К 100-летию со дня рождения мозырского художника-керамиста Николая Никитовича Пушкаря

453

Исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств БССР,  художника-керамиста Николая Никитовича Пушкаря. Какой секрет скрыт в его творчестве?! Из каких «колодцев» черпал художник вдохновение, как вышло так, что его глина звенит и смеется?!

Сын деревенского богомаза (иконописца) рос без родителей, воспитывался в знаменитой трудовой колонии А. С. Макаренко под Полтавой. Не расставался с карандашом и бумагой – рисовал картинки из жизни колонистов, карикатуры и стенгазеты, и даже портрет самого М. Горького. К 18-ти окончил Харьковское художественное училище, но путь к своему месту в искусстве занял еще многие-многие нелегкие годы: служба  в особой сталинской кавалерийской дивизии, ВОВ, плен, концлагеря. Николай Никитович не любил вспоминать о прошлом, тревожить старые раны – слишком сложна была его судьба.

60-е годы – новая жизнь на берегу Балтийского моря в Калининграде, реабилитация, любовь и переезд на Полесье. Мы сами творим свою судьбу, как гончар из земли создает красоту. Пушкарь переключился на ДПИ, увлекся керамикой, закончил заочно Народный университет искусств. Начинается период активного созидания – «красной глины беру прекрасный ломоть и давить начинаю его, и ломать, плоть его мять, и месить, и молоть».  Жажда познания людей вела художника из города в город, от Комсомольска-на-Амуре до Мозыря, и определила его творчество – яркой чертой стала обращенность к человеку, обостренное внимание к его внутреннему, духовному миру. Отсюда такие самобытные комедийные сюжеты, колоритные образы, наполненные огромным юмором, добротой, иногда пафосом и иронией, неподдельной правдой жизни, великой, бурной, вечной.

70-е – профессионализм, признание, неповторимость творческого языка, членство в Союзе художников, работа в гомельских художественно-производственных мастерских, многочисленные награды, письма поклонников. И, конечно, создание музея в своей мастерской.

Вещи старины вдохновляли Николая Никитовича, наполняли смыслом и содержанием его творчество. Он желал, чтобы его окружали предметы, несущие энергетику и теплоту рук их создателей, вещи, отражающие коллективную практику жителей Полесья, их культуру и быт. Деревни, села,  встречи, блокнот, карандаш… Рождались  наброски  лиц,  движений, записывались  рассказы  о   прошлом, народные приметы, легенды, песни и шутки. А прялки, ступы, рушники и самовары, лапти да подковы переезжали в мастерскую и вдохновляли мастера. Так возникла богатейшая коллекция этнографии, а в мастерской в 1978 г. открылся музей народного декоративно-прикладного искусства.

Пушкарь заботливо сохранял неразрывную связь с народным творчеством и белорусской культурой, работал в терракоте. Беспрерывно рождались фигурки людей труда, гончары, хлеборобы, музыканты и мечтатели. Внутренний свет и тепло «рыжих» героев и сейчас наполняют музей-мастерскую: тут и мать, как большая медведица, обнимает своих ребятишек; и бабуля, очаровывает невозмутимостью, присматривая за внуками; тихой радостью счастливы и красавица, мечтая о суженом, и дед с бабой, считая морщинки друг друга.

Пушкарской керамике свойственны камерность, интимность, атмосфера доверительного диалога между автором и зрителем. По объему работы невелики, но в них много жизни, напряжения, динамики, колорита, неподдельной выразительности. Да и сама глина, «рожденная из недр земли земля, изменчива, упруга и вольна», материал особенный, живой. Она доступна и пластична,  а главное – изделие из обожженной глины единственное в своем роде – при всем мастерстве, трудно создать точную копию. Свои коррективы в замысел керамиста внесут живой огонь,  вода «в объятии с ним сольется», глазурь и ангобы, премудростей много… Так на свет появится новое произведение, и «засияет вечность в хрупком сплаве том» и глина запоет.

Н. Н. Пушкарь прожил большую и трудную жизнь, но ничего не сломило его дух – поистине, знал сердцем, что основная черта мудрости – постоянная веселость. Он смотрел на мир широко раскрытыми глазами, умел радоваться каждому дню, замечать лучшее, и это богатство своей души через творчество щедро дарил людям. Пушкарь – участник  республиканских,  всесоюзных  выставок.  Его работы демонстрировались в Канаде, Польше, Венгрии, Японии, ГДР.  Многие  из  них  были отмечены премиями. За 28 лет творческой деятельности он более 300 раз участвовал в художественных выставках. Работы мастера хранятся в  местном  и областном краеведческих музеях, музеях Минска, ВДНХ БССР. На Мозырской фабрике художественных изделий с 1972 года создавалась сувенирная продукция по образцам Пушкаря – и здесь он заложил кирпичик в фундамент «мозырской керамики». В 1976–1977 годах Николай Пушкарь принимал участие как скульптор в создании мемориального архитектурно-скульптурного комплекса «Курган Славы» в г. Мозыре. А в 1990 году за большой вклад в развитие белорусского изобразительного искусства как художнику исключительной творческой активности, работы которого получили широкое общественное призвание, Н. Пушкарю было присвоено звание Заслуженный деятель искусств БССР.

Уже многие годы нет с нами такого уникального и яркого человека. Но живет его музей, его лукавая и живая керамика. В ней хранится извечная тайна, что не прочесть на музейных табличках: добрый смех побеждает боль мира.

Екатерина Медведева,
старший научный
сотрудник Мозырского объединенного краеведческого музея.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: