«Плати меньше – покупай больше!» – девиз современного производителя «всего на свете» и радость потребителя. Однако немногие задумываются о том, что за этим девизом кроется вполне реальный вред. Для экологии»
На размышления об этом меня натолкнуло знакомство с магазином известного сетевого бренда одежды секонд-хэнд. Раньше я проходила мимо, пока подруга не посоветовала зайти.
– Найдешь много очень дешевых вещей на свой вкус, – заверила она меня.
Зашла, вышла с полным пакетом покупок. Потом еще раз зашла, и еще раз… В общем, затянуло меня в эту бездну. Как в том анекдоте: я только зашла, а дальше все как в тумане. Шопинг!
Зачем мне столько вещей?
Вроде, носить есть чего – полный комплект осенне-зимней одежды. Но азарт берет свое: чего еще красивого и недорогого я смогу выудить в завалах магазина секонд-хенд? А какие образы можно из этого всего составить!
По поводу образов отдельный разговор.
Раньше модную индустрию делали модельеры-дизайнеры и их верные музы – супермодели.
Что показали «Космополитан» с «Гламуром» на своих страницах – то и носим. То и модно. Чье детство пришлось на девяностые, помните джинсы-клеш? И не сказать, что очень красиво было, но упорно носили. Несколько лет держалась мода.
Сегодня все по-другому: мода меняется едва ли не каждую неделю.
Главные люди в модной индустрии теперь вовсе не дизайнеры даже.
Главные – блогеры. Законодатели моды от народа, посредники между создателями одежды и теми, кто ее носит. Они – ровесники тех, кто смотрит их каналы на Ютубе, читает блоги в Инстаграме. К ним прислушиваются и их мнению доверяют. По крайней мере, о них очень многие знают и говорят. Блогеры обновляют свой контент очень часто, кто-то даже каждый день в стремлении угодить своим фанатам – модницы Инстаграма придумывают и составляют образы из простой повседневной одежды, учат одеваться свою аудиторию. Конечно, их влиянием было бы глупо не воспользоваться, что известные бренды одежды и делают, заказывая у блогеров рекламу. И легко находят своего покупателя – целевая аудитория совпадает.
Раньше модные вещи покупали в основном на рынках, теперь – в сетевых магазинах известных бюджетных марок. Не буду называть бренды, все их и так знают. При этом магазины предлагают готовые сформированные образы. Быть стильным теперь стало очень просто: все придумают за вас, даже если модное чутье вас подводит. К этой блузке прекрасно подойдут вон те брюки, а к платью возьмите кеды – будете в тренде! Ах, да, еще две покупки – третья в подарок. Платите меньше, берите больше.
Для многих из нас – тех, кто увлечен покупкой одежды, – мода это хобби. Придумывать наряды – это увлекательно! А как приятно порадовать себя покупкой, тем более что это вас не разорит!
Далеко не все из отпетых шопоголиков, раз за разом берущих штурмом магазины брендовой одежды, задумываются о том, сколько ресурсов уходит на пошив этой самой одежды. По подсчетам Всемирного фонда дикой природы на создание одной хлопковой рубашки или брюк может потребоваться до 9 тысяч литров воды! Водный дефицит в современном мире – такая же актуальная проблема, как, например, загрязнение океанов и разрушение озонового слоя. Так зачем нам столько рубашек?
Кроме того, производство одежды, как и любое другое производство, влияет на экологию. Это влияние, как правило, благотворным не назовешь. Одно дело – произвести хлопковую ткань для тех же джинсов, другое – ее окрасить. Натуральные красители, естественно, слишком дороги для массового производства. Дешевые краски не всегда полезны, и, к тому же, часто недолговечны. Если вы когда-нибудь случайно красили во время стирки свою любимую вещь полинявшей кофточкой или футболкой, то вы понимаете, о чем я.
… Я прихожу в любимый секонд пораньше, в надежде, что народу будет немного и не придется толкаться у вешалок и стеллажей. Не тут-то было! Несколько женщин сосредоточенно, я бы даже сказала, ожесточенно, просматривают висящие на «плечиках» свитера и рубашки, юбки и джинсы, халаты и куртки. Затем устремляются в примерочные. Иногда даже приходится отстаивать очередь, чтобы пройти за ширму и примерить пуловер с брюками. Дальше покупатели идут к кассе, складывая перед продавцом разноцветные стопки одежды.
Кстати, я со своей любовью к магазинам, торгующим товаром «вторые руки», не являюсь злостным вредителем природе.
Концепция секонд-хенд как раз и предполагает пользу для экологии: вы отдаете вещи, которые вам надоели или не подходят по размеру, бесплатно, чтобы кто-то их впоследствии купил за очень скромные деньги.
Это удобно для тех, кто не может себе позволить большие затраты на одежду, но хочет выглядеть модно, интересно и во всех отношениях достойно. Некоторые люди сентиментальны и хотят, чтобы дорогая сердцу вещь не отправлялась на помойку, а обрела новые «заботливые руки». Наконец, чем дольше служат вещи, тем больше экономия ресурсов на производство новой одежды.
Сегодня специалисты говорят о том, что культура осознанного потребления подразумевает собой также отказ от бездумных покупок одежды масс-маркета в пользу пусть более дорогих, но более качественных вещей (прослужат дольше, не придется часто покупать новое). Те предметы вашего гардероба, которые вам больше не по нраву, вполне могут найти нового хозяина, а совсем старые и негодные, ветошь – отправиться на переработку.
Елена МЕЛЬЧЕНКО.