но эмоции, которые буквально проходят через тебя во время гонки, тот непередаваемый адреналин и атмосфера, создаваемая зрителями, безусловно, все окупают.

– Есть множество примеров того, что становление известных гонщиков происходило едва ли не наперекор мнениям их родных и близких. А как семья восприняла увлечение дрифтом в вашем случае? Не случалось ли размолвок на этой почве?
– Что касается увлечения техникой, то здесь я пошел по стопам моего отца Василия Петровича Зайца. Он сам собирал из различного металлолома тракторы для домашнего хозяйства и всячески способствовал развитию моего интереса к технике. К примеру, еще в школе помог мне купить мою первую машину, которой стал старенький дряхлый Рено. Я сразу занялся ее тюнингом, вырезал воздухозаборники на капоте и других частях кузова. Когда отец все это увидел, к моему удивлению, он не стал меня ругать и разрешил продолжать работу так, как я посчитаю нужным. Когда же восстановление было закончено, мне было приятно ощущать гордость в отцовском взгляде, по которому можно был сказать, что он доволен моей работой. Что касается моей мамы Галины Ивановны Заяц, то она также приняла мое необычное занятие и не препятствовала мне в нем, хотя и не спала ночами, когда я катался. Если же говорить о моей супруге Оксане, то она всегда знала о моем пристрастии к дрифту, так как знакомы мы еще с юных лет. Она понимала, что для меня хобби никогда не стояло выше семьи, которая всегда на первом месте. А ее радость моей первой награде убедила меня в том, что занимаюсь всем этим я не зря.

Краткий экскурс в мир дрифта

– Дрифтинг является судейским видом спорта. Расскажите о системе оценивания выступлений пилотов и о том, от каких факторов в целом зависит их успешность.
– Дрифт – это техника прохождения поворотов с использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания автомобиля на трассе скорости и угле траектории. Соответственно и выступление оценивается по этим показателям, а также по зрелищности. Кроме того, так как в заезде участвует 2 автомобиля, учитывается качество выполнения заданий на трассе и минимальное расстояние между машинами, придающее заезду синхронность и дополнительную остроту.

– Не является ли дрифт чересчур субъективным видом спорта? И бывали ли у вас случаи, когда хотелось оспорить судейское решение?
– Конечно, такое иногда происходило. В дрифте пилотам разрешено подойти к судьям и оспорить оценки за свой заезд. Но, так как ведется всесторонняя видеосъемка всех заездов, на которой видны все промахи гонщиков, чаще всего судьи оказываются правы. Однако для исключительных случаев существует команда для повторного заезда, которого зачастую могут потребовать сами зрители, когда видят несправедливое решение. И судьи в большинстве случаев предоставляют участнику такое право, так как этот спорт предназначен в первую очередь для зрителей, и последнее слово всегда за ними.

– Как обстоят дела с посещаемостью дрифта в нашей стране? Ограничивается ли круг зрителей только лишь фанатами автоспорта?
– Вовсе нет, этапы чемпионата страны собирают 5-10 тысяч зрителей всех возрастов. Дрифт набирает обороты в нашей стране, а потому наш чемпионат регулярно посещают пилоты из США, Японии, Малайзии, Польши, Латвии, Литвы, России, Украины. Безусловно, его можно считать одним из самых зрелищных видов автоспорта, так как действие происходит прямо перед глазами зрителя, который может увидеть все детали гонки, контакты между машинами и иногда случающиеся аварии. Такая близость к соревнованию дарит множество ярких эмоций и незабываемых впечатлений. Также набирают популярность так называемые стрит-этапы, когда гонки проходят по улицам города. В 2017-м году Мозырь даже выдвигался на проведение в таком формате кубка Беларуси по дрифту.

О команде «X-Drift» и о насущных проблемах

– Являетесь ли вы единственным пилотом „X-Drift“? Сколько всего человек включает в себя команда, и в чем заключаются их задачи?
– Сейчас я – единственный гонщик команды, в которую, по моему мнению, нужно включать всех тех, кто нам помогает готовиться к соревнованиям непосредственно в Мозыре, хотя на чемпионаты выезжают всего 4 человека. Помимо меня, это механик Сергей Капора, его помощник Денис Коваль, а также Виталий Казак, помогающий мне подобрать оптимальную тактику для проезда по трассе.

