Лет пятнадцать назад изготовление на продажу штучного товара считалось незаконным.
В 2005 году ситуация изменилась, а с 2018-го белорусские ремесленники получили возможность реализации своих изделий в том числе через рекламу в интернете.
Карина Замбжицкая — мастер полиграфии ручной работы
Сейчас схема регистрации деятельности ремесленников такая: приходишь в налоговую с документом, удостоверяющим личность, пишешь заявление и выплачиваешь ремесленный сбор в размере одной базовой величины разово, но каждый год.
Карина Замбжицкая — ремесленник-скрапер.
Она изготавливает блокноты, планеры, ежедневники, альбомы, обложки для паспорта. Скрапбукингом увлеклась четыре года назад. Творческий запал ничуть не угас, наоборот, девушка совершенствует свое мастерство, проходя обучение на платных мастер-классах.
— Когда четыре года назад ушла в декрет, начала искать себя в различных видах творчества, — рассказывает ремесленница. — Я и вязала, и сумки шила, но моего запала надолго не хватало. Однажды попробовала скрапбукинг и увлеклась не на шутку.
Сначала Карина изготавливала изделия для личного пользования, что-то шло на подарки и сувениры подружкам и близким родственникам. Но когда встал вопрос об участии в маркете ремесленников, то возникли трудности: она не была зарегистрирована как ремесленник, поэтому ни участвовать в чем-либо, ни продавать свои изделия не имела права.
— По образованию я юрист, и вопрос законности был для меня принципиально важным, — признается мастерица. — Ничего из своих изделий не продавала до тех пор, пока не зарегистрировалась в качестве ремесленника. Но даже после этого продажи шли не очень гладко, потому что люди в своем большинстве не готовы отдавать такие деньги.
К слову, свои изделия Карина оценивает в 40 — 60 белорусских рублей. Если учесть стоимость затраченных материалов, инструментов, времени, получается, что цена вполне адекватная. С другой стороны, ни один ремесленник не будет продавать свои изделия по себестоимости: в этом нет никакого смысла.
Такой же позиции придерживается и кожаных дел мастер Георгий Прокопенко.
Ремесленником он стал три года назад.
— Началось все с того, что жена показала мне профиль ребят из России, которые занимались ручным шитьем из кожи, — рассказывает Георгий. — Тогда это ремесло в России только начиналось, а в Беларуси почти никто о таком понятия не имел. Я тогда посчитал, сколько стоит кожа и сколько изделие из нее, и подумал: да это же золотая жила! Однако начать оказалось не так просто. Качественную кожу у нас в стране, как и инструменты, по доступным ценам найти было сложно. Приходилось заказывать за рубежом.
После того как Георгий сшил свой первый кошелек, решил не рисковать и зарегистрироваться как ремесленник.
На вопрос, чем руководствуются, так скажем, “подпольщики”, которые не считают нужным узаконить свое ремесло, предположил следующее:
— Есть люди, которые в принципе настроены против государственных программ и законов, в том числе и налогообложения. Есть такие, которые думают, что это дорого или тяжело и долго. Но ремесленничество очень удобно с точки зрения налогообложения: один раз в год заплатил сбор в одну базовую величину и работай спокойно дальше.
Сейчас Георгий занимается изготовлением кожаной фурнитуры для вязаных сумок, бирок и кошельков, а сумки и рюкзаки шьет только на заказ, потому что этот процесс достаточно длительный и дорогостоящий. Кроме этого, сотрудничает с магазинами рукодельных товаров по всей республике — УНП ремесленника дает такое право.
Мастер хендмейда Анастасия Вераксич с магазинами не сотрудничает, но это нисколько не мешает ей создавать вязаные сумки и рюкзаки, на которые находятся покупательницы.
Изучив ассортимент мастерицы, я подумала: было бы странно, если бы желающих приобрести эту вязаную прелесть не нашлось.
Однако и стоимость вещи соответствующая. Анастасия говорит, что все необходимые материалы заказывает оптом из России, потому что так выгоднее и продукт качественнее. Из этого следует, что все затраты немаленькие, равно как и итоговое изделие. Девушка признается, что клиентская база за три года у нее уже сформировалась, и такой результат достигнут благодаря упорному труду и ответственному подходу. Анастасия Вераксич и ее сумки
— Одно время у меня суставы на пальцах болели так сильно, что врач напугал советом бросить вязать, — признается девушка. — А я никак не могла это сделать! Прошла курс лечения и с новыми силами взялась за любимое дело. Меня поймет только тот, кто так же увлечен и получает удовольствие от своей работы.
Анастасия не собирается останавливаться на достигнутом. Она мечтает открыть шоу-рум в Мозыре, чтобы местные рукодельницы могли проводить досуг с пользой. Причем для нее самой тоже есть выгода: все организованные и проведенные мастер-классы по вязанию не бесплатны. В этом нет ничего зазорного, такая практика очень популярна в Европе. Изготовление текстильных кукол блестяще освоила еще одна моя собеседница.
Около двух лет назад Юлия Логвин серьезно занялась авторскими куклами из ткани.
Самые первые шила полностью вручную, а когда муж подарил швейную машинку, дело пошло веселее. В качестве ремесленника Юлия зарегистрировалась в 2016 году.
— Плюсы ремесленной деятельности для меня в том, что можно заниматься чем-то еще кроме основной работы, — рассказывает рукодельница. — Это помогает отвлечься от “обязательной программы” и насладиться “произвольной”, которая к тому же иногда приносит и небольшой дополнительный доход. Также я имею возможность участвовать в праздничных ярмарках, чтобы познакомить со своим творчеством как можно больше людей. А вот минусов, думаю, у ремесленничества нет, разве что постоянный творческий беспорядок дома и жажда скупить все в магазинах для творчества.
По словам девушки, когда есть основная работа и ремесленная деятельность не является единственным источником дохода, то трудностей нет. К слову, стоимость ее изделий вполне доступная, скорее, не хватает толковой рекламы и умения продавать.
— Учитывая, что сумма, которую нужно вносить один раз в год, очень даже символическая, думаю, что ремесленник-нелегал — очень редкий случай, хотя могу и ошибаться. Объяснить это можно разве что ленью или неуверенностью, что доходы от заказов смогут покрыть хотя бы такие расходы, — говорит Юлия.
При всех плюсах ремесленничества и неограниченных возможностях мастеров, которые дает Указ № 364, странно то, что все возможные трудности заключены как раз в реализации штучного товара.
“Минусов у ремесленничества нет, разве что постоянный творческий беспорядок дома и жажда скупить все в магазинах для творчества”
Все мастера были едины во мнении: пока редкие люди готовы купить вещь ручного труда. В большинстве своем потенциальные покупатели не готовы отдать, например, 50 рублей за ежедневник, 80 рублей за кожаный кошелек, 70 рублей за вязаную сумочку. Даже если изделие качественное, прочное, надежное и красивое. А Карина однажды столкнулась с таким мнением: раз она занимается делом, которое любит всей душой, то и платить ей за это необязательно — это же вроде как хобби…
Умение продавать — очень важная составляющая ремесленной деятельности.
По словам моих собеседников, на продвижение уходит много времени, что стопорит заработок. Подспорьем в решении этой проблемы служит беспрепятственное размещение рекламы своего изделия в интернете с указанием всей необходимой информации.
Как прокомментировали в главном управлении торговли и услуг облисполкома, при реализации своего товара через интернет, в частности, социальные сети, закон Республики Беларусь “О защите прав потребителей” обязывает продавца (в нашем случае ремесленника) указывать свои фамилию, имя, отчество, наименование товара, его цену, информацию об условиях хранения и пользования, сроки доставки, цену и условия оплаты доставки. От всей души хочется пожелать успеха создателям красоты, мастерам ручной работы.
Необходимые пояснения
Скрапбукинг — изначально вид рукодельного искусства по изготовлению и оформлению семейных или личных фотоальбомов. Сейчас в это понятие входит и изготовление блокнотов, ежедневников, открыток и прочей продукции.
Шоу-рум — торговое помещение без прилавков и ярких витрин, но в нем можно рассмотреть товары и каталоги, удобно расположившись. Отличие от обычного магазина: уютная обстановка, узкая специализация по виду товара, индивидуальный подход к клиенту, возможность проведения мастер-классов.