Ольга АРДАШЕВА:
«Зазывалы» на всякого рода презентации переходят все рамки. Этичные. Правовые. Личные».
Рынок рекламы переживает эпоху трансформации. Тотальная цифровизация коснулась и PR – теперь рекламный продукт все реже пахнет типографской краской. Сегодня так: вы не ищете рекламу – она ищет вас. В интернете, в соцсетях и уже по телефону.
С навязчивой рекламой на мобильном, наверняка, вы уже сталкивались. Мозырь услышал и прочувствовал на себе проделки «оконщиков», «фильтровщиков», теперь к этому ряду можно смело прибавить и «зазывальщиков на презентацию». Как? Вы до сих пор не приобрели итальянскую посуду, которая позволяет готовить без воды? И спите на обычном постельном белье? Как же так! Во сне вы должны омолаживаться – этому способствуют чудо-комплекты. Сумма – около тысячи евро – не должна смущать. Если в рассрочку на год – получается терпимо. Зато будете чувствовать себя королевой! Будьте готовы: примерно так вас будут «обрабатывать». Самые приятные слова – только бы подписали заветный договор!
Недавно меня тоже вновь приглашали на такую встречу в кафе нашего города. Даже подарки сулили. Вежливо, аккуратно предложили напомнить о встрече с помощью СМС – согласилась. На этом мероприятии так и не удалось побывать. Задерживалась в редакции, о чем, разумеется, решила сообщить: не приду. Вежливость – за вежливость. В ответ – негодование и возмущение, пустое место в зале им было явно не с руки. В ход пошли аргументы о том, что даже самые неторопливые бросают все свои дела, лишь бы увидеть их суперпродукцию. В чем же привлекательность товара и сколько стоят кастрюльки, которые должны были «обогатить мою пищу витаминами», так и не объяснили. Видимо, действительно баснословно, раз кухонная утварь «имеет» такие свойства! Возвращаясь домой, зашла в аптеку за поливитаминным комплексом – разговор с «зазывалой» оказался хоть в этом полезным.
В интервью республиканским СМИ начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли для легко внушаемых граждан подчеркнула: «На презентациях действуют отработанные методики, продавцы профессио-
нально подготовлены. Если вы не можете противостоять им, лучше отказаться от такого приглашения. Ни в коем случае нельзя сразу заключать договоры». Можно взять у него рекламу, данные о его местонахождении, обсудить с близкими возможность конкретной покупки. И только назавтра, взвесив все за и против, можно связаться с этой компанией и заказать вещь. Конечно, продавцы будут давить, что скидка действует только сегодня, но это, скорее всего, преувеличение, недобросовестный рекламный ход.
К слову, потребителям следует помнить, что по закону реклама с помощью средств услуг связи может распространяться только с согласия потребителя. И субъекты хозяйствования должны понимать: они обязаны доказать, что согласие было получено. Иногда люди, заполняя анкеты в торговых центрах, не задумываясь, указывают свои номера телефонов, ставят галочки о согласии и подписываются под этим. Но закон «О рекламе» предусматривает и такие ситуации. Если потребитель дал кому-то согласие о распространении рекламы по телефону, он может его аннулировать, направив отказ в адрес рекламодателя.
Хороший вопрос: каким образом мобильные номера телефонов попадают в руки тех самых продавцов, которые втюхивают, уговаривают, будто гипнотизируя? Обращаясь к вам по имени, они вряд ли будут говорить о случайном наборе.
Хочется напомнить о самом главном правиле так называемого мобильного этикета. Передавать личные данные, в том числе и номер телефона, третьим лицам допускается только с его согласия! И вот еще информация к сведению: в соответствии со ст. 22.13 КоАП за разглашение персональных данных (к этой категории можно отнести и номер мобильного телефона) предусмотрена административная ответственность – штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.