– Где вы проводите свои тренировки? Ведь, насколько я знаю, в окрестностях Мозыря каких бы то ни было специальных площадок для дрифта не предусмотрено.
– В нашем городе действительно нет мест для тренировок, что для нас является одной из главных проблем. Есть несколько безопасных паркингов, но практиковаться там нам запретили. Это на самом деле очень печально, ведь мы представляем город Мозырь на чемпионате страны. Все знают: ключ к успеху – это опыт, а ключ к опыту – практика. Чтобы получать хоть немного больше этого самого опыта и нарабатывать новые навыки, приходится тренироваться прямо перед соревнованиями в отведенное для разминки время.

– Как вы относитесь к экстремальному вождению на улицах города?
– Дрифт на улицах, в первую очередь, наносит вред окружающим водителям. Даже на специальных треках для экстремального вождения порой случаются непредвиденные ситуации и столкновения. Только в отличие от обычных дорог, там все к этому готовы и защищены от тяжелых последствий. Проблема в том, что людям, увлекающимся дрифтом, негде оттачивать свои навыки, и они попросту вынуждены практиковаться на дорогах общего пользования. Было бы хорошо, если бы в городах Беларуси появлялись специальные площадки для тренировок по автоспорту. В таких местах люди могут осваивать некоторые элементы дрифта и применять их на практике в экстренных случаях, например, чтобы вывести машину из заноса на скользкой дороге в зимнее время. Я сам оказывался в ситуациях, когда мои навыки дрифта буквально спасали семью от аварий, в которых мы все могли сильно пострадать. Думаю, появление площадки для отработки навыков экстремального вождения поможет сократить количество ДТП на улицах Мозыря.

– Чуть ранее уже было сказано о финансовых трудностях, с которыми сталкиваешься, занимаясь дрифтом. Как вы и ваша команда выходите из этого трудного положения?
– Сейчас нам оказывает поддержку компания по разборке автомобилей БМВ, находящаяся в городе Гомеле. Ребята предоставляют нам все необходимые для автомобиля запчасти и комплектующие. Недавно к нам присоединилась и мозырская фирма «PerfectCar», предоставляющая различные услуги по ремонту автомобилей, но в нашем случае это поставка шин. Ведь их расход в дрифте гораздо выше, чем в большинстве других видов автоспорта. Тем не менее, мы продолжаем искать любую помощь перед стартом сезона, взамен мы предлагаем рекламу продукции спонсора на нашем автомобиле.

Грядущие старты

– Каким для „X-Drift“ выдался 2018 год, и какие цели команда ставит перед собой на новый сезон?
– 2018 был пробным для нас. Первые соревнования на недавно построенном автомобиле позволили нам оценить его управляемость и поведение непосредственно во время заносов. По причинам, о которых уже говорилось ранее, все это приходилось делать прямо на соревнованиях. Мы посетили два из трех этапов чемпионата SDA в классе ProStreet, которые проходили в Гомеле и Быхове. Несмотря на то, что по объективным причинам мы не смогли принять участие в финальном этапе, нам удалось занять III место в общем зачете, что, на мой взгляд, является достойным результатом. В нынешнем году планируем принять участие во всех этапах первенства республики в классе ProStreet. Кроме того, планирую получить в Белорусской Автомобильной Федерации лицензию пилота и специальные документы для автомобиля, чтобы участвовать в профессиональных стартах. Помимо вышеперечисленного, в планах также поездка на чемпионат Украины.

Спасибо Николаю за столь подробную и содержательную беседу, которая, наверняка, помогла нашим читателям больше узнать о дрифтинге, а может, и заразила их бушующей энергетикой этого спорта. Ну и, конечно, хочется пожелать ребятам из команды „X-Drift“ двигаться только вперед и покорять новые вершины белорусского и международного дрифтинга.

Максим ЗАРАНИК,
внештатный корреспондент.
Фото из личного архива героя материала.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: