Наш выбор

569

20 июля 1994 года состоялась первая инаугурация первого в истории Республики Беларусь Президента. Именно с этого момента начался отсчет истории президентской республики. 20 июля 2019 года ей исполняется 25 лет. Правовой основой президентской республики была, есть и остается Конституция Республики Беларусь


Президентская республика была востребована реалиями середины 1990-х гг. Страна никак не могла выйти из системного кризиса, уходившего корнями в советскую эпоху. Парламентская республика, просуществовавшая в нашем Отечестве в 1991–1994 гг., продемонстрировала неспособность и неготовность отвечать на вызовы времени. Ее руководство во главе с председателем Верховного Совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем не имело фундаментально обоснованной концепции на предмет выхода из настоящего кризиса, действовало методом тыка. Населению пришлось платить слишком высокую цену за экономический авантюризм правившей политической элиты. В то же время не могла быть жизнеспособной и рецептура, предлагавшаяся западными экспертами. Комплекс предпочитаемых ими реформ не вписывался в менталитет среднестатистического белоруса.
Отдельного разговора заслуживают провалы руководства парламентской республики в области внешней политики. Приведу только один пример. Есть все основания считать, что Вашингтон на белорусском направлении его внешней политики в 1991–1994 гг. прежде всего интересовала судьба ядерного оружия на территории Беларуси. Хорошо известно, что наличие собственного ядерного оружия является сильным аргументом в международном раскладе. Так было. Так есть. И так будет. Вашингтон, оказывавший сильное давление на Минск, удовлетворял капитулянтский с точки зрения белорусских национальных интересов сценарий: Беларусь добровольно отказывается от возможности обладания ядерным оружием, соглашается с полным выводом данного оружия со своей территории без всяких “но” и “если”. В 1992 году С. С. Шушкевич без всяких “но” и “если” ставит свой автограф под Лиссабонским протоколом, прекрасно понимая, что тем самым в советско-американском Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) появляется третья сторона – белорусская. Затем оформили свое членство в ДСНВ Казахстан, Украина. ДСНВ был подписан Президентом СССР Михаилом Горбачевым и Президентом США Джорджем Бушем-старшим 31 июля 1991 года. С. С. Шушкевич никогда(!) не ставил ни перед американцами, ни перед россиянами вопрос о получении бонусов, компенсаций за этот весьма чувствительный для национальной безопасности государства шаг. И это в то время, когда материальное положение белорусского народа было крайне тяжелым, когда страна как никогда остро нуждалась в финансовых инъекциях. Правда, оппоненты автора этих строк могут напомнить ему о Будапештском меморандуме 1994 года. Отвечаю своим оппонентам: истинную цену меморандума демонстрирует нынешний украинский кризис. Для логического завершения изложения анализируемого вопроса отметим, что Беларусь полностью выполнила свои обязательства по ДСНВ в 1996 году.
А сейчас обратимся к первым в нашем Отечестве президентским выборам. Они показали, что подавляющее большинство белорусов отвергает прозападную ориентацию своей страны, выступает за стратегический союз Беларуси и России, за отношение к СНГ как главному внешнеполитическому приоритету; делает ставку на ту часть политической элиты, которая находится слева от центра; не приемлет шоковую терапию как узловое звено трансформации народнохозяйственного комплекса; поддерживает идею сильного государства; четко отделяет формирование национального самосознания от нездорового национализма, видит резон в учете белорусов как в узком, так и широком смысле слова, не представляет себе соблюдение баланса интересов в отношениях между титульным и нетитульными этносами без государственного двуязычия.
Такие настроения продолжают господствовать в белорусском обществе и по сей день. Естественно, президентом нашей страны может быть только человек, который наиболее полно учитывает подобные настроения при проведении политики, соответствующей национальным интересам. На первых, вторых, третьих, четвертых, пятых президентских выборах народ поддержал человека, который вывел страну из системного кризиса, сформулировал и реализовал отвечавшую народным чаяниям белорусскую модель общественного развития, не вписывавшуюся в представления западных стратегов. Об этом свидетельствовали и результаты парламентских выборов, на которых побеждали одобрявшие курс А. Г. Лукашенко силы.
Первому президенту нашего государства потребовалось всего лишь шесть лет, чтобы превзойти все, абсолютно все(!) макро-
экономические показатели докризисного 1990 года. Страна вступала в третье тысячелетие с особо чувствительной динамикой касательно объема производства промышленной продукции, потребительских товаров, реальных денежных доходов населения. За первые шесть лет президентства Александра Григорьевича Лукашенко среднемесячная заработная плата его соотечественников возросла в пять(!) раз. Если взять размер заработной платы в долларовом эквиваленте, то имела место такая картина. В 1994 году среднемесячная заработная плата составляла 20 долларов, в 2000 году – 100 долларов.
