У него слезятся глаза и почти не осталось слов для того, чтобы в сотый раз пересказывать свою страшную историю.
Нелегко это: вспоминать, возвращаясь в прошлое. Оттуда скорее хотелось сбежать, но ведь от самого себя не убежишь. Поначалу воспоминания о страшных испытаниях прошлого жгли сознание практически каждый вечер, потом в заботах и хлопотах эти картинки частично затерялись, но, конечно, не исчезли. Все также порой напоминали о том, как страшна война, как мучает, как предает она простого человека, как за считанные дни, а то и часы, в корне меняет его счастливую жизнь.
Владимир Николаевич ЛЕВКОВСКИЙ в настоящее время живет в семье своего внука.
Уютная квартира на десятом этаже, заботливые близкие, телевизор — сегодня жизнь его не отличается большим разнообразием, но наполнена теплом семейного очага. Это главное. И это дает силы жить. Даже теперь, когда здоровье уже подводит…
А тогда, в начале войны, Владимир был молод и здоров. Жил в деревеньке Заячье Ельского района.
Окончил седьмой класс, и, понятное дело, о том, чтобы уйти на фронт, речь не шла. В семье подрастали четверо сыновей, Владимир — самый старший. Хозяйство в семье было большое, так что без дела здесь сидеть не привыкли: мальчики помогали родителям с раннего детства. Так и жили. Однако война оборвала размеренную и привычную жизнь. Весной 1942 года десяти парням из деревни приказано было явиться на сборный пункт в Валавск для отправки в Германию. Кому ехать — решал жребий, который ребята бросали по очереди. Владимиру не повезло — ехать на чужбину выпало ему. Однако вместо него в Германию поехал отец. По сути именно он спас своего сына от горькой доли немецкого раба. В Германии глава семейства работал на бумажной фабрике, где и подорвал свое здоровье окончательно. Домой вернулся умирать… Это был первый раз, когда судьба подарила парню шанс остаться живым и здоровым.
Второй раз случился в октябре 1942 года. На рассвете Владимира вместе с другими односельчанами схватили каратели, которые окружили деревню.
Ребят погнали пешком до Мозыря, где загнали в товарные вагоны и повезли в Германию. На одной из станций Житковичского района молодому человеку вместе со своей женой (да, к тому времени Владимир уже был женат!) удалось бежать. Домой добирались несколько дней. Леса, болота, голод, холод — эта страшная дорога запомнилась на всю жизнь! Но мир не без добрых людей. Ребятам помогли, за что Владимир Николаевич и сегодня благодарит тех, кто не остался безучастным к жизни молодой пары.
В июне 1943 года небольшую деревню Заячье сожгли каратели. Местные жители спрятались в болоте, но это их не спасло. Молодого человека вместе с другими родственниками схватили мадьяры. И, когда сельчан гнали по лесной дороге, парень в очередной раз сбежал. Побег снова оказался удачным, но жизнь в оккупации была нелегкой — многое пришлось пережить!
В конце 1943 года Заячье оказалось в партизанской зоне.
Как-то раз в деревню пришел лейтенант Красной Армии, который дал команду всем парням 1924-1925 г.р. явиться в Овруч, так как этот город был уже к тому времени освобожден. Так Владимир Николаевич оказался в запасном пехотном полку. И уже в начале 1944 года был на передовой. Воевал наш собеседник на 1-ом Украинском фронте, был ранен. Войну закончил под Краковом, но служил в Германии еще до 1947 года, тогда только и вернулся домой.
Когда закончилась война, наш герой устроился на работу в лесхоз, где и проработал потом много лет. Кстати, за время работы Владимир Николаевич ни разу не был в отпуске! Вот такой он человек: трудолюбивый, ответственный, скромный. Даже после выхода на пенсию продолжал работать на родной земле.
Держал хозяйство, трудился в огороде, занимался пасекой, садом. Его дом, кстати, какое-то время был единственным в деревне.
Много лет во всех жизненных начинаниях его поддерживала верная подруга — любящая жена.
Несколько лет назад она умерла. Дедушка говорит, что прожил со своей женой много счастливых лет благодаря тому, что научились супруги уступать друг другу, проявлять заботу и любовь, терпение. Некоторое время Владимир Николаевич жил один в деревне. Однако, когда здоровье совсем стало слабым, дети забрали его в город. Сегодня он — глава большой и дружной семьи. Говорит, что желает всем своим детям, внукам и правнукам никогда не узнать страшных военных дней, не почувствовать всего того, с чем пришлось столкнуться ему в своей юности: «Пусть война для всех молодых останется только в книжках! Не нужно нам этого! Нет большего счастья, чем мир и тишина, уверенность в завтрашнем дне и спокойствие!»
Он снова плачет. Руки дрожат. Здоровье понемногу, по капельке, убегает-растворяется в прожитых годах. Что ж, так устроено мироздание: с возрастом мы не молодеем. Но через всю жизнь можно пронести честность, порядочность, веру в людей, искренность, скромность и многие другие качества, которых в избытке у нашего сегодняшнего собеседника. Здоровья вам, Владимир Николаевич! Пусть тепло семейного очага и впредь вас согревает и радует!
Юлия ПРАШКОВИЧ, фото автора.