Что же мы наблюдаем в третьем тысячелетии?
В общем и целом достигаются результаты, которые подтверждают жизнеспособность белорусской модели. С момента, когда начался отсчет третьего тысячелетия, до настоящего времени среднемесячная заработная плата возросла в 4,7 раза. Если основные социально-экономические показатели за 2010 год взять за 100 %, то по итогам 2018 года имеем: реальные располагаемые доходы населения –
137,3 %; реальная заработная плата – 160,8 %; реальный размер назначенных пенсий – 138,5 %; валовый внутренний продукт – 109,2 %; продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий – 114,4 %; продукция промышленности –
116,8 %; экспорт товаров и услуг – 143,2 %; импорт товаров и услуг – 112,2 %. Существенно укрепляется продовольственная безопасность. Если взять все постсоветские государства, то Беларусь окажется в первой пятерке по объемам производства продовольствия. В 2018 году в нашем Отечестве на душу населения произведено 129 кг мяса в убойном весе, 775 кг молока, 355 яиц, 618 кг картофеля, 649 кг зерна, 184 кг овощей, 101 кг плодов и ягод, 507 кг свеклы сахарной. Отечественные хозяйства всех категорий удовлетворяют потребности жителей Респуб-
лики Беларусь более чем на 80 %. Продовольственный импорт последние десять лет не превышает 10 %. На мировом рынке высоко ценятся белорусские молоко и молочные изделия. Если взять объемы поставок молока и молочных изделий на мировой рынок со стороны конкретных стран, то наше Отечество будет замыкать первую пятерку.
Много делается в плане укрепления энергетической безопасности. Можно однозначно утверждать, что в год шестых президентских выборов будут эксплуатироваться два энергоблока Белорусской АЭС суммарной мощностью до 2400 МВт.
Именно в эпоху президентской республики Беларусь превратилась в космическую державу. Обрела плоть и кровь белорусская система дистанционного зондирования Земли.
Под личным контролем Главы государства постоянно находится возведение объектов социально-культурного характера. В эпоху президентской республики их количество возросло во много раз. При этом не раз и не два появлялись объекты, которые вызывали восторженные оценки у маститых зарубежных специалистов. Речь идет, прежде всего, о многофункциональном культурно-спортивном комплексе “Минск-Арена”, Национальной библиотеке. Большое внимание уделялось и уделяется реставрации уникальных исторических комплексов. Самый яркий пример – Мирский замок.
Успешное развитие экономики на базе белорусской модели позволило нашей стране на отличном уровне провести Чемпионат мира по хоккею в 2014 году и Европейские игры в 2019 году.
Важным итогом прошедших 25 лет является растущий авторитет Республики Беларусь на международной арене. Наше Отечество постоянно проявляет себя как донор региональной безопасности. Ключевое значение в этом плане имело подписание в столице белорусского государства в феврале 2015 года хорошо известных в современном мире Минских соглашений на предмет урегулирования украинского кризиса. Сейчас идет проработка вопроса о возможности встречи в Минске первых лиц Украины, России, Великобритании, Германии, Франции, США. С соответствующей инициативой в начале июля 2019 года выступил украинский президент Владимир Зеленский. В сообщении пресс-службы Главы белорусского государства от 8 июля 2019 года, в частности, говорилось: «Наш президент абсолютно поддерживает предложения Владимира Зеленского. Позиция Лукашенко неизменна. Она заключается в том, что «нельзя смотреть друг на друга через прицел орудий», вместо этого необходимо «садиться и решать проблемы, которых накопилось немало». 5-9 июля 2017 г. в Минске проходила работа 26-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Белорусская столица впервые принимала такой форум. В эпоху президентской республики официальный Минск выдвинул немало важных внешнеполитических инициатив, которые способствовали укреплению авторитета нашей страны. Возьмем, например, ее деятельность в Организации Объ
единенных Наций (ООН). В 1995 г. делегация Республики Беларусь на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициировала бессрочное продление Договора о нераспространении ядерного оружия. В 1998 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи по инициативе белорусской делегации была принята резолюция «Региональное разоружение», в которой содержится одобрение предложения Александра Григорьевича Лукашенко о создании в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия. Республика Беларусь отлично справлялась с председательством в СНГ, ОДКБ.
Михаил Стрелец,
доктор исторических наук, профессор Брестского государственного технического университета.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: